ВСЕСОЮЗНЫЙ СЛЕТ М УЧгК<$ старта АВТОМОТОТУРИСТОВ Время мотоориентиродоние Масштаб qDL/tJUltta _ ^ •/• fOCаСОРЕВНУЮТСЯ ДРУЗЬЯВ Познани состоялась встреча польских и советских автомоделистов. Нашим спортсменам сопутствовал успех во всех классах моделей. Первое место и золо3 тую медаль в классе 1,5 см на дистанции 500 метров завоевал О. Маслов из Ташкента. Модель Б. Ефимова (ЦСАМК) оказалась наиболее быстрой в классе 2,5 см'; в классах 5и 10 смз первенствовали модели, запущенные В. Якубовичем (г. Жуковский) и В. Соловьевым (ЦСАМК). В натегории радиоуправляемых моделей победу одержал Ю. Осипов (г. Баку). Гоночные модели О. Маслова и В. Якубовича прошли 500 метров со скоростью, превышающей прежние рекорды на эту дистанцию, — соответст3 венно 163,638 км/час в классе 1,5 см и3 204,545 км/час в нлассе 5 см .US° 1 o\ --—«. I ,i o : i °i . v-»**^COVL^'V<MMMMMMK ' H'?l-o\ о"-.-/| , / 1 " I *1"ллчIP <Ю"27ЛЮБЯТ ОМИЧИ МОТОБОЛСвыше десяти тысяч зрителей собрала встреча «Омича» и алмаатинского «Автомобилиста». Омичи большие поклонники мотобола, но интерес к матчу вызывался еще и тем, что это был финал переходящего нубка «Золотая осень», учрежденного в честь 50-летия ВЛКСМ. Кроме того, у всех в памяти были свежи впечатления от игры тех же команд на кубок журнала «За рулем» (кубок СССР), где мотоболисты Омска доставили немало огорчений своим землякам, проиграв со счетом 0 : 2. Сумеет ли теперь «Омич» взять реванш? Сибиряки показали хорошую игру и добились победы со счетом 4 : 2 . «Омичу» всего два с небольшим года. Первые шаги, прямо скажем, были мало удачными. В розыгрыше первенства РСФСР номанда замыкала турнирную таблицу. Но ужев следующем, 1967 году вышла на третье место в республике. А в нынешнем омичи впервые выступали в чемпионате СССР по нлассу «Б» и стали призерами. Команда набирает силы, повышает мастерство. Об этом свидетельствуют итоги минувшего сезона. «Омич» провел 18 кубковых и календарных игр, в 12 добился победы, четыре закончил вничью и две проиграл. Наиболее результативными бомбардирами являются капитан команды Борис Овсюков и Сергей Падерин.CM' - ч >lnl JM**"£»'"*l<>./арто йДля большинства участников слета это было первым знакомством с мотоориентированием, и потому, конечно, оно вызвало повышенный интерес. Главный судья соревнований В. Шулмейстерс едва успевал отвечать на вопросы мотоциклистов. Наступил назначенный час, и на стартовой дорожке, ведущей в лес, построились участники заезда. Взмах флажна судьи — «ожил» двигатель первой машины. Получив карту-схему местности, водитель двинулся в путь, а через минуту стартовал другой, затем третий... Одни, проехав несколько метров, притормаживали и, не слезая с машины, внимательно изучали карту, чтобы наметить себе маршрут к контрольным пунктам. Другие считали это лишней тратой времени и мчались вперед без остановки. Вскоре густой лес, дремавший в утренней прохладе, наполнился шумом моторов: то в одной, то в другой стороне стали появляться сизые облачка, повисая на листьях, к ак бы специально для того, чтобы скрыть, куда после перекрестка умчался турист. Поиск начался! Он велся на площади в несколько квадратных километров. Здесь на разных участках разместились десять контрольных пунктов. У каждого свой номер, цифра которого означала число очков, получаемых мотоциклистом, если он его обнаружит. КаШется, все не такуж сложно. Но это только на первый взгляд. Лес густой, в нем тольно две дороги. У зкихже тропинок — хоть отбавляй. Среди них такие, где с трудом проберется пешеход, и чуть более широние, доступные мотоциклисту. Далеко не все тропы нанесены на карту-схему. На западной окраине леса — овраг, чуть поодаль — мелкая речка. Один из