18
19
ЕЗЛИТ М-105КОРОБКА ПЕРЕДАЧВ августовском номере журнала за прошлый год была опубликована статья о двигателе мотоцикла М-105. Многие владельцы этих машин просят рассказать о коробке передач. Предоставляем слово работнику Минского мотовелозавода А. А. Белоусову. М отоцикл М-105 в отличие от всех предыдущих моделей Минского мотоциклетного и велосипедного завода снабженновым силовым агрегатом с четырехступенчатой коробкой передач. Благодаря специальной крышкевпра ­ вой половине картера можно полностью разобрать и собрать коробку , не снимая двигатель с мотоцикла. Это больш оепреимущество нового агрегата.% Устройство и работаК оробка передач (рис. 1) состоит из трех валов — первичного 21 , в торичного 6, п ромежуточного 19 и из четырех пар шестерен постоянного зацепления. Первичный вал 21 вращается вшари ­ к овомподшипнике1 ( № 203) и вброн ­ з овой втулке 10 вторичного вала; п ро ­ м ежуточный вал — в двух подшипниках 12 и 20 ( № 201), вторичный — в подшипнике7 ( № 104). Ш естерни 2, 14 и 18 свободно вращаются на валах, остальные — ж естко связаны с валам ипосредством шлицев. Пять шестерен имеют торцовые кулачки, а ведомая 18 первой передачи — окна. Эти кулачки и окна служат для жесткого соединения свободно вращающихся шестерен с валами при включении передач. Д ве шестерни выполнены за одно целое с валами 21 и 6, а три дру ­ гие {2, 13 и 14) з афиксированы от осе ­ вого смещения тремя одинаковыми стопорными кольцами3 (одно — на первичном валу, два — на промежуточном). П одвижные шестерни перемещаютсядвумя вилками. Вилка 5 двигает шестерн ю4первичного вала, включая и выключая вторуюи четвертую передачи, вилка 15 (более длинная) — ш естерню 16 промежуточного вала, включая и выключая первуюи третью передачи. Для включения и выключения передач служит механизм переключения (рис. 2). В него входят педаль 8, валик скорпусом 13 и двумя подпружиненными собачками 14 и 15. О ни последовательно заходят за четыре выступа диска 16 переключения передач, поворачивая его на определенныйугол . На торцовой поверхности диска располож ено шесть лунок, куда входит шарик фиксатора 6 (запрессованного влевую половину 7 картера), стопоря диск всо ­ ответствующем положении . Д искпереключения передач установлен на оси, п рикрепленнойболтом со специальной стопорнойшайбойк основанию 10. Его отогнутый ус удержи ­ вает возвратную пружину 11, а два упора ограничивают повороткорпусасо ­ бачек припереключении передач. О с ­ нование крепится кбобышкам9 левой половины картера тремя винтами.цикл на левую сторону (оно перетечет в левую крышку двигателя). Вынув из картера ось 17 вилок 5и 15, удаляют спервичного вала подвиж ­ н уюшестерню4 вместе с ее вилкой 5, отмечая их взаимное расположение. Зат ем снимают спромежуточного вала шестерню 13, извлекают промежуточный вал 19 с шестерней 14 третьей передачи, п одвижнуюшестерню 16 про ­ м ежуточного вала с ее вилкой 15 (такж е запомнив их взаимное расположение) и, наконец, ш естерню 18. Если нужно заменить первичный вал 21 или шестерню2 второй передачи, вал выпрессовывают из подшипника1 со стороны сцепления, к оторое необход имо разобрать и снять с вала. Механизм переключения передач разбирают в следующем порядке. Д емонтиоуют педаль 8 ( с м , рис. 2) с валика переключения , вынимают из картера корпус 13 с собачками 14 и 15 и возвратной пружиной 11 скол ­ п ачком 12. Если при этом собачка упирается в выступ на диске 16, е енужно утопить в свое отверстие. Отвернув три винта крепления основания, снимают его вместе сдиском 16. При сборкекоробкипридерживаютРя с, 1. Схема коробки передач: 1 — подшипник первичного вала; 2 — шестерня П передачи первичного вала; 3стопорное кольцо; 4 — подвижная ше стерня первичного вала; 5 —- вилка переключения II и IV передач; 6 — вторичный вал; 7 — подшипник вторичного вала; 8 — ведущая звездочка; 9 — замочная шайба; 10 — втулка вторичного вала; 11 • гайка; 12 и 20 — подшипники — промежуточного вала; 13 — неподвижная шестерня промежуточного вала; 14 — шестерня III передачи промежуточного вала; 15 — вилка переключения Iи III передач; 16 — подвижная шестерня промежуточного вала; 17 — ось вилок; 1 8 шестерня I передачи промежуточного вала; 19 — промежуточный вал; 21 — первичный вал. Р ис , 2. Механизм переключения передач: 1 — ось вилок; 2 — вилка переключения Iи III передач; 3 — промежуточный вал; 4 — первичный вал; 5 — вилка переключения II и IV передач; 6фиксатор; 7 — левая половина картера; 8 — педаль переключения передач; 9 — бобышки картера; 10 — основание; 11 — возвратная пружина; 12 — колпачок; 13 -- корпус собачек; 14 — нижняя собачка; 15 -- верхняя собачка; 16 — диск переключения передач.