НИТИ ТЯНУТСЯ К ТОЛЬЯТТИКогда будет писаться история Волжского автозавода, 14 января 1967 года войдет в нее одной из главных строк. В этот морозный день за селом Русская Борковка у Жигулей экипаж экскаватора Э-1251 вынул первый ковш грунта из котлована под корпус вспомогательных цехов. Прошло немногим больше двух лет. Там, где лишь ветер гонял по степным просторам снежную метель, ни днем, ни ночью не смолкает гул моторов. Растут корпуса. Волжского автогиганта. Строители наращивают темпы. Торопятся не только строители и монтажники ВАЗа. Множеством нитей будет связан Тольятти со специализированными предприятиями — смежниками. Ведь с главного конвейера не сойдет ни один автомобиль, если смежники не обеспечат ВАЗ кузовной арматурой, карбюраторами, деталями из пластмассы и металлокерамики и многими другими комплектующими изделиями. Одни из этих предприятий, как и Волжский автомобильный, строятся, другие реконструируются и расширяются, но у всех одна задача — своевременно начать отправку своей продукции в Тольятти. Сегодня' мы расскажем о некоторых из них. Карбюраторы... В Ульяновской области полным ходом идет строительство спутника Волжского автозавода. Он будет выпускать кузовную арматуру, карбюраторы, вкладыши и другие комплектующие изделия (всего 135 наименований). 330 тысяч квадратных метров площади, 4500 единиц самого современного оборудования, совершенная технология — такова краткая характеристика этого предприятия. Пластмассовые изделия... Орехово-Зуевский завод «Карболит» — один из пионеров производства пластмассовых изделий у нас в стране. Они шли еще на первые отечественные автомобили. Для волжских машин завод будет поставлять значительную часть деталей из пластмасс — 178 наименований. Некоторые материалы здесь предстоит освоить впервые. Предприятие реконструируется. Металлокерамика.•• Одно из достоинств будущего волжского автомобиля — простота в обслуживании. Смазку в двигателе, например, потребуется менять лишь через 10 тысяч километров пробега, в других агрегатах — через 30 тысяч. Для этого нужны качественно новые материалы. И здесь приходит на помощь современная техноло гия. Методами порошковой металлургии можно создать, например, такой сплав. как бронза-графит, который обычным способом получить нельзя. Порошковая металлургия сулит большое будущее для автомобилестроения. Скажем, подшипники из металлокерамики с предварительной пропиткой маслом не нуждаются в смазке. Такие детали и станет поставлять ВАЗу Московский завод порошковой металлургии. Пластики... Узловский химический завод — детище послевоенных пятилеток. Он будет давать Волжскому автозаводу прессовые вырубные изделия — всевозможные профили, трубки из термореактивных пластиков — около ста деталей. Некоторые из них осваиваются в Советском Союзе впервые, например особая трехслойная лента. Она необходима при изготовлении декоративного профиля для облицовки дверей и ветровых стекол. Сейчас завод реконструируется, пополняется новым оборудованием. Уже в 1969 году он выпустит детали для волжских автомобилей. Провода... ВАЗ будет получать комплекты пучков проводов в сборе со штекерными наконечниками и пластмассовыми колодками, с готовыми отводами к различным приборам и деталям. О размере этих поставок можно судить хотя бы по тому, что общая длина всех проводов на автомобиле около 2 тысяч метров. Аккумуляторы Создается и новый аккумулятор. Он будет отличаться от выпускаемых сейчас более высокими техническими и эксплуатационными показателями. Если удельная емкость батареи «Волги» составляет 26 ватт-часов на килограмм веса, то у нового аккумулятора — 35 ватт-часов. Улучшение достигается применением более тонких решеток из мышьяковистых сплавов. Облегчение решеток благодаря этим сплавам не отразится на их долговечности. Стенки моноблоков в отличие от применяемых сейчас будут вдвое тоньше. Специальные активные массы повысят работоспособность батареи. Новый аккумулятор в 1969 году будет передан для серийного выпуска на заводы.1*ПАЗ-672А — ЭКСКУРСИОННЫЙТакого типа автобусы — «Торпедо» — п опулярны на Южном берегу Крыма , на курортах Кавказа ивдругих местах отдыха. У них нет боковых стенок и стекол. Крыша защищает пассажиров от солнца. До последнего времени эти машины делали кустарным способом на шасси грузовика ГАЗ-51. В 1968 году Междуведомственная комиссия испытала экскур ­ с ионный автобус ПАЗ-672А. В нем хорошо размещаются 32 пассажира и водитель. Места здесь только для сидения. Достаточно мощный двигатель (115 л. с), гидроусилитель руляи небольшой радиус поворота (9 метров) делают эту машину особенно удобной для горных дорог. Автобус рекомендован к производству. Скоро на излюбленных трассах отдыхавКрымуи на Кавказе появятся легкиеи комфортабельные ПАЗ-672А.ЛЬВОВСКИЕ МОПЕДЫ — ПОСЛЕДНИЕ МОДЕЛИНа верхнем фото — л егкий мопед МП-045, н иже — мопед МП-046. Это новые машины , серийное производство ко ­ т орых начал Львовский завод. К онструк ­ торы учли многие пожелания потребителей. Цельносварной герметичный топливный бак емкостью 6,6 л обеспечивает запас хода свыше 300 километров. Заправлять машину теперь можно на стандартных бензораздаточных колонках . Рама на новых мопедах значительно усилена. Это повышает надежность маш иныв целом. У лучшена подвеска, благодаря чему водитель значительно меньше утомляется при дальних поездках. Из легких мопедов только на львовских заднее колесо снабжено подвеской, к оторая , помимо удобства для водителя, повышает надежность и долговечность рамы . На обеих моделях улучшено охлаждение двигателя: щ итки новой формы полностью открываютцилиндрыи головни. Последние модели Львовского завода отличаются в целом повышенной надежностью и способны работать без капи ­ тального ремонта до 16 тысяч километров. Д. НЕСТЕРЕНКО, инженерг. Львов