Все виды транспорта развиваются в Народной Болгарии: увеличивается протяженность железных дорог, прибывает тоннаж речных и морских судов, открываются новые авиалинии, но все это не идет в сравнение с бурным ростом автомобильного транспорта. На его плечи легли девять десятых всех перевозок. А в ближайшее пятилетие из каждой сотни пассажиров лишь пятеро отправятся в путь самолетом, в купе железнодорожного вагона, в каюте теплохода — остальные воспользуются автомобилем и автобусом. За последние шесть-семь лет автомобильный парк страны стал больше почти втрое. Сейчас он насчитывает полмиллиона самых разнообразных машин. Транспортные потоки на улицах и дорогах республики становятся все интенсивней, растут скорости движения, к тому же все больше появляется туристских машин с иностранными номерами. Не так-то просто теперь обеспечивать безопасность движения и порядок на дорогах. А что будет в ближайшие годы, когда число транспортных единиц перевалит за миллион? Проблемы организации безопасного движения встают со всей своей остротой, во всем многообразии. Их решение требует серьезного научного подхода. Недавно были объединены Государственная автомобильная инспекция при Министерстве транспорта и отдел контроля за автомобильным транспортом при Министерстве внутренних дел. Сейчас их функции выполняет единое Управление ДАИ-КАТ Министерства внутренних дел. Кроме того, Совет Министров специальным постановлением обязал все ведомства, имеющие отношение к автомобильному транспорту, проводить активную, целенаправленную работу по повышению безопасности движения. Принимаются меры по укреплению вновь созданной секции городского движения и транспорта «Главпроекта» при Министерстве архитектуры и благоустройства, задачей которой является научная разработка проблем безопасности движения. Какие же обязанности мы возложили на службу ДАИ-КАТ? Это прежде всего регулирование движения и контроль за соблюдением правил. На главных магистралях и дорогах сотрудники службы работают в две и три смены. Все шире используются радиостанции, радарные установки и другая специальная техника. Жизнь подсказала целесообразность и эффективность такого нововведения, как негласный контроль с последующим вызовом нарушителей правил движения на собеседование. Широко применяются патрулирующие контрольные посты. Специальный отдел управления ДАИ-КАТ занимается анализом дорожно-транспортных происшествий. Изучаются три основных фактора — поведение человека, дорожная обстановка и состояние транспорта. Наши исследования показали, что лишь 4-5 процентов дорожных происшествий случаются из-за технической неисправности транспорта. Но, как правило, они сопровождаются тяжелыми последствиями, и мы принимаем все возможные меры, чтобы снизить их число до минимума. Поэтому контроль за технической исправностью транспортных средств проводится широко и разносторонне. Проверки устраиваются в автохозяйствах, на улицах и дорогах, на объектах, где работают машины. В некоторых окружных городах построены и оборудованы современной техникой контрольно-проверочные пункты, которые обстоятельно проводят технический осмотр автомобилей. До конца 1970 года такие пункты будут открыты во всех окружных городах страны. На службу ДАИ-КАТ возложена регистрация транспортных средств, а также всех дорожных происшествий. Кроме того, служба проверяет, кактоков, пешеходов и дорожных условий, позволяющим на научной основе решать проблемы организации движения и его безопасности, в нашей стране занимается целый ряд организаций. Они взаимодействуют и дополняют одна другую. Специалисты Министерства архитектуры и благоустройства с помощью технических отделов Народных советов накапливают и анализируют информацию о закономерностях транспортных и пешеходных потоков на городских улицах. В крупных городах действуют специальные группы. На основе полученных таким путем данных планируется устройство виадуков и путепроводов, перекрестков, пешеходных туннелей и переходов.Н еот ложные заб от ыС. САНДАЛСКИИ, начальник Управления ДАИ-КАТ Министерства внутренних дел Народной Республики Болгарии организовано обучение, следит за качеством подготовки водителей. Особое значение мы придаем профилактической работе по устранению причин, порождающих дорожнотранспортные происшествия. Используя опыт советской милиции, широко привлекаем к этому общественность. Комиссии по безопасности движения при окружных Народных советах организуют собрания и встречи водитетелей и пешеходов. Службе ДАИ-КАТ активно помогают рабочие автобаз и гаражей. Регулярно выходят в свет разнообразные агитационные материалы: бюллетени, листовки, призывы. Деятельное участие в этой работе принимает центральная и местная печать, специальные передачи регулярно ведутся по радио и телевидению, национальная киностудия выпускает короткометражные фильмы, популяризирующие правила движения. Если разъяснения оказались недостаточно действенными и нарушение все же произошло, виновник обязан побывать в воскресный день на специальных занятиях. Всем этим важным и разносторонним делом руководят люди, обладающие высокой теоретической подготовкой и богатым практическим опытом. Управление и его отделы в центре ив округах имеют в штате инженеров-механиков, специалистов по двигателям, по дорожному и городскому строительству. Среди них много молодежи, недавно окончившей высшие учебные заведения. Все большее значение придается знанию и изучению иностранных языков, что необходимо в стране, принимающей много зарубежных туристов. Огромную помощь службе ДАИ-КАТ оказывают нештатные сотрудники и члены добровольных отрядов трудящихсянаши дружинники. Исследованием сложного комплекса взаимодействия транспортных по21Результаты этой комплексной деятельности учтены при утверждении градостроительных планов, определяющих структуру таких городов, как София, Велико-Тырново, Варна, Пловдив, Бургас, Ямбол, Стара-Загора. Пропускная способность их улиц запроектирована с учетом быстрой автомобилизации. Предусматривается электронная техника для регулирования движения. Созданы проекты правил и норм по строительству гаражей и стоянок. Сравнительно новым для нас делом является разметка проезжей части улиц и дорог. Лишь в 1966 году группа научных работников, руководствуясь международной конвенцией по движению, подготовила нормы и правила такой маркировки с учетом наших условий. Первые линии безопасности на улицах появились в Варне. После экспериментальной проверки они приняты за правило в ряде других крупных городов. Разработан также новый стандарт дорожных знаков. Главными нормативными актами, регламентирующими весь комплекс организации безопасного движения в нашей стране, являются Закон о моторных транспортных средствах, Правила движения по улицам и дорогам республики, Правила и нормы горизонтальной и вертикальной маркировки улиц и дорог. Они дополняются приказами и распоряжениями Народных советов и другими решениями. В перспективе создание Кодекса Законов о дорогах. Строгое соблюдение этих норм и законов, научный подход к решению выдвигаемых жизнью проблем, привлечение широких слоев общественности к обеспечению порядка и безопасности движения на улицах и дорогах — закладывают прочную базу для успешного решения всех транспортных проблем, связанных с быстрой автомобилизацией страны.