ЗА СТРОКОЙ ЛЕНИНСКИХ ДЕКРЕТООНачальные шаги отечественного автомобильного транспорта неразрывно связаны с именем В. И. Ленина. Руководитель первого в мире социалистического государства придавал транспорту вообще большое значение, уделял ему постоянное внимание. Владимир Ильич не раз указывал, что без транспорта не может быть восстановлено и нормально развиваться народное хозяйство страны. Изучая ленинские труды, решения Правительства, принятые в 'Первые годы Советской власти и относящиеся, в частности, к автомобильному транспорту, не перестаешь поражаться эрудиции, прозорливости iB. И. Ленина, прекрасному знанию им жизни, практической устремленности. За каждой строкой ленинских декретов видна забота о судьбах революции, о созидании и развитии экономики республики. Многие из них, решая неотлож4ные конкретные вопросы своего времени, не потеряли значения ив наши дни. Советской России достался в наследство от царского строя малочисленный и разномарочный автомобильный парк. Техническое его состояние было плачевным. Примерно половина всех автомобилей находилась в армии. Надо было поставить их на службу революции. И вот 13 января 1918 года по указанию В. И. Ленина при Народном Комиссариате по демобилизации учреждается Центральный автотранспортный отдел. Он был наделен большими правами. Его распоряжения стали обязательными для военно-автомобильной школы, автомобильного отдела Главного военно-технического управления, всех фронтовых и тыловых авточастей, общественных организаций, обслуживавших армию, для военных заводов, броневых мастерских и авторот со всем личным составом, имуществом и складами. Центральный автотранспортный отдел руководил демобилизацией и следил за использованием автомобилей и автомобильного имущества, решал комплекс вопросов, связанных с переводом всего военно-автомобильного дела на мирные рельсы. Так буквально в первые месяцы Советской власти было положено начало централизованному управлению автомобильным транспортом, разработаны документы, определившие порядок эксплуатации автомобилей. В дальнейшем организационные формы руководства автомобильным делом в стране изменялись в зависимости от его задач. Но критерий всегда оставался одним: улучшение транспортного обслуживания населения, народного хозяйства, Красной Армии. Это требование остается незыблемым ив наши дни. Разбитый и изношенный автомобильный парк по существу приходилось восстанавливать заново. В то время особенно остро ощущалась нехватка запчастей, горючего, шин. Советское правительство в первую очередь позаботилось об организации ремонта, а затем ио производстве автомобилей в республике. Были приняты меры для лучшего использования действовавших и создания новых авторемонтных мастерских. Но главное внимание по-прежнему уделялось сосредоточению автомобильного транспорта в одних руках. Примечателен в этом отношении подписанный В. И. Лениным 31 мая 1918 года Декрет Совета Народных Комиссаров «О реорганизации и централизации автомобильного хозяйства Республики». О сути его говорит само название. «В целях правильной (постановки автомобильного хозяйства в пределах Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, а также сохранения и надлежащего использования автомобильного имущества, Совет Народных Комиссаров постановляет: 1) обеспечение средствами автомобильного передвижения возложить на Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ)». Иными словами, ему было поручено руководить работой и развитием автомобильного транспорта страны. Он распределял автомобили, организовывал доставку грузов. В соответствии с Декретом Совнаркома при ВСНХ была создана Центральная Автосекция. Она была наделена чрезвычайными полномочиями. В ее компетенцию входили: организация предприятий автомобильной промышленности, руководство авторемонтнымделом, снабжение автохозяйств, устройство складов, учет автомобильного имущества. Центральная Автосекция следила за тем, чтобы возможно большее число грузовых автомобилей было занято перевозками продовольствия, военного имущества и грузов общегосударственного значения. К концу 1918 года, когда появились первые предпосылки для создания автомобильной промышленности республики, при ВСНХ организуется Главное управление автомобильных заводов. Центральная Автосекция выполняла свои задачи через местные органы — автосекции при губернских советах народного хозяйства. Они послужили как бы прообразом нынешних краевых и областных транспортных управлений. Итак, еще полвека назад были заложены основы стройной системы единого руководства автотранспортом. Не надо забывать, что молодая страна Советов переживала тогда трудное время. Центральная часть ее была отрезана от крупных сельскохозяйственных районов, враги пытались задушить республику костлявой рукой голода. Первому в мире государству рабочих и крестьян приходилось вести борьбу не на жизнь, а на смерть с вооруженными до зубов интервентами, с внутренней контрреволюцией. В этих условиях важно было максимально использовать парк автомобилей. И 29 июля 1918 года Совет Народных Комиссаров принимает Постановление «О предоставлении Центральной Автосекции ВСНХ права контроля над пользованием автомобилями, всеми гаражами и автоскладами». Оно было вызвано необходимостью навести порядок в использовании автомобильного парка^ организовать учет всего автоимущества, независимо от ведомственной принадлежности. Эти задачи Центральной Автосекции были подтверждены Декретом СНК от 21 августа 1918 года. Она получила право беспрепятственного доступа во все гаражи и автосклады. То же Постановление предусматривало передачу Красной Армии от 25 до 50 процентов всех автомобилей из различных учреждений. Страна отдавала все силы для победы над врагом. На фронт отправляли лучшие автомобили — наиболее мощные, надежные, пригодные для работы » в сложных военных условиях. Но уже в то время Советское государство готовилось к восстановлению народного хозяйства, мобилизовывало для этого необходимые ресурсы. 26 февраля 1919 года Совет Рабоче-Крестьянской Обороны издает Постановление «О переписи автомобилей, тракторов и мотоциклов». Подписанное В. И. Лениным, оно определяло порядок этой трудоемкой работы. Перепись проводилась «по состоянию на 14 марта 1919 года». Все гражданские и военные организации, учреждения, частные лица, имевшие автомобили, обязаны были на каждый из них составить заявление в трех экземплярах — своего рода паспорт с технической характеристикой и указанием данных о техническом состоянии. Один экземпляр должен был храниться в местном исполнительном комитете Советов депутатов, второй — в автосекции губернского совнархоза, третий — в Центральной Автосекции ВСНХ. Для того чтобы поставить заслон спекуляции и злоупотреблениям, запрещено было после переписи передавать автомо-