Прошедший год был отмечен настойчивыми поисками мер, способных обеспечить максимумбезопасности и порядка на улицах и до-рогах в условиях нового роста автомобильного парка, а стало быть, и интенсивности движения. Поиски эти велись на всех направлениях, „в областях технической, организационной и, наконец, правовой. Понятно, чем сложнее обстановка на дорогах, тем выше должна быть дисциплина водителей да и всего населения вообще, тем непримиримее приходится бытьглавное — не суровость наказания, а его неотвратимость. С учетом всех обстоятельств дела, личности нарушителя и последствий его проступка в каждом конкретном случае могут быть выбраны различные меры наказания. Возможность выбора меры наказания предусмотрена и всеми остальными статьями Указа. Конечно, нарушение нарушению рознь. Один водитель, скажем, вместо разрешенных пяти минут пробыл в зоне запрещения стоянки пусть даже десять. Другой же выехал на левую сторону там, где этого нельзяКонечно, безопасность движения зависит не только от водителей, но и от поведения всех остальных, как говорят, участников движения. Вот почему Закон предусматривает ответственность пешеходов, пассажиров, возчиков и других лиц, пользующихся дорогами, если с их стороны будет допущено грубое нарушение правил движения, которое повлекло или могло повлечь дорожнотранспортное происшествие. Все они могут быть оштрафованы в пределах 10 рублей. Наконец, впервые законодатель расценивает как правонарушение умышленное повреждениеВОДИТЕЛЬ-ДОЛЖНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННАЯбыло делать, и создал явно аварийную ситуацию. Очевидно, что опасность второго проступка совсем иная, следовательно, и ответственность за нее возрастает. Это отступление необходимо для понимания второй статьи Указа — об ответственности водителей транспортных средств за грубые нарушения правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам страны. Такие водители могут быть лишены права управления транспортом на срок до одного года или подвергнуты штрафу в размере до 30 рублей, Надо подчеркнуть, однако, что по признакам статьи второй можно квалифицировать только действия водителей, совершивших два или более грубых нарушения правил движения в течение одного года или такое грубое нарушение, которое повлекло дорожно-транспортное происшествие. Административное наказание водитель может нести, разумеется, лишь в том случае, если его проступок не влечет уголовной ответственности. За использование транспортных средств в целях личной наживы водители лишаются права управления ими на срок до одного года или подвергаются штрафу в размере до 30 рублей. На признание вины не влияет, принадлежит ли машина лично водителю, государству или какому-то третьему лицу. Общеизвестно, что за рулем того или иного транспортного средства должен находиться человек, имеющий соответствующее удостоверение на управление им. К сожалению, мы еще сталкиваемся со случаями, когда за руль садятся люди, вовсе не являющиеся водителями, или лица, временно лишенные водительских прав. Для борьбы с этим злом закон предусматривает такую меру наказания, как штраф до 30 рублей за управление транспортными средствами без водительских прав два раза и более в течение одного года. Если же лицо, не имеющее прав на вождение транспорта, будет задержано за рулем в нетрезвом состоянии, то в соответствии со статьей 5 Указа оно может быть подвергнуто штрафу в размере до 50 рублей. А сами водители, передающие руль таким людям или даже имеющим право на управление транспортом, но находящимся в нетрезвом состоянии, подвергаются штрафу до 30 рублей. проезжей части улиц, дорог, дорожно-сигнальных знаков, средств регулирования и организации движения. Виновные в подобных действиях подвергаются штрафу до 20 рублей. Надо сказать, что сроки лишения права на управление транспортными средствами исчисляются не с момента задержания водителя, совершившего какое-либо правонарушение, а со дня принятия решения о лишении его водительских прав. Если же водитель уклоняется от сдачи удостоверения в ГАИ, срок лишения его водительских прав будет исчисляться с момента фактического изъятия у него этого удостоверения. Административные взыскания налагаются органами Государственной автомобильной инспекции и отделами (отделениями) милиции исполнительных комитетов районных, городских Советов депутатов трудящихся, а за ряд нарушений испекторами ГАИ в соответствии с действующим законодательством, Обжаловать их решение можно в 10-дневный срок с момента вручения постановления о наложении административного взыскания в народном суде (на постановление о взыскании штрафа и лишении водительских прав на срок свыше 1 года) или в вышестоящих органах охраны общественного порядка (при лишении водительских прав до 1 гор,а). Подача жалобы приостанавливает до окончательного решения взимание штрафа, но не исполнение постановления о лишении права управления транспортными средствами. Отметим в заключение, что при добросовестном отношении к труду и примерном поведении административные органы по ходатайству администрации предприятий, учреждений или общественных организаций могут сократить срок лишения или досрочно восстановить водителя в его правах. Однако не раньше, чем истечет половина срока лишения. Новый Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, обобщая практику работы органов милиции и ГАИ по укреплению дисциплины среди водителей автомототранспорта, пешеходов и пассажиров, является дальнейшим шагом в деле охраны общественного порядка и безопасности на дорогах страны. А. ГРАЧЕВ, подполковник милициико всяким отступлениям от правил движения. Ибо возможность самых опасных последствий возрастает во много раз. Именно этими обстоятельствами продиктован и принятый в минувшем году Президиумом Верховного Совета РСФСР Указ «Об усилении административной ответственности за нарушение правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам и правил пользования транспортными средствами». Новый Закон вносит ряд изменений и дополнений в административную практику органов милиции и автоинспекции, но, разумеется, должен быть хорошо известен и водителям. В нем совершенно точно определено, что является основанием для наложения того или иного административного взыскания, а также указаны меры наказания в каждом конкретном случае нарушения правил движения. Статья первая Указа устанавливает ответственность водителей за самое тяжкое, пожалуй, нарушение правил движения — управление транспортом в нетрезвом состоянии. Прежде всего она определяет субъект правонарушения, то есть круг лиц, на которых распространяется действие статьи, — водителей автомототранспорта, городского электротранспорта, тракторов или иных самоходных машин. Мерой наказания за управление автобусами, грузовыми и легковыми автомобилями всех марок, мотоциклами, мотороллерами, мопедами, мотоколясками, трамваем, троллейбусом, трактором (и любым другим механизмом, оборудованным мотором и способным к самостоятельному передвижению) в состоянии алкогольного опьянения служит лишение водительских прав. В первый раз на срок до одного года. Если же в течение трех лет после истечения срока лишения правонарушитель будет вновь замечен за рулем пьяным, новый срок лишения может быть увеличен до трех лет. Водитель, севший за руль в нетрезвом состоянии в период отбывания наказания за аналогичное правонарушение, может быть подвергнут уголовной ответственности, Минимальный срок лишения прав, как видите, законодателем не установлен. Это дает возможность органам, налагающим административное взыскание, на практике осуществлять основной принцип советского права:21