ОСЬ КОЛЕСА БОКОВОГО ПРИЦЕПА«Мне потребовалось заменить ось колеса бокового прицепа ИЖа. Я установил вместо нее ось колеса мотоцикла, но, видимо, она слабее. Прошу опубликовать эскиз оси прицепа, которую я хочу изготовить сам». — пишет в редакцию А. Сокольский с Дальнего Востока. Отвечают работники Вятско-Полянского завода. Ось колеса бокового прицепа изготовляется из стали ЗОХНВА или ЗОХНЗА и термообрабатывается до твердости HRC 37—44. Ось же колеса мотоцикла делается из стали 40Х. Она обладает меньшей прочностью, и ставить ее на боковой прицеп нельзя.нусе цапфы постепенно ослабевает, и его шпоночная канавка разбивается. Если гайку крепления маховика вовремя не подтянуть, то при резком увеличении или уменьшении оборотов коленчатого вала цапфа может разрушиться (скрутиться). Чтобы этого не произошло, шпонну делают из мягкой стали (ст. 10). При перегрузке она срезается, предохраняя цапфу от излома. Шпонку можно заменить запасной (она прилагается к мотоциклу). Муфта же сцепления установлена на цапфе коленчатого вала, имеющей цилиндрическую форму. Вероятность ослабления ее затяжки меньше. Крутящий момент, который передается шпонкой сцепления, во много раз больше момента, передаваемого шпонкой магдино, поэтому шпонка сцепления должна быть более прочной. Ее делают из стали 35 и закаливают. Ослабление крепления муфты сцепления приводит н разработке шпоночного паза на цапфе коленчатого вала, а это может вывести его из строя. Как видим, постоянный нонтроль и надежная затяжка гаек крепления магдино и сцепления совершенно необходимы, если мы не хотим лишиться коленчатого вала раньше времени. А первые признаки ослабления нрепления этих узлов — стуки, возникающие при изменении скорости вращения вала, и рывки при включении сцепления.С ПЛЮСА НА МИНУСМногих читателей-автолюбителей интересует, как перейти со старой схемы электрооборудования («плюс на массу») на современную («минус на массу»). Для изменения полярности электрооборудования автомобиля с «плюса» на «минус» нужно проделать несколько несложных операций с переключением источников и потребителей тока и амперметра. Как переполюсовать приемник, можно прочесть в журнале «За рулем» (1968, № 8 — «Минус лучше плюса»). Провода, подключенные к клеммам амперметра, нужно поменять местами, иначе прибор вместо зарядки будет показывать разрядку, и наоборот. Теперь измените подключение аккумуляторной батареи. С «массой» автомобиля соедините минусовую клемму. Для того чтобы перемагнитить генератор, нужно на 2 — 3 секунды соединить отрезном провода клеммы «Б» и «Ш» реле-регулятора. Делать это надо при не работающем двигателе и батарее, «минус» ноторой подключен на «массу». Если генератор снят с автомобиля, его легко перемагнитить заранее, - соединив клемму «Ш» генератора с плюсовой, а корпус — с минусовой клеммами аккумулятора на 2 — 3 секунды. Вот и все. Стартер и другие агрегаты электрооборудования не нуждаются в пеоемагничивании. Теперь проверка. Если при не работающем двигателе включить «дальний свет», амперметр должен показать разрядку, а на средних оборотах двигателя — зарядку.На боковом прицепе ось колеса (рис. 1) закрепляется в качающемся рычаге посредством разрезной втулки, которую надо изготовить в полном соответствии с рис. 2 из стали 45 и закалить до твердости HRC 35 — 42.может достигать 5 а. Если же контакты реле обратного тока не замкнутся, когда напряжение генератора будет выше напряжения батареи, то она своевременно не получит подзаряда. Таким образом, ток в цепи «генератор — аккумулятор» должен протенать всегда в одном направлении — от генератора к аккумулятору. За этим способен следить полупроводниковый диод — ведь он пропускает тон тольно в одну сторону. Наиболее подходящим является диод Д305, выдерживающий тон до 10 а. Его можно заменить другими — Д231 — 234. Диод включают параллельно контактам реле обратного тока, подсоединяя его к клеммам «Я» и «Б» реле-регулятора. Чтобы отключить реле обратного тона, достаточно отсоединить конец его сериесной обмотки (она выполнена из более толстого провода) от клеммы «Б» или изолировать контакты (ввести между ними пронладку из текстолита, резины и др.). Реле обратного тока следует оставить в начестве резервного. Если с массой мотоцикла соединен «плюс» батареи, то плюс диода подключают к клемме «Б». Если на массе «минус», то н клемме «Б» подсоединяется «минус» прибора. Для лучшего охлаждения диода желательно расположить его так, чтобы он обдувался встречным потоком воздуха. Можно также поставить на диод толстую медную пластинку, играющую роль радиатора. При использовании диодов Д231 — 234 потребуется изменить регулировну реле (повысить напряжение на 0,5 — 1 в).