Их нравыЮбилей спрутаЕго история началась шестьдесят лет назад. Концерн «Дженерал Моторс», занимающий первое место среди ведущих автомобильных монополий США, был основан в 1908 году Вильямом Дюрантом. Предприимчивый коммерсант и механик по совместительству собрал воедино карл иковыекустарные мастерские («Шевроле». «Бюик», «Кадиллак». «Олдсмобил»), и «Генеральная компания моторов» вышла на американскую промышленную арену. Подобно Генри Форду основатель «Джи-М» вложил в дело все, что имел: средства, энергию, о рганизаторские способности изнания . В 1928 году компания получила крупную финансовую помощь Уолл-Стрита, и это позволило ей бросить вызов тогдашнему монополисту Генри Форду I. Сделав ставку на массовое производство автомобилей среднего класса (в отличие от более дешевых фордовских) и часто меняя модели, «Дженерал Моторс» к началу 30-х годов сумела обогнать Форда по выпуску машин. С тех пор эта корпорация лидирует в изнурительной гонке, именуемой конкуренцией, и ныне производит вместе со своими филиаламии дочерними сборочными предприятиями четвертую часть автомобилей в мире, ежегодно сбывая их только в США на 16 миллиардов долларов. Фирмы «Опель» в ФРГ, «Воксхолл» и «Бедфорд» в Англии, «Холден» в Авст ралии стали после второй мировой войны всего-навсего придатками всемогущего концерна. Сборочные заводы в Канаде. Аргентине, Бельгии. Новой Зеландии, Пакистане, ЮАР, Швейцарии, Венесуэле и более ста специализированных предприятий-смежников принадлежат непосредственно концерну, а 33 тысячи поставщиков различных материалов и комплектующих изделий в значительной мере зависят от него. «Дженерал Моторс* — самая крупная промышленная корпорация капиталистического мира. Более ста пятидесяти моделей и модиф икаций легковых автомобилей, грузовики и автобусы, двигатели самолётов и вертолетов выпускает это «государство в государстве». И. конечно, солидный кусок от лакомого пирога военных заказов Пентагона отхватили заправилы «Джи-М». Танки, бронетранспортеры, военные автомобили. м ашины высокой проходимости, р азработанныеи выпущенные «Дженерал Моторс», есть везде, куда проникла американская военщина. Гигантский спрут протянул свои щупальца по всему миру. И всюду, где поя вляется «Джи-М», гибнет национальная промышленность, усиливается эксплуатация трудящихся, в ыкачиваются богатства страны. Жестокая борьба крупнейших концернов, борьба за монополию на рынках сбыта между «Дженерал Моторс» и «Фордом» не прекращается ни на минуту. В ход идет все — от газетных статей до подкупа, шантажа и промышленного шпионажа. С неослабным вниманием следят они за рынком иманеврами конкурента, отвечая на каждый его выпад контрударом. В этом свете символично название одной из готовящихся к производству моделей «Форда»: «Вендетта» — месть. А занимается ею новый технический руководитель фирмы «Форд» некто Кнутсен. пришедший из «Дженерал Моторс» со всеми секретами «Джи-М». Это сын одного из бывших ведущих фордовских специалистов, п еребежавшегос таким же багажом в «Дженерал Моторс» еще в 30-е годы. Поистине, вор у вора дубинку украл! Ну, а что же стало с Вильямом Дюрантом? В юбилей можно вспомнить ио нем. Как никак, он вложил в дело все. что имел: средства, энергию, организаторские способности и знания. Но, видимо, мало оказалось этих качеств: «основатель! был выкинут из фирмы заправилами большого бизнеса и умер в нищете и забвении.Эти три выставки, к ак обычно, длились по десять дней и следовали одна за другой с двухнедельными интервалами. В Париже демонстрировались радикально новые модели европейских заводов. Лондон показывал усовершенствования уже известных моделей, знакомил с новинками спортивных машин, представлял американские автомобили 1969 года. Фейерверк опытных образцов и машин с заказными кузовами отличал туринский салон. Крупнейшие автозаводы мира рассматривают выставки не просто кан витрины новых моделей. Они служат и последней примеркой к запросам будущих покупателей, показывают, что нужноеще изменить в новой модели, чтобы обеспечить ей коммерческий успех.при 5400 об/мин. Мотор отличается весьма выгодной характеристикой, а его крутящий момент достигает наибольшей величины при низком числе оборотов — 2000 в минуту. М ашина показывает снорость 175 км/час. В отличие от «Триумфа» завод «Ягуар» оставил неизменными свои испытанные шестицилиндровые двигатели с двумя верхними распределительными валиками. 3 При рабочем объеме 2792 или 4253 см они достаточно мощны — соответственно 180 или 245 л. с. Основу же новой модели Икс-Жб — дорогой пятиместной машины — составили новые кузов и шасси. Этот «Ягуар» —быстроходный (204 км/час) и довольно тяжелый (1560 кг ) автомобиль, для ноторого просто необходимы мощные дисковые тормоза всех колес с ва-ОБЛИК АВТОМОБИЛЯСреди автомобилей, представленных кан модели 1969 года, оказалось немало интересных новинок. Две из них демонстрировали французские заводы. «Рено», чтобы расширить сбыт своей продукции, несколько лет выискивал брешь в типаж еи прейскуранте автомобильного рынка. Обнаруженную пустоту немедленно заполнили моделью Р6. С 1947 года «Рено» принадлежал к сторонникам заднемоторной компоновки. В 1962 году фирма неожиданно выпустила машину с передними ведущими колесами — Р4 (750 см 1 ), а еще через три года — полуторалитровую P16 («За рулем», 1965, № 11). «Рено-Рб» занимает промежуточное