КАССЕТА ДЛЯ ПЛАКАТОВ1. Вариант кассеты для плакатов: 1 — рама; 2 — левый пакет из пяти щитов и экрана; 3 — центральный экран для демонстрации плакатов и диафильмов; 4 — правый пакет из пяти щитов и классной доски. 2. Разрез кассеты по АБ: 1 — верхняя балка из швеллера № 14; 2 — верхний трос; 3 — верхний ролик щита; 4 — щит для плакатов; 5 — нижний ролик щита: 6 — стальная полоса 25x5 мм, приваренная на ребро; 7 — нижняя балка швеллера № 14; 8 и 10 — ролики классной доски; 9 — классная доска. 3. Устройство для крепления и натягивания троса: 1 — верхняя балка кассеты: 2 трос: 3 — натяжной болт. Количество наглядных пособий в наших автомотоклубах все время растет. Год от года увеличивается и число плакатов. Чтобы облегчить их демонстрацию и продлить срок пользования, рационализаторы нашего автомотоклуба разработали и изготовили образец настенной кассеты. Может быть, кое-кто посчитает это дело пустячным. Но работники учебных организаций хорошо знают, что на приобретение планатов и других наглядных пособий ежегодно в ДОСААФ расходуются большие деньги. К тому же выпускаются плакаты пока в количестве, не удовлетворяющем наши потребности. Вот что представляет собой кассета. Основа ее, как видно из рис. 1, — рама 1 размером 5X1,5 м, сваренная из швеллера № 14. Внутри нижней балки швеллера размещено и приварено на ребро пять стальных полос б, а в коробке верхнего швеллера соответственно натянуто пять стальных тросов 2 диаметром 4 — 5 мм (рис. 2). Между верхними тросами и нижними полосами размещены щиты для планатов (из 8-миллиметровой фанеры) размером 1,5X1,3 м каждый, причем на этих щитах, окантованных алюминиевой полоской, установлены четыре ролика — два (10) вверху и два (8) внизу. На нижних роликах щит легко перемещается — катится по ребрам полос, а при помощи верхних — получает вертикальное направление и прижимается тросами к нижним полосам. Для натягивания тросов сделано специальное устройство (рис. 3). Установленный таким образом в кассету щит легко перемещается вдоль нее, вправо и влево. В коробку швеллера по его ширине входят пять щитов, а размер кассеты (рамы) по длине дает возможность разместить десять щитов: по пяти справа и слева, при этом середина, равная размеру щита, остается свободной и служит для демонстрации плакатов, закрепленных на щитах (см. рис. 1). Плакаты, заранее скомплектованные и смонтированные на щитах по темам занятий, удобно экспонировать. Каждый щит в кассете можно легно и быстро повернуть обратной стороной, что позволяет на десяти щитах разместить плакаты по двадцати темам, то есть практически охватить всю программу устройства автомобиля или правил движения. Жесткость рамы и относительно малая ее'толщина (140 мм) дают возможность, как это сделано в Одесском автомотоклубе, «утопить» кассету в стене класса, но ее также легко навесить на стену или укрепить на подставках. Кроме плакатов на щитах, на переднем ребре швеллера смонтирована передвижная классная доена из 3-миллиметрового листового железа. Она служит одновременно магнитной доской, а слева на этом ребре находится выдвижной экран для демонстрации диафильмов. При комплектовании щитов следует, конечно, помнить о методике, чтобы изобразительный материал, подобранный и расположенный на щите, достаточно полно и наглядно иллюстрировал конкретную тему программы и охватывал объем очередного двухчасового занятия. начальник г. Одесса К. ШАПАРЕВ. автомотоклуба ДОСААФродолжаем разговор об энергетических установках автомобилей. Сегодня наша тема — двигатели с воспламенением от сжатия, или, как их называют, дизели. В современном дизельном моторостроении двигатели с двухтактным процессом оттесняются более экономичными, мощными и простыми по устройству четырехтактными. Поэтому мы рассмотрим широко распространенный у нас двигатель ЯМЗ-236. Этот четырехтактный шестицилиндровый мотор мощностью 180 лошадиных сил с V-образным расположением цилиндров устанавливается на грузовиках МАЗ-500 и всех их модификациях. Р ис . 1 : 1 — топливопровод; 2 — н а ­ правляющая втулка клапана; 3 — головка цилиндра; 4 — выпускной канал; 5 — камера сгорания; 6 — поршневое кольцо; 7 — поршень; 8 — рубашка охлаждения цилиндра; 9 — цилиндр; 10 — распылитель топлива; 11 — воздушный клапан; 12 — впускной канал; 13 — насос-форсунка; 14 — пружины. Р ис . 2: 1 — стартер СТ103; 2 — коробка передач; 3 — выпускной коллектор; 4 — рычаг переключения передач; б — крышка правого блока цилиндров; 6 — трубопроводы системы охлаждения; 7 — топливный насос высокого давления; 8 — воздушный фильтр; 9 — компрессор; 10 — фильтр тонкой очистки топлива; 11 — генератор; 12 — натяжной шкив; 13 — шкив насоса гидроусилителя; 14 — шкив коленчатого вала; 15 — водяной насос. Рис.. 3 : 1 — оси толкателей; 2 — ось коромысла; 3 — регулировочный винт; 4 — коромысло; 5 — толкающая штанга; 6 —• клапан; 7 — кулачок распределительного вала; 8 — толкатель; 9 — ролик толкателя; 10 — вал привода топливного насоса; 11 — ведомая шестерня топливного насоса; 12 — ведущая шестерня привода топливного насоса; 13 — шестерня распределительного вала; 14 — шкив коленчатого вала; 15 — передний выносной противовес; 16 — шатунная шейка; 17 — грязеуловительная полость; 18 — задний коренной подшипник и упорные полукольца; 19 — маховик; 20 — щека коленчатого вала; 21 — привертные противовесы; 22 — поршень; 23 — верхнее и нижнее маслосъемные кольца. С устройством, обслуживанием и особенностями эксплуатации дизельных двигателей можно ознакомиться подробнее, изучив соответствующие разделы книг: «Учебник военного водителя первого класса» — Ершов Б. В., Залетаев М. В. и др. Воениздат, Москва, 1967; «Автомобиль МАЗ (устройство, техническое обслуживание и ремонт)» — Высоцкий М. С , Гилелеф Л . X. и др. «Транспорт», Москва, 1968; «Эксплуатация новых автомобильных двигателей ЯМЗ» — Шестухин В. И., Щербаков Н. Н. «Транспорт», Москва, 1967. В следующем номере журнала будет помещен плакат по четвертой теме — «Система питания карбюраторного дви~ гателя», .П