дельцем осматривать автомобиль. Тем временем закатное солнце изменяет угол падения своих лучей, и перед глазами потрясенных зрителей вновь таинственно возникает из-под краски слово. Автоинспектор, принужденный в третий раз читать одно и то же, хмурится. Конечно, найдется немало автолюбителей, поневоле ставших знатоками малярного ремесла, которые помогут коллеге справиться с делом. Они-то знают, что надо действовать безжалостно. Не ограничиваться заделкой только царапин, а покрыть припоем и шпаклевкой всю поверхность поврежденной двери. Лишь тогда под слоями краски скроются буквы. Но дело не только в популяризации тонкостей малярных приемов и не в том, чтобы достойно оттрепать озорника. Надо, чтобы у наших ребят еще в период между соской и эскимо было заложено уважение к автомобилю и другим притягательно действующим на них машинам. Это очень и очень серьезно. Неловко под гул реактивного лайнера мириться с тем, что водитель, оставляя машину, забирает с собой щетки стеклоочистителя, а антенну не несет домой лишь потому, что она давным-давно выломана из гнезда. И все же в жизни автолюбителя куда больше радостей, чем огорчений. Вспомните, как послушный вам автомобиль плавно и уверенно идет по гладкой широкой полосе шоссейной магистрали. Однако при всей увлекательности стремительного движения надо уметь и вовремя остановиться. Для этого нажимают на педаль тормоза. Ну, а если педаль проваливается и начинает сопротивляться только у самого пола? Полагаем, что каждый водитель, который любит хорошие тормоза и бережно относится к собственной персоне, к пешеходам ик своему автомобилю, в принципе знаком ис устройством тормозов ис правилами ухода за ними. Мы, конечно, не будем первооткрывателями, если напомним о «мягкой» и«жесткой» педали. «Мягкая» педаль свидетельствует о наличии воздуха в гидравлическом приводе, далеко уходящая — преимущественно об увеличенном зазоре между тормозными колодками и барабаном (а также ио наличии воздуха). Правда, одни умеют прокачать тормоза и восстановить нормальный зазор, другие знают только, что эта операция называется «нажми — отпусти» и сопровождается острым запахом тормозной жидкости. К сожалению, многие автолюбители, обнаружив, что педаль «уходит до пола», не особенно торопятся надевать спецовку или приглашать механика для регулировки. Между тем такое равнодушие к состоянию тормозов со временем обернется большими неприятностями — с какого-то момента в систему начнет попадать воздух, а при долгих остановках (особенно на холоде) жидкость станет подтекать. «Прокачки» (их не избежать) каждый раз будут восстанавливать жесткость педали, но... с гарантией, как говорят, до ворот. Замены манжет тоже не избавят нас от подтеканий. Если же из-за большого хода педаль при каждом торможении перемещается на значительное расстояние — при этом каждый раз сильно сжимается и пружина в главном цилиндре. Дело здесь в том, что из-за потери упругости пружины главного тормозного цилиндра постепенно снижается избыточное давление (у «Москвича» 0,8 — 1,0 кг/см2) в тормозной системе, которое, сохраняясь после торможения, прижимает кромки манжет к цилиндрам. Все понятно: чтобы при больших зазорах все восемь колодок привести в соприкосновение с барабанами, нужно подать в колесные цилиндры много жидкости. И вся эта нагрузка приходится на один единственный поршень главного цилиндра, который должен продвигаться на большое расстояние. А пружина при этом каждый раз сильно деформируется. Особенно часто эти неисправности проявляются зимой, когда из-за низкой температуры уменьшается упругость резиновых манжет. В результате уже через день-другой после прокачки тормозов педаль опять предательски никнет к полу. И сколько бы мы ни меняли манжет, как бы старательно ни подтягивали штуцеры трубопроводов, ничто не поможет, пока не будет восстановлена упругость пружины в главном тормозном цилиндре. При этом, разумеется, нужно убедиться в исправности «колокольчика» и резинового кольца, заменить пропускающие жидкость манжеты в тормозных цилиндрах колес. У нас, в средней полосе, март — месяц граничный. Он то радует прямотаки апрельским солнышком, то обдувает холодными, как в феврале, ветрами. Но все знают: будущее за солнышком. Так и автолюбитель — за всеми вовсе не обязательными, но возможными огорчениями и за всеми совершенно обязательными хлопотами марта он уже зримо ощущает приближение золотого сезона.М. ГИНЦБУРГIМосква,1В прошлом году в № 11 журнала были напечатаны условия «Конкурса ВАЗ» — на лучшее название новому автомобилю, который готовит Волжский автозавод. Редакция получила десятки тысяч предложений. Жюри уже приступило к своей нелегкой работе. Наряду с письмами на конкурс есть и такие, где авторы высказывают свое суждение о том, каким должно быть название нового автомобиля. Одно из таких писем мы публикуем. Дорогая редакция! «В «Ленинградской правде» я прочитал заметку о новом транзисторе для автомобиля Волжского завода и заодно узнал, что он будто бы будет называться «Жигули». И вот это заставило меня написать письмо. Почему в таком случае не дать автомобилю наименование «Пенаты» или «Курилы», а может быть, «Михайловское»? Разве не звучит: «В производство запущено 20 «Михайловское»? Очень уж обидно, когда в погоне за «географичностью» попирается здравый смысл. Название массового автомобиля, мне думается, должно бытькоротким, легко произносимым и выразительным. Можно себе представить, что получится, если выйдут в свет «Жигули»: «Наш завод приобрел пять «Жигулей»! Или: «Я собираюсь купить «Жигулю»! Или: «С невыразимым чувством радости сел я за руль своей «Жигули» (а может быть, «Жигулихи»?). Примеров таких можно набрать сколько угодно, и все они не надуманные. Начнутся языковые казусы и неудобства. Все время, надо будет добавлять слово автомобиль или автомашина, потому что это слова нормальные, они склоняются и спрягаются. Между тем русский язык не любит лишних слов. Наконец, о новом автомобиле будут писать и говорить за рубежом, а ведь ни в английском, например, ни в немецком языках нет как таковой литеры «Ж». И пойдут гулять по свету всякие «Шигули» и «Шикули», «Шекули» и «Шехоли» и т. д. В нашем богатом языке много красивых слов, подходящих названий. И совсем не обязательно, чтобы они вязались с местом, где расположен завод-изготовитель. Почему телевизор могут назвать «Алмаз», а для изящной легковой машины годятся только «Жигули»? Ведь можно назвать ее «Союз», «Спектр», «Максим», «Старт», «Аметист» и т. д. и т. п. Хорошо назвать автомобиль — это очень важно, если хотите, это полдела! От редакции . Опасения автора по поводу «Жигулей» напрасны. Сообщения, появившиеся в некоторых печатных органах, неточны. Название еще не утверждено. Пока есть только индекс — ВАЗ-2101. Подождем, что скажут жюри конкурса и организации, окончательно утверждающие название. К сведению участников конкурса: в связи с задержкой части тиража журнала, печатающейся в типографии г. Алма-Аты, срок конкурса был продлен до 20 января 1969 года.Рис. М. Каширина15