ДЛЯОСВОЕНИЯ СЕВЕРАХорошо обтекаемый двухдверный кузов с сильно наклоненным лобовым стеклом и задней частью типа «фастбек» отличает новую спортивную модель «Рено».В ышлав свет подготовленная издательством «Наука» к нига Ю. М. Догаева «Экономическая эффективность новой техники на Севере» — работа большого практического значения . Автор анализирует различные аспекты создания специально приспособленной к трудным условиям техники, научно оценивает народнохозяйственную выгодность внедрения таких разработок. Значительное место в книге отводится методике расчета экономической эффективности техники в специальном «северном» исполнении. Интересно изложеныв книге предполагаемые направленияразвития северного транспорта в будущем. Описаны принципиально новые машиныи новые конструктивные решения (газовые турбины, электропривод, мотор-колесо, шнековые, колесношагающие, вибрационные движители). Ч итатель найдет здесь конкретные рекомендации по утеплению двигателей и других агрегатов автомобилей, применению морозостойких конструктивных иэксплуатационных материалов, и нформациюоразличных средствах предпускового разогрева двигателей.Щ /illАРНЕШТЬ СТРОИТШ, мотоциклыЗавод имени 6 марта в румынском городе Жарнешть в нынешнем году приступил к производству нового легкого мотоцикла «Мобра-50». Среди необычных особенностей машины — передняя вилка длиннорычажного типа, заключенная в герметичный кожух цепь главной передачи, сдвоенное подушечное седло, принудительное охлаждение двигателя от вентилятора. Мотоцикл снабжен двухтактным одноцилиндровым (40x39,5 мм, 49 см3) двигателем, развивающим мощность 4 л. с. при Vu00 об/мин. Значительная форсировка мотора требует применения топлива с октановым числом 90 и «холодных» свечей с калильным числом 280.тивную модель, базирующуюся на агрегатах машины «Рено-12» (см. «За рулем», 1970, № 1). Спортивный «Рено» имеет передние ведущие колеса, независимую подвеску и дисковые тормоза передних колес, реечный рулевой механизм. На машине может быть установлен либо серийный двигатель (рабочим объемом 1289 -или 1470 см 3 мощностью соответственно 54 и 58 л. 3 с ) , либо спортивный мотор (1565 см ), развивающий в зависимости от степени форсировки 78, 102 или 138 л. с. Довольно большая база (2440 мм) позволила сделать кузов спортивного «Рено» четырехместным в отличие от «Пежо-304-купе», который рассчитан на два взрослых и два детских места. Кстати, именно появление на рынке спортивных модификаций «Пежо-304» вынудило завод «Рено» принять контрмеры. Ожидается, что к выпуску новой модели предприятие приступит в конце года.В ЫШЛИВ СВЕТС абинин А. А.. П леханов И. П., Ч ерняйкин В. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса. Издательство «Транспорт», 1970, 384 стр.. 150 000 экз., цена 69 коп. Книга написана в соответствии с но выми программами повышения квалификации водителей-профессионалов и содержат сведения по устройству автомобилей МАЗ-500, автобусов ЗИЛ-158В, ПАЗ-672, ЛАЗ-695Е и ЛиАЗ-677, а также по их техническому обслуживанию. Р унец М. А. Справочник автомобильного механика. Издательство «Транспорт», 1970, 272 стр., 50 000 экз., цена 1 р. 26 к. В справочнике приведены технические характеристики легковых и грузовых автомобилей и автобусов, сведения по техническому обслуживанию и ремонту этих машин и их агрегатов, данные по эксплуатационным и ремонтным материалам, а также номинальные и ремонтные размеры автомобильных деталей. Книга содержит советы по устранению неисправностей, рациональным способам ремонта и замены деталей, изготовлению приспособлений для ремонтных работ. С алов А. И. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта. Издание 2-е. переработанное и дополненное. Учебник для студентов вузов. Издательство «Транспорт», 1970, 186 стр., 25 000 экз., цена 86 коп. В учебнике рассмотрены основы законодательства в области охраны труда, вопросы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной техники, показаны методы улучшения условий труда. Аккумуляторные батареи. Издание 2-е, исправленное и дополненное (Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта). Издательство «Транспорт», 1970, 196 стр., 40 000 экз., цена 70 коп. Книга содержит справочные материалы по эксплуатации и ремонту аккумуляторных батарей.0Т0РИ30ВАННЫИ «ПОНИ»Голландская фирма ДАФ, известная своими тяжелыми грузовиками и малолитражками с ременной автоматической трансмиссией, решила расширить номенклатуру производства. Но на чем остановиться, чтобы не потерпеть фиаско? Выбор пал на необычный автомобиль «ДАФ-пони», который должен заменить в хозяйстве лошадь с телегой. По замыслу ее создателей эта простая по устройству, неприхотливая и легкая машина может открыть для фирмы новую категорию покупателей из числа сельских жителей. У «Пони» нет кабины, а платформа рассчитана на 600 кг груза. Оппозитный двухцилиндровый (844 см 3 , 40 л. с.) двигатель размещается под кузовом и через ременную трансмиссию приводит задние колеса. Для обеспечения хорошей проходимости на сельских дорогах все колеса оборудованы независимой подвеской. С этой же целью они снабжены шинами размером 145 —14. Их большой диаметр не помешал разместить грузовую платформу сравнительно низко — в 820 мм от грунта.«Мобра-50». У двигателя «Мобры» — алюминиевый цилиндр, генератор переменного тока, карбюратор со смесительной камерой диаметром 17 мм. Четырехступенчатая коробка передач выполнена в блоке с мотором. Весь силовой агрегат прикреплен снизу к очень жесткой хребтовой раме. Колеса с шинами размером 2,75—21 подвешены к ней на винтовых пружинах и телескопических амортизаторах. Их ход составляет 125 мм (переднее) и 100 мм (заднее). Оба колеса снабжены довольно сильными (для этого класса машин) тормозами, диаметр которых — 130 мм. База «Мобры» сравнительно невелика — 1180 мм, так что длина машины не превышает 1850 мм. Новый румынский мотоцикл весит 82 кг и способен развивать скорость 67 км/час. Расход топлива составляет 2,5 л на 100 км пути.Г ПОРТИВНЫЙ У «РЕНО»Завод «Рено», который несколько лет назад прекратил производство своей единственной спортивной модели «Каравелль», весной нынешнего года на женевской автомобильной выставке демонстрировал новый автомобиль с двухдверным кузовом типа «купе». Машины с такими кузовами в последнее время начали пользоваться в Европе растущей популярностью (СИМКА-1200 С, «АльфаРомео-ГТ-юниор», «Форд-капри», «Лянчафульвиа-купе», «Опель-ГТ»), Поэтому и французский концерн не замедлил выпустить на рынок аналогичную им спор-«ДАФ-пони». Оппозитный двухцилиндровый двигатель и ременная автоматическая трансмиссия располагаются под грузовой платформой.Модели 1970 года30Модели 1970 года