pa раскольники. Если на старом гуже ­ в ом тракте рекордом были десятки ты ­ сяч тонн грузов , перевезенных вгод , то теперь он перевалил далеко за миллион. Д орогадавно себя окупила. Несмотря на этот блестящий результат, находились и противники «всеобщего строительства», к олеблющиесяпред ­ лагали не торопиться. Сомнения рассеялись лишь в 1958 году, когда правительство одобрило опыт горьковчан , а Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ об участии всех хозяйственных организаций в строительстве ире ­ монте автомобильных дорог . С тех пор помощьдорожникам стала нормой . Д е ­ ло быстро пошло вперед. К аждыйгоддорожные карты области оказывались устаревшими. Новые автотрассы исчер-организаций области ежегодно участвуют вдорожном строительстве. Повтор яем , что речь идет одорогах областного масштаба. При прокладке новой дороги приходится делать земляные насыпи, устраивать высокие дамбы — п ереходы через овраги. А ведь это готовая плотина, если водосток сделать не у самой подошвы, а на высоте берегов оврага. И вот везде, где это возможно , д орожни ­ ки создают колхозникам искусственные водоемы . Так хозяйственная инициатива, не ограничиваемая ведомственными интересами, позволила сделать дорогуи косвенным источником доходов для экономики области. Большую помощь получают дорожни ­ ки от промышленности и хозяйственных организаций области, строящих 60—70 километров дорогв год. Но неправильно было бы думать, что успеха они до ­ бились чужимируками . Ведь общий объе мгодового строительства составляет 250—260 километров дорогствердым покрытием. Д елом откликнулись горьковскиедо ­ р ожники на решения июльского Пленума ЦК КПСС о дальнейшем подъеме сельского хозяйства. За счет внутренних резервов , сверх всяких планов строительные участки и управления асфальтируют в колхозах площадки для сушки и хранения зерна, прокладывают подъездные пути ксвинооткормочным пунктам. Какой жеэкономический эффект дает развитие сети хороших дорог? Огр омный , но точные цифры тут вывести трудно: слишком много приобретенного и не потерянного надо принимать з расчет. Вот примеродного Пильнинского района, р асположенного на востоке об ­ ласти. Девять лет назад на его территории не было ни одного километра до ­ рог ствердымпокрытием . Сейчас три асфальтированных полотна ведут .из Пильны в Сергач, Сеченове, Курмыш. Зеленая улица до самого областного центра. И сразу жерезко снизилась себестоимость тонно-километра. Вчетверо увеличилась перевозка грузов . С 3 до 8 миллионов рублей возросли годовые доходы колхозов района. А районов в области, как уже говорилось, — 46. Если даже прикинуть только эти цифры , далеко не все отображающие , итог получается очень внушительный. Сбылась мечта крестьян села Широ ­ кова, писавших В. И. Ленину на заре Советской власти. Теперь асфальтированное шоссе от него выходит на магистраль Горький — Шахунья. Не все еще вдорожном хозяйстве так, как хотелось бы. Н ужно побольше техники, специалистов. Вместо капризной иненадежнойпаромной переправы через Ветлугу необходимхороший мост, соор ужениекоторого своими силами пока не по плечу. Горьковские дорожники мечтают о создании единой специализированной дорожно - с троительнойфирмыс новейшей техникой, передвижными механизированными отрядами и своим штатным архитектором . Но и то, что сделано ими, заслуживает самой высокой оценки . Ведь не зря говорят: дорога — это жизнь .всемтили богатый, густонаселенный юг области, ветвились от основной магистрали на севере. И вот итог десятилетия — в минувшемгоду все районы получили надежнуютранспортную связь с областн ымцентром . Затем развернулось строительство межрайонныхдорог , на по ­ вестку дня была поставлена задача создать сеть местных дорогствердымпо ­ к рытием для выхода колхозов и совхозов на магистральные трассы, к станциям и пристаням. П о - п режнемудорожники не одиноки. Вооруженные механизмами, они строят основу будущегошоссе — з емля ­ ное полотно с насыпями, выемами, к ю ­ ветами. А наши помощники из городаи деревни доделывают все остальное. Гагинский район, участок местной до рог.