положение между этими автомобилями. К акиу Р16, у него пятидверный кузов. Такой нузов с багажником, л ежащим непосредствено за спинкой заднего сиденья, сочетает комфортабельность «седана» и практичность «универсала». По сравнению с силовым агрегатом Р4 рабочий 3 объем двигателя Р6 увеличен до 845 см , а мощность — до 34 л. с. Особенность шасси — независимая торсионная подвеска всех колес, полное отсутствие точек смазни . и... колодочные тормоза. Что ж , на машине с умеренными весом (750 кг ) и скоростью (120 км/час) такие тормоза вполне «справляются с работой». «Пежо-504» — другой дебютант Парижского салона — комфортабельная пятиместная машина с модным кузовом, разработанным итальянской фирмой «Пининфарина». При ее создании много внимания было уделено безопасности пассажиров. Эта проблема приобрела ныне столь большую важность, что несколько круп ­ ных заводов («Мерседес-Бенц», «Ровер», «Волво») начали всерьез ею заниматься. Из элементов безопасности на «Пежо» заслуживают внимания замки , исключающие распахивание дверей при авариях, амортизирующее покрытие ступицы руля и щитна приборов, отсутствие выступающих кнопок и ручек. У модели «504» сохранены наклоненный на 45 градусов 3 вправо двигатель (4 цилиндра, 1796 см ) и коробка передач модели «404». За доплату (11 процентов к цене машины) двигатель взамен карбюратора оборудуется системой впрыска топлива, что дает прирост мощности с 82 до 97 л. с. и соответственно скорости — со 156 до 167 км/час. Задняя подвеска сделана независимой, на всех колесах установлены дисковые тормоза. К акиу многих современных автомобилей среднего класса, тормозная система включает вакуумный усилитель и клапан ограничения давления в рабочих цилиндрах задних колес, позволяющий уменьшить опасность заноса. Характерно, что во Франции, да ив других странах Европы, автомобилисты предпочитают более дорогие четырехдверные кузова двухдверным, которые сохраняются только на самых дешевых моделях. Неудивительно, что завод «Воксхолл» на Лондонской выставке представил четырехдверный вариант популярной малолитражки «Вива» (1159 см 3 , 56 л. с , 790 кг , 125 нм/час). Из других экспонатов нельзя не остановиться на «Триумфе-2500ПИ». Эта пятиместная машина среднего класса родилась четыре года назад. Но теперь она обрела 2,5-литровый двигатель с впрыском топлива во впускную трубу, что позволяет ему развивать мощность 132 л. с. нуумным усилителем, а также гидравлический сервомеханизм реечного руля. Икс-Жб, к ак , впрочем, и «Рено-Рб» «Пежо-504», «Фольксваген-411», «обут» в шины с радиальным кордом, которые постепенно завоевывают признание. Известно, что такие шины капризны — они могут хорошо работать только в паре с подвеской, имеющей определенные характеристики. Большое внимание уделяют сегодня проблеме багажника , вызванной тем, что с ростом автомобильного парка все больше владельцев машин отправляется в дальние поездки. Сегодня любая новая модель уже немыслима без обширного багажника . Но как выкроить для него место? На заднемоторном автомобиле чемоданам оказывалось тесно между нишами (брызговиками) передних колес в обществе запасного колеса и бензобака. И уж совсем скверно обстояло дело на «Фольксвагенах», где две поперечных трубы передней торсионной подвески занимали недопустимо большой объем. Поэтому на новом «Фольксвагене—411» (всего лишь третья модель за всю историю завода!) мы видим уже компактную подвеску «Макферсон» свечного типа. Между нишами колес помещен бензобак, а собственно багажник располагается в сильно вынесенной вперед носовой части машины иуже имеет достаточный объем — 0,4 м'. Пришлось учесть и другие требования времени — теперь «Фольскваген» будет выпускаться ив четырехдверном варианте, а в интересах безопасности его рулевая колонна сделана телескопической. Сзади жеу машины — по-прежнему четырехцилиндровый оппозитный двигатель 3с воздушным охлаждением (1679 см , 68 л. с ) . Подвеска всех колес — независимая, но не с поперечными пластинчатыми торсионами (чрезмерно жесткими из-за ограниченной длины), а спружи ­ нами. «Фольксваген-411» прибавил в весе (1040 кг ) , стал быстроходнее (145 км/час) и «прожорливее» (10,8 — 11,5 л бензина на 100 км ) . А самый первый «Фольксваген» с отдельными подножками и крыльями? Несмотря на свой 30-летний возраст он попрежнему пользуется популярностью благодаря надежности и неприхотливости и выпускается до сих пор. Преподнес сюрприз своим конкурентам и завод БМВ, представив пятиместную машину. У БМВ-2500 — низкая поясная линия, лаконичные формы кузова, горизонтальные задние фонари. Десять лет назад завод расстался с шестицилиндровым двигателем, который вел свое происхождение еще с довоенных времен. Сегодня же добавили два цилиндра к известной «четверке» БМВ с верхним распределительным валом. Новый мотор с семиопорным коленчатым валом и двумя двухкамерными карбюраторами намечают выпускать в двух вариантах: 2494 см 3 (150 л. с. при 6000 об/мин) и 2788 см 3 (170 л. с. при 6000 об/мин). Необычна тормозная система автомобиля БМВ-2500. Дисковые тормоза передних колес снабжены двумя парами рабочих цилиндров: одна из них связана общей системой трубопроводов с цилиндрами задних колодочных тормозов, вторая — действует независимо. В случае разрыва шланга одной из систем другая остается работоспособной. Такая конструкция, повышающая безопасность дви-28