Дорогая редакция! Мы с женой просим вас отблагодарить неизвестного нам шофера. Однажды с женой случилось несчастье — заболела, нужна была срочная операция, а до больницы более ста километров. Жили мы в то время в Экибастузском районе, в совхозе имени Ленина. Директор дал мне машину, посадили жену в кабину, укутали потеплее — и в дорогу, которая занесена снегом. Выжимаю из своего старичка-«газика» все что можно, стонет бедняга, ползет.Новые программыновые требованияВ разгаре учебный год в автомотоклубах патриотического Общества. Десятки тысяч юношей, готовясь встать в солдатский строй, овладевают профессией водителя автомобиля, изучают основы военного дела. Сокращение сроков действительной службы, определенное Законом о всеобщей воинской обязанности, налагает на каждого призывника большую личную ответственность. Не меньшая ответственность — и на руководителях учебных организаций ДОСААФ , готовящих технических специалистов для армии и флота. Клубы работают ныне в условиях, значительно отличающихся от прошлых лет. Они определяются новыми программами подготовки призывников по специальности водителя автомобиля 3-го класса. Для автомотоклубов ДОСААФ утверждены две программы (см. таблицу): одна — в объеме 580 часов, рассчитанная на юношей, занимающихся без отрыва от производства, и вторая — для тех, кто обучается с отрывом от основной работы. Объем ее 700 часов. Разница, как видите, существенная. Эта категория курсантов имеет 30 часов для дополнительного изучения теории автомобиля, 56 — для практических занятий и 34 — на слесарные работы. Водители дизельных и специальных автомобилей будут обучаться по 700-часовой программе. В том числе Предметы Всего часов теоретические занятия 20 30 158 12 80 30 20 30 188 12 практические занятияРАССКАЗ ВОДИТЕЛЯ О ВОДИТЕЛЕНо вот в одном месте застряли как следует — ни взад ни вперед. До больницы осталось километров двенадцать, и ночь уже близится. Вылез я из кабины, посмотрел — без бульдозера не обойтись: сидит мой «газик» на раме. А жена стонет, и бензин на исходе. И решил я идти на трассу. До нее километров пять. Добрел по колено в снегу до трассы. Останавливаю одну, другую машину, ничего не получается. Один говорит: а если я сам сяду — кто меня вытянет? Другой: у меня бензину маловато. Третий: спешу, некогда. Простоял яс час, а то и больше. Смотрю, идет «Урал-375», тащит за собой трейлер, и на нем какое-то оборудование буровое стоит. Я со всех ног к «Уралу». Шофер остановился, спрашивает: что, старина? (По возрасту он мне в сыновья годится.) Я к нему со своим горем — так, мол, и так, помоги, жена там у меня погибает. Вытаскиваю пятерку. Посмотрел он на меня и говорит: «Отцепляй трейлер, а деньги убери, я не колымщик, как ты думаешь». Отцепил я прицеп его, сели мы с ним в кабину, он спрашивает: «Куда ехать?» Я показал, и он дунул напрямик по целине к моей машине. Забрал водитель «Урала» к себе в кабину жену, а мне говорит: «Цепляйся «на длинное зажигание». Потащил меня по целине напрямую. Въехали в город, он надавил на сигнал и жмет прямо к больнице, а яу него в хвосте сижу. Вовремя попали в больницу. Хирург сказал, что еще несколько минут, и могло бы кончиться плохо. Жену сразу же на операционный стол. Подходит ко мне мой шофер и говорит: «Давай отцепляй свою балалайку (это он на мой «газик» так). У тебя, небось, и талонов нет на бензин. На вот тебе 150 литров, добраться хватит». После этого он развернулся и уехал. Когда его машина уже была за воротами, я вспомнил, что не успел даже как следует отблагодарить его и фамилию не спросил. Только и запомнил я, что говорил «Мне до Калкамана эту каракатицу тащить», да еще на руке у него была наколка, и я запомнил три буквы С.А.Ф. Что они означали, не знаю. Жена моя выздоровела, и вот мы с ней часто вспоминаем того шофера, а где он есть — не знаем. Сколько раз я проезжал по этому тракту, надеялся: может, случайно встречусь с ним. Но так и не встретился. П. ВОРОНЦОВПолитическая подготовка Общевойсковая подготовка Устройство автомобиля Основы эксплуатации автомобиля Правила движения Основы безопасности движения Слесарные работы Экзамены Всего:20 30 254 148 80 30 0 18 58020 30 284 204 80 30 34 18 70096 136 09—96 192 34 9——9.—80 30 9— ——339369241331,.П римечание : Кроме указанного в таблице времени, отведенного для подготовки водителя, предусматривается еще 70 часов на вождение (для каждого курсанта). Комитеты Общества сумеют справиться с новыми задачами, если руководители учебных организаций будут настойчиво добиваться рационального использования времени, отведенного на каждый предмет, повысят контроль за учебным процессом. Понадобится и некоторая его перестройка. Скажем, в новые программы вместо разборочно-сборочных работ включены практические занятия по устройству автомобилей, расчитанные на прочное закрепление теоретических знаний. Следовательно, для этого необходимо специально оборудовать классы агрегатами, у з ­ лами, механизмами, которые должны разбираться частично или полностью. Организационно практические занятия рекомендуются проводить так же , как это делалось раньше при разборочно-сборочных работах — с разделением группы на подгруппы и бригады, или индивидуальным способом, или же фронтальным методом. Из практических занятий по устройству автомобиля исключены упражнения на снятие и установку приборов. Они будут теперь выполняться на занятиях по техническому обслуживанию автомобиля. Это обстоятельство тоже надо иметь в виду в практике обучения водителей. При разработке новой программы учитывалось, что многие автомотоклубы ДОСААФ располагают пока старыми моделями автомобилей, такими, как ГАЗ-51А, ГАЗ-63, ЗИЛ-151/157/164А. Их, 'конечно, и надлежит изучать. Это, однако, не означает, что курсанты не должны знакомиться с конструктивными особенностями новых автомобилей, например ГАЗ-66, ГАЗ-53А, ЗИЛ-130. Напротив. В тех клубах, где этих автомобилей нет, необходимо широко использовать плакаты, макеты, схемы. Стараться приобрести отдельные агрегаты, узлы, механизмы и приборы новых автомобилей, организовать >их изучение как на теоретических, так и на практических занятиях. Качество учебной работы станет тем выше, чем активнее и настойчивее будут внедряться в учебный процесс новые технические средства: тренажеры, кинофильмы, электрифицированные стенды, чем смелее будет развиваться рационализация, изобретательство. В передовых клубах так и поступают. Преподаватели и курсанты своими силами создают макеты, стенды, экспонаты. Для технического обслуживания нужны специально оборудованные помещения, где должно быть как минимум четыре автомобиля и четыре двигателя для го ­ рячей регулировки, щиты с таблицами регулировочных данных, перечни работ технического обслуживания, сгруппированные как по видам работ, так и по темам дан-10