и Ушаково — Ивково. Здесь трудится бригада, к оторую возглавляет старший инженер отдела главного механика завода Михаил Григорьевич Яковлев. В составе бригады 28 шоферов , б ульдозери ­ стов, экскаваторщиков. Они прибыли сюда со своими машинами, инструментам и , д ажес посудой иповаром . З агоре ­ лые люди работают с настроением. — Решили поторопиться, сдать объект, пока нет дождей , — объясняет бри ­ гадир. Объект — к илометрготового шоссе сжелезобетоннымпереходом через ручей. Его сметная стоимость — 53 тысячи рублей — п олностью оплачивается комбинатомв соответствии супомяну ­ тым Указом , по которому две десятых процента валовой стоимости продукциипредприятия отчисляется на строительство местных дорог . Проселок, пролегавший тут раньше , формально не стоил ни « о пейки , но он долгиегоды калечил проезжавшиемашины , лихорадил эко ­ н омику района. Горьковский автомобильный завод построил минувшим летом 6 километров дорогиствердымпокрытиемв Варнав инском районе, а всего за последние пятнадцать лет проложил 120 километров усовершенствованных дорог . Свыше сорокапромышленных предприятий Ар ­ замаса строят 16-километровую объездн уюдорогувокруггорода . Автохозяйству поручена прокладка тоннеля под железнодорожным полотном, поскольку его машины больше всего простаивают у закрытых шлагбаумов переезда. О ко ­ ло 80 заводов, фабрик, хозяйственных2*А. КУЗНЕЦОВ, с пецкор «За рулем»Горъковская область1Традиционное моторалли, устраиваемое Международной мотоциклетной федерацией (ФИМ), в этом году финишировало в столице Чехословакии Праге. На огромный стадион прибыло более оОО спортсменов из 14 стран Европы. Здесь можно было увидеть мотороллеры и мотоциклы почти всех типов, выпускаемые ныне мировой мотоциклетной промышленностью, — от 50-кубового «Симеона» до 1000-кубового «Харлея». Члены советской команды, одной из самых представительных, ехали на отечественных «вятках», «туристах», «восходах», ИЖах н «днепрах». Все машины, стартовавшие в Бухаре, Челябинске, Ижевске, Вятских Полянах и других городах страны, прошли в зной и ненастье тысячи километров трудных дорог и без потерь прибыли в Прагу. Центральный чехословацкий автомотоклуб, внешнеторговое объединение «Мотоков», завод «Ява» и другие организации радушно приняли гостей. Обширная программа, подготовленная для участников ралли, включала экскурсию по достопримечательным местам красавицы Праги, посещение замка Конопиште в живописном уголке под Прагой. На одном из пражских стадионов состоялся спортивный праздник. Гонки по гаревой дорожке, выступления мотоциклистов-акробатов, авиамоделистов, пуск моделей ракет, прыжки с парашютом и, наконец, представление, показанное большой группой спортсменов оборонного общества СВАЗАРМ, — все это надолго останется в памяти зрителей. Гости Праги познакомились с народными и современными танцами и песнями Чехословакии. В одном из лучших залов • «Люцерне» перед ними — выступали самодеятельные ансамбли. В последний вечер пребывания мототуристов в Праге были объявлены результаты ралли и вручены награды. Главный приз завоевала советская команда, набравшая лучшую сумму очков — 232 320. Кроме того, наши спортсмены получили «Кубок Монако» за наибольшее количество мотороллеров. Команда клуба «Навои» удостоена специального приза за самый дальний пробег. Одна из почетных наград — приз имени Юрия Гагарина за наибольшее число участников-мотоциклистов — вручена команде ГДР. Среди клубных команд победила «Планета» из Ижевска. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, участник моторалли ФИМ