ка слабо. Опыт же Краснопресненского и других клубов показывает, что программированное обучение, объективный и систематический контроль за успеваемостью будущих водителей способствуют развитию у них активного мышления, повышают производительность учебного процесса. И именно малые обучающие машины на базе электромеханических устройств, по нашему мнению, — самое верное и реальное сейчас средство к достижению этой цели. Между тем рационализаторы, работающие над созданием обучающих машин, пока разобщены, усилия их практически никто не направляет. Клубам нужны описания и чертежи до казавших свою эффективность обучающих машин. Стремлением совершенствовать учеб ную работу, героико-патриотическое и воинское воспитание будущих армейских водителей живут коллективы Калининского, Пролетарского и других автомотоклубов Москвы. За три года, прошедшие после принятия нового Закона о всеобщей воинской обязанности, возложившего на ДОСААФ подготовку технических специалистов для Вооруженных Сил, учебные организации столицы, как и всего нашего патриотического Общества, обогатились опытом воспитания и обучения молодежи применительно к требованиям воинской службы. Еще более активной учебновоспитательная работа стала в дни подготовки к XXIV съезду КПСС. Учебные организации столицы по примеру работников Омского образцового автомотоклуба ДОСААФ, стремясь достойно встретить съезд партии, обязались добиваться, чтобы каждый второй призывник заслужил право на получение знака «За отличную учебу», а большинство юношей, обучающихся в клубах, сдало нормативы спортивно-технического комплекса «Готов к защите Родины» и не менее половины стало разрядниками по военно-техническим Видам спорта. Работники городского комитета ДОСААФ, направляя и контролируя деятельность своих учебных организаций, обобщают и распространяют передовой опыт, помогают теоретическому росту преподавателей. Одной из действенных форм учебы стали семинары. Летом их было проведено несколько. В клуб на Красную Пресню педагоги собирались, например, за тем, чтобы ознакомиться с классами, оборудованными новой техникой, и с практикой программированного обучения. На базе Фрунзенского автомотоклуба был проведен семинар преподавателей правил движения. В городском автомотоклубе собирались инструкторы вождения. Разумеется, сказанное в этой статье не исчерпывает всех аспектов подготовки технических кадров для армии и флота. Чтобы выполнить требования к учебным организациям Общества, изложенные в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 мая 1966 года ив Законе о всеобщей воинской обязанности, необходимо еще многое сделать как в совершенствовании материально-технической базы, так ив повышении уровня всей учебно-воспитательной работы. На это и направлены усилия коллективов наших клубов. Н. ЗЕРНОВ. председатель Московского городского комитета ДОСААФ«Просить товарища Ленина и весь Совет Народных Комиссаровопроведениишоссейнойдороги от Ветлуги до с. Ш и ­ р окова , в чем мы , крестьяне Широков ской волости, п редлагаем все свои -силы к устройству вышеуказаннойдороги . П росим Совет Народных Комиссаров субсидировать нам на устройство шос ­ сейной дорогив память Октябрьскойре ­ в олюции . К акой бы крестьянин не по ­ ехал, будет помнить Октябрьскуюре ­ в олюцию , п отому что мы, крестьяне, м ного сот лет купаемсяв этой прокля ­ той романовской грязи...» Такую резолюцию приняли единогласно крестьяне села Широкова Ватлужского уезда в 1918 году на митингев честь первой годовщины Октября. Да, сотни лет благодатный Нижегор одскийкрай , как и вся Россия, нес тяд алеко вперед, как этот успех отразил ­ ся на их житье-бытье, на экономике . Первая встреча — с ФедоромМихай ­ ловичем Рекуновым , д иректоромстроя ­ щихся дорогоблдоруправления . Ветеран дорожного строительства, ставшего призваниемегожизни , начинал здесь когда-то почти на пустом месте. Его работа отмечена высшей правительственной наградой — о рденом Ленина. — ;В одиночкудорожникам немного удалось бы достичь. Не хватало ни средств, ни рабочей силы, а техники бы ­ ло — кот наплакал, — рассказывает Фе ­ д ор Михайлович. — П оэтому действовали мы по принципу : д орогинужнывсем , строить их должны все! Особых доказа ­ тельств для подтверждения этой истины не требовалось. На проселках из годавгоддежурилитракторы , чтобы вытаскиДорогиж кий крест жуткогобездорожья . По лесам, т опямиболотам вели от Нижнего Новгорода к Москве народное ополчение МининиПожарский . Через двести лет побывавший здесь Пушкин писал: «Представьте себе насыпи с обеих стор он — ни канавы, ни стока для воды, отчего дорога становится ящиком с грязью...» Такой жэ оставалась картина ив начале века двадцатого. Т ерритория нынешней Горьковской области далеко простирается с севера на юг , а в наследство от царизма здесь осталась лишь одна мало-мальски пригодная дорога «общегосударственного значения» — печальной памяти «Владимирка», по ко ­ т орой месили грязь арестантские этапы. Этот тракт, в едущий от Москвык Казани, пересекал область вузкой ее части с запада на восток, а обширныепрост ­ ранства севернее июжнеевпорудож ­ дей м распутицы на многие недели ока ­ зывались отрезанными от мира . Н е удивительно, что крестьяне первуюсвоюпросьбук новой, н ародной власти связали ссамымнасущным — д орогой . Их давняя ужерезолюция подсказала тему ипрограммусегодняшнейредак ­ ц ионнойкомандировки . О говоримся сразу, что специальный корреспондентжур ­ нала направился вГорьковскую область не за тем, чтобы разузнать , как там сей ­ час обстоят дела сдорогами . На такойвопрося получил ответ ещевМоскве : все 46 районов области теперь связаны с областным центромдорогамиствер ­ д ымпокрытием . Хотелось узнать дру ­ гое — что помоглогорьковчанамвстро ­ ительстве местных дорог шагнуть такнужнывать застрявшие автомобили. Калечили, рвали их на части. Ясно было, что выгод ­ нее припомощи этих самых машин раз навсегда построить хорошую дорогу. Страдала от бездорожья промышленность: п одвози вывоз — т яжкаяпроб ­ лема. П оэтому начали сообща , .и дело пошло... П ервый опыт народнойстройкиотно ­ сится кгодам , п редшествовавшимвой ­ не, <когда спомощью городского и сельского населения проложили две до ­ р оги от Горькогодо Кулебак, о дну — через Муром , д ругую — ч ерезАрзамас , о бщейпротяженностьюоколо 440 кило ­ м етров . Н адежнуютранспортную связь с областным центром получили сразу 11 районов. О днако Великая Отечественная война и послевоенные первоочередныезаботы надолго затормозилидорожное строительство. Возобновили его лишь в 1956 годупрокладкойжизненнонеоб ­ х одимой автотрассы от центра на север области кгородуШахуньес ответвлениями на Городеци Ветлугу. — Строили мыее вместе срабочимииинженерамиГорького , Балахны, Бора, Г ородца , вместе сколхозамиисовхоза ­ ми северных районов, — вспоминает ФедорМихайлович . — На строительные участки выходило до шести тысяч человек. Б ригадыприезжали со своими палатками, 'инструментом, самосвалами, бульдозерами, тракторами, скреперами. Не окупились заводыи на материалы — цемент, ж елезо , щ ебень . В 1958 году были готовы все 260 километровновогошоссе . И сразу преобразилась лесная глухомань, где когда-то прятались от ми -о сI*»fSi.VjSо.а оя И&giа§ а§: f10 '"aft1' S3О 3 аз о.