На первый взгляд, подготовка молодых гонщиков идет у нас успешно. Об этом говорят списки участников последних чемпионатов, которые пестрят новыми именами. Но это скорее количественный рост. Мне вспоминается фраза, брошенная одним из тренеров на уфимском треке: «Скорость в нашем опидшее одержала верх над мастерством». Действительно, у большинства юниоров скорость и мастерство явно не в ладах. Почему это происходит? Лет пятьшесть назад в нашем спидвее очень остро стоял вопрос, как подготовить достойную смену опытным мастерам. Вскоре на свет появилось известное решение трекового комитета об обязательном выступлении в составе каж^ дой клубней команды двух гонщиков не старше 20 лет. На мой взгляд, это решение означало не что иное, как искусственную форсировку процесса, требующего времени. Последствия не замедлили сказаться. Спидвей быстро омолодился, но, естественно, не возмужал. Мало того, что юниоры вытеснили из команд опытных спортсменов. Они тут же были брошены в горнило турнирной борьбы. Учить их мастерству было некогда. Каждый тренер вынужден нацеливать их только на одно — зарабатывать для команды как можно больше очков. Вот и едут юниоры на пределе своих возможностей, с одним девизом — «скорость!» Не в этом ли основная причина участившихся в последнее время травм на наших треках? Двенадцатилетний опыт выступлений на гаревых и ледяных дорожках дает мне основание утверждать, что трек, где происходит чемпионат страны, — не лучшее место для обучения спортсменов, делающих первые шаги в спидвее. Свое право выступать за клубную команду они должны заслужить мастерством, а не молодостью. А пока в большинстве случаев это главное преимущество юниоров. Когда оно кончается вместе с возрастом, спортсмен вдруг оказывается ненужным команде. Не познав всех секретов мастерства, он вынужден искать новое пристанище. Вот, кажется, и ответ на вопрос, почему у нас такая «текучесть кадров» среди финалистов чемпионатов страны. Я не останавливался бы подробно на проблеме юниоров, если бы существовала она только в клубном первенстве. Но подобное положение дел мы увидели ив командном чемпионате страны по программе спартакиады, только еще более рельефно. Ведь каждую республику представляли всего четверо гонщиков, и двое из них были юниоры. Думается, что от этого соревнования во многом проиграли. Тем не менее в целом спартакиадный «спектакль» на уфимском стадионе, можно сказать, прошел успешно. И не будь для его участников возрастных ограничений, мы смогли бы увидеть еще больше захватывающих заездов. В. САМОРОДОВ, заслуженный мастер спорта СССР г. Уфа Результаты соревнований Командный чемпионат: 1. Латвийская ССР — 30 очков; 2. РСФСР — 28; 3. Грузинская ССР — 24; 4. Ленинград — 14 очков. Личное первенство: 1. Г. Куриленко (Уфа) — 27 очков: 2, В. Гордеев (Тбилиси); 3. А. Петровский (Даугавпилс) — • по 26- 4. Г. Хлыновский (Ровно) — 19; "5. В. Корнев (Стерлитамак); 6. М. Краснов (Тбилиси) — по 17 очков.Этот заголовок мы даем в журнале второй раз . Ну, конечно же, речь снова пойдет о картинге, о соревнованиях, которые в равной мере увлекают ребятишек и зрелых мужей и которые с удивительной быстротой завоевали приверженцев — от мала до велика — по всей стране. Наш картинг молод, ему всего десять лет. Достойным украшением этого спортивного юбилея стал финал спартакиады и чемпионат страны 1970 года. Кажется, за два дня на знаменитой картинговой трассе «Бикерниеки» в Риге произошло все, что только может вообразить себе самый взыскательный любитель автоспорта: полные спортивной страсти поединки в заездах, неожиданные победы малоизвестных гонщиков, осечки фаворитов и редкостная по накалу борьба сборных команд. Чемпионат картингистов — событие, окрашенное в особые, присущие только одному ему тона. Представьте себе яркий палаточный городок, разбитый неподалеку от трассы, разноцветные гоночные микроавтомобили, которые стремительно несутся круг за кругом, обгоняя голоса моторов, поющие в разных регистрах. И все это сливается в своеобразную симфонию красок и звуков. Правда, для одних участников она звучит победным маршем, а для других печально, но, что поделать, в спорте, гласит истина, всегда кто-то побеждает, а кго-то проигрывает. Первенство проводилось в пяти классах — двух «юношеских» и трех «взрослых», но, в отличие от обычных, это, спартакиадное, перенесло центр тяжести с соперничества за медали на борьбу сборных команд. Каждая из них — в Риге было представлено 13 республик, города Москва и Ленинград — состояла из двух юношей и двух взрослых, причем все они должны были выступать в разных классах. Тренерам пришлось решать задачи с рядом неизвестных, заявляя состав своей сборной. Ошибиться было нетрудно, и это выявила первая же серия заездов. В IV классе (юноши 1416 лет па картах 50 см3) победителем стал не попавший в состав команды рижанин Ю. Руткс, в то время как «зачетник» Я. Кемпелис смог занять только 13-е место. «Просчет» стоил команде Латвии 59 очков, каждое из которых было здесь, что называется, на вес золота. Шутка ли сказать: выступление в Риге, как. впрочем, и па всех других финалах, могло повлиять на исход такого невиданного по масштабам состязания, каким стала для спортсменов-досаафовцевСнова, как и четыре года назад, финалисты спартакиады встретились на трассе «Бикерниеки».V Всесоюзная спартакиада по военнотехническим видам спорта. Были и просто сюрпризы. А это, как всегда, только подливало масло в огонь. Ну кто мог ожидать, что главный претендент на золото в III классе (175 см3) В. Орехов из Московской области даже не попадет в финал. Кто мог предположить, что за чертой призеров останутся москвичи — победитель Кубка дружбы социалистических стран 1969 года A. Сафонов (II класс, 125 см 3 , международный) и прошлогодний чемпион в классе ПБ А. Усан. Так же, наверно, никто не прочил в победители Э. Срапионяна, который за неделю до этого прошел в составе команды Армении труднейшую трассу ралли и завоевал «серебро» в классе «волг». Здесь он присовокупил к нему «золото» за первое место в III классе картов. О каждом из чемпионов спартакиады по картингу можно рассказать много, но прежде всего необходимо назвать победителя номер один — команду Грузии. Усилиями юных Р. Акопова. Р. Хидашели и опытного Р. Зукакишвили она выдвинулась в лидеры уже в первый день. Вначале ее преимущество перед .москвичами выражалось всего в7 очках, но на второй день Т. Хидишели привел свою команду к желанной цели. Далось это ему не легко. В первом заезде после столновения на его карте пробило покрышку. Хидишели, проявив завидное упорство, все же дотянул до финиша, а в последующих двух наверстал упущенное и выбился на второе место вслед за Шилиным. Говорят, что в автоспорте итоги соревнований не всегда отражают истинное соотношение сил. В данном случае победа грузинских спортсменов неоспорима и заслуженна. Гонщики, тренеры, механики отдали ей все силы и всю энергию. Грузинские картингисты -- и «сборники» и «личники» — заняли места в верхней половине итоговой таблицы. Их меньше, чем других, преследовали неудачи — свидетельство серьезной подготовки спортсменов и техники. Увы, на этих, самых ответственных стартах года многих признанных мастеров картинга, а вместе с ними и их команды, подводили так называемые непредвиденные случайности. В решающий момент погорячился B. Орехов. Сменив свечу в ходе гонки27