КАК СМАЗАТЬ ЦЕПЬ«Чем и как лучше смазывать цепь задней передачи мотоцикла?» — спрашивают Е. Кульков из Хабаровского края и другие мотолюбители. Периодическое смазывание цепи (через 3 — 5 тысяч километров — в зависимости от условий эксплуатации) значительно увеличивает срок ее службы. Однако мало кто следует рекомендации, считая работу эту неприятной. Между тем снять, смазать и снова установить цепь можно, почти не загрязнив руки. Прежде всего, надо пользоваться при этом старой цепью, — конечно, хорошо промытой. Соединив замочным звеном старую цепь с цепью мотоцинла, проворачивают ведущую звездочку до тех пор, пока на ней не окажется старая цепь, а цепь мотоцикла не упадет на землю. После этого ее поддевают проволочным нрючном (еще лучше — двумя) и помещают в обыкновенную консервную банку, в стенках которой проделано много отверстий, а сверху прикреплена проволочная дужка, как у ведерна. Банку с цепью погружают в керосин или бензин, налитый в другую, ббльшую по размеру банку, тоже снабженную для удобства дужкой. Если теперь некоторое время вращать банку с цепью в керосине, а затем оставить в нем на полчаса, то цепь будет отмыта от грязи и ее можно повесить сушить. Высохшую цепь погружают в разогретую (не до кипения!) смесь 95 процентов солидола (или другой консистентной смазки) и 5 процентов графитового порошка. Заметим, что использование моторных масел вместо консистентных смазок нежелательно, поскольку при работе цепи масло не задерживается на трущихся поверхностях. Цепь в сосуде несколько раз складывают и распрямляют (чтобы смазка проникла в зазоры между втулками и роликами), затем вынимают и после охлаждения снимают с нее излишки смазки тряпной. Если цепь на мотоцикле закрыта кожухами, не пропускающими пыль, обтирать ее не надо. Устанавливают смазанную цепь тем же способом, как и снимают, но в обратном порядке.КРЕСТОВИНА БЕЗ ПРЕСС-МАСЛЕНОКЮ. Максимов из Ленинграда не нашел на своем «Москвиче-412!> прессмасленок на крестовинах карданного вала и шаровых шарнирах рулевой тяги. Как быть? — спрашивает автолюбитель? У части автомобилей, выпускаемых с июня 1968 года, действительно нет пресс-масленок на крестовинах карданного вала и шаровых шарнирах рулевых тяг. Эти узлы модернизированы. Смазна закладывается в них при изготовлении. Герметизация шарниров, новые сорта смазок, улучшение обработки трущихся поверхностей обеспечивают этим соединениям нормальную работу без добавления смазки до первого капитального ремонта автомобиля. В настоящее время коллективом заводских авторов подготовлена ив конце года должна выйти в свет книга с подробным описанием конструкции «Моснвича-412», где будут освещены все особенности эксплуатации машины.ДИОД ВМЕСТО РЕЛЕ ОБРАТНОГО ТОКА«Мне никак не удается правильно отрегулировать реле обратного тока на своем ИЖе. Говорят, что из-за этого аккумуляторная батарея разряжается. Я слышал, что в таком случае может помочь диод. Прошу рассказать. как его подсоединить», — пишет в редакцию Н. Сморгин из Липецкой области. Неисправность реле обратного тока, безусловно, приводит к разряду аккумуляторной батареи. Дело в том, что при снижении оборотов коленчатого вала напряжение генератора уменьшается. В момент, когда оно станет меньше напряжения аккумулятора, контакты правильно отрегулированного реле обратного тока разомкнутся, прерывая цепь «аккумул ятор — генератор», и потребители будут получать питание от батареи. Если контакты своевременно не разомкнутся, ток от аккумулятора пойдет ик генератору, где он будет тратиться бесцельно вследствие активного сопротивления генератора и натушен реле. Его величинаПОЧЕМУ ШПОНКИ ИЗ РАЗНОГО МЕТАЛЛА«На мотороллере В-150М для фиксации магдино и сцепления на коленчатом валу применяются шпонки из разного материала. Чем это объясняется?» — спрашивает В Максуразов из Узбекистана. Отвечают работники завода. При эксплуатации мотороллера режим работы двигателя, а следовательно, и скорость вращения коленчатого вала часто и резко меняются. Цапфа коленчатого вала, несущая маховик магдино, испытывает при этом большие снручивающие нагрузки. Посадка маховика на ко25