С этой темы начинают знакомство с автомобилем юноши, пришедшие на учебные пункты допризывной подготовки. В помощь тебе, наш молодой читатель, и предназначается плакат, помещенный на соседней странице. На нем показано расположение агрегатов и механизмов автомобиля. Преподаватель расскажет о назначении и принципе действия каждого из них. Наша же задача — дать наглядную иллюстрацию к его рассказу. Первая тема включает также знакомство с автомобильным транспортом, его ролью в народном хозяйстве и обороне страны. Вот об этом — несколько вступительных слов. История нашего автомобилестроения по существу началась лишь после победы Октября. В 1924 году созданный в Москве на базе авторемонтных мастерских завод АМО (ныне на его месте — ЗИЛ) начал выпуск первых советских автомобилей. Через год на дороги страны вышли грузовики Ярославского автомобильного завода. В 1932 году массовый выпуск легковых и грузовых автомобилей начал Горьковский автозавод. В 1940 году дал первую продукцию Московский завод малолитражных автомобилей. Во время войны вступили в строй Уральский и Ульяновский, а затем — в 40—50-х годах — Минский, Кременчугский, Белорусский автомобильные заводы, Львовский, Павловский, Ликинский, Курганский, Рижский автобусные, а также предприятия, выпускающие специализированные автомобили, полуприцепы и прицепы. В настоящее время советские автозаводы выпускают шесть основных моделей легковых и более 20 моделей грузовых машин. Автомобильная промышленность СССР бурно развивается. В соответствии с директивами XXIII съезда КПСС производство грузовых автомобилей в стране к концу нынешней пятилетки увеличится на 60—70 процентов, а легковых — почти в четыре раза, для чего расширяются существующие и строятся новые автозаводы. Большую роль играет автомобильный транспорт в обороне страны. Автомобили широко используются в армии для перевозки личного состава и различных военных грузов, буксировки артиллерийских систем, на них монтируется и перевозится ракетное и другое специальное вооружение, а также техническое оборудование, обеспечивающее боевые действия войск. Конструкция современного автомобиля достигла высокой степени совершенства. И будущему военному водителю надо хорошо усвоить назначение, расположение, устройство и взаимодействие всех его механизмов, агрегатов и приборов. Литература: 1. М аксимов А. Е. Основы устройства автомобиля (для учебных пунктов), изд. ДОСААФ, 1968. 2. П ровоторхов В. С. Практикум по автомобилю для средней школы. Учпедгиз. 3. К алисский В. С. М анзон А. И.. Н агула Г. Е. . Автомобиль (учебник шофера III класса), изд. «Транспорт», 1968. 4. Б умштейн С. И.. Натаров А. И., Л евковский Н. Я. Учебное пособие автолюбителя, изд. ДОСААФ, 1967. В следующем номере журнала будет помещен плакат, иллюстрирующий вторую тему программы — «Устройство автомобильного двигателя и его работа». 2. «За рулем» № 1 9ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ!Нет такой отрасли промышленности, завода, конструкторского бюро, института, профессионально-технического училища, где молодежь не участвовала бы в смотрах технического творчества или конкурсах мастерства. Пять тысяч лучших работ, прошедших трудный многоэтапный путь отбора на районных, городских, областных, краевых и республиканских смотрах, можно было увидеть на Всесоюзной выставке технического творчества молодежи, проходившей под девизом: «Юбилею комсомола — мастерство и поиск молодых». Чтобы разместить все экспонаты, пришлось отвести место в 25 павильонах ВДНХ, общей площадью 10 тысяч кв. м. Авторы открытий, изобретений, рационализаторских предложений — это люди в возрасте до 30 лет, а также молодежные коллективы, общественные конструкторские и технологические бюро и другие творческие объединения. Невозможно перечислить все интересное представленное на выставке хотя бы в одной интересующей нас области авто- и мотостроения, организации движения транспорта. Большое впечатление производит аппарат на воздушной подушке, созданный коллективом самодеятельного КБ Харьковского авиационного института. На стендах можно было увидеть прибор для проверки работы стеклоочистителей автомобиля — «дворников». Крайне важна их надежность для безопасности движения. Попробуй управлять тяжело нагруженным самосвалом, если изза снега или грязи плохо видна дорога. Стенд, созданный молодыми специалистами Красногорской автоколонны № 1510 Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, поможет быстро определить, как будет работать стеклоочиститель в разных условиях. Большой популярностью и спросом пользуются у нас мотоциклы ИЖ. Молодой инженер В. Иванов сконструировал установку автоматического контроля и управления конвейером сборки мотоциклетных двигателей. Им же спроектирована установка для электронно-вычислительной машины «Минск-1», подготавливающая оперативные данные о производстве моторов. Бурное развитие электроники позволило многим молодым новаторам создать всевозможные установки для программированного обучения и проверки знаний учащихся. В Ленинградском электротехническом институте связи сконструирован кибернетический светофор, обеспечивающий максимально возможную пропускную способность транспорта на перекрестке. Информацию светофор получает от четырех контуров. Они находятся под проезжей частью улицы на расстоянии 50 м от перекрестка. Так называемая «схема логики» производит сравнение количества машин, подходящих к перекрестку с различных направлений, и в результате ряда операций включает зеленый сигнал для транспорта, который движется по наиболее загруженной улице. В схему заложена «память» о пешеходах — им обеспечивается переход улицы при интенсивном движении. Авторы лучших работ награждены памятным знаком и дипломом «Лауреат смотра технического творчества молодежи 1968 года». Кроме того, дирекция ВДНХ СССР наградила около 2000 молодых новаторов золотыми, серебряными и бронзовыми медалями.Б. СИНЕЛЬНИКОВНа верхнем фото — аппаратура для испытаний тормозных систем, созданная группой молодых инженеров ВНИИмотопрома. На фото внизу — гоночный автомобиль ХАДИ-8, изготовленный молодыми конструкторами Харьковского автодорожного института под руководством заслуженного мастера спорта В. Никитина. На этой машине один из участников разработки — В. Капшеев установил несколько всесоюзных рекордов на коротких дистанциях. Несущий кузов, пневматическая подвеска всех колес отличают ХАДИ-8 от других машин этой группы.