f lТехника 1 пятилетки J.-1 . ^ - СгБолее чем на половине территории нашей страны в январе средняя температура ниже минус 20 градусов. Практически это все области восточнее Оби—Иртыша. Особо сильными морозами отличаются Якутия и Магаданская область (районы Якутска, Оймякона, Верхоянска). В декабре, январе и феврале здесь бывает минус 50—55 градусов. На побережье Ледовитого океана, на Чукотке ив некоторых областях Крайнего Севера сильные морозы почти постоянно сопровождаются ветрами, скорость которых временами достигает 30—40 м/сек. Отсутствие железных дорог делает особо важной роль автотранспорта в этих местах. Перевозка различных грузов, работа на лесозаготовках ив карьерах, обеспечение всех транспортных нужд населения громадного по территории и значению края зависят от четкой и бесперебойной работы автомобилей в любых климатических условиях, на трудных дорогах. Природная специфика потребовала создания специальных северных модификаций карбюраторных и дизельных грузовиков, автобусов. С 1965 года конструкторско-экспериментальный отдел Кременчугского автозавода работает над созданием и доводкой приспособленного для Севера автомобиля на базе самосвала КрАЗ-256Б. Главным в техническом задании было условие, чтобы машина могла работать при температуре до минус 60 градусов и высокой относительной влажности воздуха. Такой самосвал — КрАЗ-256БС — создан. Недавно закончились его испытания. Эта машина с колесной формулой 6X4 предназначена для различных карьерных и строительных работ. Грузоподъемность автомобиля 12 т при полном весе 23,9 т, габариты 8100 XX 2640 X 2792 мм, база 4780 мм. Самосвал обладает большим запасом хода по топливу (550 км), что очень важно при работе в отрыве от базы. Для нормальной эксплуатации на Севере автомобиль должен отвечать трем основным условиям: пуск двигателя при морозах до 60 градусов; работоспособность механизмов и деталей при тех же температурах; нормальные условия для работы водителя и здоровья пассажиров. На КрАЗ-256БС пуск двигателя обеспечен подогревателем ПЖД-44Б тепловой производительностью 40 тысяч ккал. и приспособлением 5ПП-40 (старт-пилот) для впрыска в цилиндры в момент пуска специальной легковоспламеняющей-ся жидкости. Пусковой подогреватель работает на дизельном топливе с низкой температурой застывания. На нем же начинает работу двигатель — до тех пор, пока прогреется топливо в основном баке. Бак и аккумуляторные ба-, тареи обогреваются теплом выпускных газов, направляемых по желанию водителя в специальное устройство — отопитель. Распределение тепла регулируется заслонкой. В системе охлаждения за оптимальным тепловым режимом «следит» сам вентилятор, для чего он оборудован автоматической электромагнитной муфтой включения. При необходимости водитель может отключать муфту. Шторка радиатора (взамен жалюзи) и специальный утеплительный капот способствуют более быстрому прогреву двигателя. Очень важен предусмотренный в КрАЗ-256БС обогрев аккумуляторов: при низкой температуре электролита они не успевают подзарядиться и очень быстро выходят из строя. Длина передних рессор увеличена до 1400 мм, что сделало подвеску менее жесткой. Рулевой механизм снабжен гидроусилителем. В дополнение к основному и стояночному установлен тормоз-замедлитель. Действие его основано на создании противодавления в выпускном трубопроводе (перекрытием заслонки) с одновременным отключением подачи топлива. Эксплуатация автомобиля в северных условиях требует некоторых дополнительных мер обеспечения безопасности. Улучшают видимость противотуманные фары. Пневматический звуковой сигнал обеспечивает хорошую сигнализацию при обгонах. Облегчает обгон и расположение выпускной трубы справа (принизких температурах отработавшие газы конденсируются в густой туман, резко ограничивая при левостороннем выпуске газов видимость водителю встречной и идущей сзади машины). Генератор переменного тока со встроенным выпрямителем мощностью 1000 ватт обеспечивает все потребители энергии и зарядку двух аккумуляторных батарей 6ТСТ-165-ЭМС. Все конструктивные и эксплуатационные материалы — резиновые изделия, шины, пластмассы, антифриз, масла и смазки в силовых передачах, гидросистемах, двигателе, подшипниках и амортизаторах — рассчитаны на работу при температурах до минус 60 градусов. Особое внимание уделено кабине водителя. Все стенки, двери и пол ее утеплены поропластом, гофрированным и листовым картоном, автобимом, парусиной. Стекла — двойные, герметизированные, между «ими заложена трубка с силикагелем для поддержания низкой влажности. Установлен эффективный отопитель кабины с электромотором большой мощности. Испытания, проведенные зимой 19661967 и 1967—1968 гг., показали высокую эффективность всех дополнительных узлов и новых материалов. Пуск двигат теля и работа автомобиля не вызывали затруднений при безгаражном хранении на морозе до 47 градусов и ветре до 10 м/сек. Меры, принятые по утеплению кабины, позволили в этих условиях водителю работать без верхней одежды, отлично видеть дорогу. Скоро Север получит столь нужную ему машину. В. ПРИХОДЬКО, г. Кременчуг инженерКрАЗ-256ВС на дорогах Якутии.