контрольных пуннтов — на противоположном ее берегу в ивняке. Чтобы добраться до него, надо пройти по песчаному откосу, преодолеть вброд реку. Нелегок путь и до остальных пуннтов, ноторые разместились вблизи извилистых троп в лесной чаще или где-нибудь за оврагом. Если мотоциклисту удастся обнаружить в течение контрольного времени все десять пунктов, он получит 34 очка, но стоит ему финишировать хотя бы на минуту позже, чем положено, к аку него появятся штрафные очни. Из общего числа положительных очков вычтут штрафные и на основе полученного результата определят места. Некоторые, проездив по лесу час, а то и больше, не смогли найти ни одного контрольного пункта и, разумеется, получили в итоге нули. Были и такие, что просто потеряли ориентировку. Но мы ничуть не погрешим против истины, если скажем, что несмотря на эти казусы в выигрыше оказались все. Карта-схема местности. на которой проходили соревнования по мотоориентированию. Ее масштаб: в 1 см — 100 м. Белая линия — м аршрут победителя К. Койтярва. Справа судьи делают отметки о прохождении контрольных пунктов. «По-настоящему увлекательное и полезное дело». Это слова капитана команды Красногорска Ю. Гаранина. Таково было единодушное мнение туристов. Мотоориентирование, бесспорно, полезное дело. Это и отличная зарядка бодрости итак нужные навыки военноприкладного характера. На слете проводилось ориентирование по выбору. Здесь каждый участник определял сам, к какому пункту и по какой дороге проехать. Несколько сложнее другой вид ориентирования — в заданном направлении. Тут водитель обязан пройти по контрольным пунктам машрута в определенной последовательности. Однано в выборе пути от одного пуннта к другому он не ограничен. Его право следовать, к ак он считает наиболее целесообразным. Есть также ориентирование на маркированной (размеченной флажками или вешками) трассе. Суть этого соревнования состоит в прохождении трассы с нанесением на нарту контрольных пунктов. Видимо, большое будущее имеют и мотоэстафеты с ориентированием. Они проводятся для всех видов .соревнований. Первые смены команд проходят контрольные пункты первого этапа и вручают эстафету своей второй смене и т. д. Последняя смена доставляет эстафету на финиш. Каждый участник стартует только на одном этапе. Победители определяются по лучшему времени прохождения дистанции. Мотоориентирование можно проводить кан самостоятельные соревнования, можно включать икак один из этапов в туристическую многодневну. Мы рассказали о том, что представляет собой мотоориентирование лишь в общих чертах. Разумеется, прежде, чем приступить н делу, следует научить участников читать нарту местности, пользоваться номпасом, хорошо объяснить правила. Без этого вряд ли можно ожидать высоких результатов. Соревнование по ориентированию под силу любому автомотоклубу, любой автомотосекции. Стоит организовать их раз, а потом в участниках не будет недостатка. И. ПЛОТКЕМотобольная команда тельница розыгрыша осень».«Омич», победикубка «Золотая Фото Ю. ЩедринаСооружение омсного мотодрома ДОСААФ во многом способствовало успехам мотоболистов, росту популярности этой игры среди жителей города. Большое внимание уделяют мотоболу местные газеты, радио, телевидение. И сегодня лагерь поклонников футбола на мотоциклах в Омске вырос необычайно. Только на соревнованиях «Золотая осень» побывало около 50 тысяч зрителей. Кстати, в розыгрыше этого кубка (он проходил в четыре этапа) участвовали команды десяти городов Сибири, Казахстана. Киргизии. Любят омичи мотобол. И нубок «Золотая осень», который отныне станет традиционным, — наглядное тому свидетельство. П. ФЕДОРОВ. председатель областной федерации мотоспортаг. Омск17