ф Разборка и сборкаДля разборки коробки необходимо предварительно снять цепь главной передачи с ведущей звездочкой8 ( с м . рис. 1), самое звездочку и правую крышку двигателя (в ней останется вторичный вал). Масло из картера мож ­ но не сливать, если положить мото ся такой последовательности. Устанавливают в левую половину картера основание сдискомпереключения передач всборе так, чтобы шарик фиксатора попал в одну из лунок диска. После этого закрепляют основание тремя винтами и тщательно закернивают их головки . Не рекомендуется кернить винт со стороны плоскости ограничителя 2 (она отмечена жирной линией на рис. 3), так как выпучивание металла основания в этом месте нарушит четкость переключенийс высших передач. Его следует кернить со стороны, п ротивоположной ограничителю 2. Далее запрессовывают первичный man 21 ( с м . рис. 1) с шестерней 2 второй передачи в сборе вподшипник1 левой половины картера до упора в зубчатый венец. Используя четыре выступа на диске, надо повернуть егоприпомощи отвертки и молотка вположениевклю ­ чения первой передачи. Ш арик фиксатора при этом должен находиться в крайней лунке, а остальные пять лунок — быть видны со стороны крышки коробки. После этого устанавливают шестерню 18 первой передачи промежуточного вала вкартери вводят ее в зацепление сзубчатымвенцомпервичного вала 21 . П омещаютвкартерподвижную шестерн ю 16 промежуточного вала вместе с ее вилкой 15 так, чтобы она вошла в зацепление с шестерней 2первичного вала, кулачки попали в окна шестерни 18, а поводок вилки лег внижний фигурный паз диска. Через отверстия в диске и вилке вставляют ось 17 в отверстие левой половины картера. Затем следует ввести в картер проме ­ ж уточный вал 19 с шестерней 14 третьей передачи, поворачивая егоипокачи ­ вая из стороныв сторону, чтобы он про ­ шел через обе шестерни, а шейка вала попала вподшипник 20. Теперь необход имоосторожно вынуть ось вилок, следя за тем, чтобы поводок вилки остался в пазу диска. Далее устанавливают на первичный вал подвижнуюшестерню4 вместе с вилкой 5, п оводоккоторойдол ­ ж ен попасть во второй фигурный паз диска. П ри этом ее надо поворачивать, чтобы она вошла в зацепление с шестерней 14 промежуточного вала. Поставив Рис. низма дач: 1 педали читель 3. Основание мехапереключения пере— ограничитель хода вверх; 2 — ограни2 хода педали вниз.ось вилок на место, — убедиться, что она вошла в отверстие левой половины картера. На шлицы промежуточного вала устанавливают шестерню 13. Затем вкартер вставляют валик пере ­ ключения передач сдвумя собачками, возвратной пружинойиколпачком до упора в основание так, чтобы отогнутый ус основания лег междуконцами пружины. Устанавливая крышкукоробки , н ужно поворачивать вторичный вал 6, пока егозубья не войдут в зацепление сзубья 1ми шестерни 13 промежуточного вала. Постучав ручкой молотка по крышкеи убедившись, что она села на место (нет зазора междукрышкойикартером ) , з а ­ тягивают винты). Д ля фиксации корпусас собачками в определенном положении предусмотрен регулировочный винт сконтргайкойвкрышкекоробки . Ослабив контргайку, завертывают винт до упора, затем отвертывают его на 1/3—1/2 оборота и, у дер ­ живая отверткой, затягивают контргай ­ ку.ф Неисправности и их устранениеОсновная неисправность, в озникающая при эксплуатации мотоцикла, — невозм ожность включить передачу. Причин может быть несколько. Если педаль при попытке включения свободно переме ­ щается вверх или вниз до упоров без характерных щелчков и возвращается в исходное положение — значит, заклинило в гнезде корпуса одну из собачек, и она не достает до выступа на диске. Чтоб ы освободить собачку, достаточно из ­ влечь валик переключения передач, утопив застрявшую собачку до совпадения головки штифта с отверстием вкорпусе , и вынуть штифт и собачку спружиной . Тщательно удалив грязь из гнезда, собирают узел вобратномпорядке . Д ругой случай. Возвратная пружина не полностью приводит педаль в нейтральное положение , из-за чего для включения передачи ее приходится снаР и с. 4. Опоры валов коробки: 1 — подшипник вторичного вала: 2 —- винт корпуса сальника; 3 и6 — регулировочные шайбы; 4 — корпус сальника; 5 — подшипник промежуточного вала; 7—• крышка коробки; 8 — правая половина картера. Р ис . 5. Регулировочные шайбы: а — вторичного вала; б — промежуточного вала.Ф41.5Ф31.5^ ^В№чала немного приподнимать. Это означает, что чрезмерно растянулась возвратная пружина или неисправна одна из собачек. Упираясь своим скосомв выступ на дискеприобратном ходе педали, с о ­ бачка мешает ей занять нейтральное по ­ л ожение . В этом случае, к роме легкости перемещенияв гнезде, надо проверить состояние рабочего конца собачки. С ко ­ шенная поверхность должна быть гладк ой , а заостренный конец — р овным , без сколов. П ри необходимости егоможно восстановить наплавкой споследующей слесарной обработкой , предусмотрев на остром конце закругление небольшим радиусом во избежание выкрашивания при работе. Бывает, что какая-нибудь передача включается или выключается слишком туго. Д ля выяснения причинынужно снять крышкукоробкии извлечь из кар ­ тера обе вилки с осью. Если при включении передач диск будет поворачиваться струдом — значит, «закусывает» (не утапливается) шарик фиксатора. О тме ­ тив, в какой лунке на диске это происходит, надо извлечь из картера основание сдискоми закруглить наждачным бруском тот край лунки, к оторый препятствует утапливанию шарика. На мотоциклах М-105 первого выпуска может самовыключаться или не вклю ­ чаться первая или вторая передача. Виной этому — д еформировавшеесяосно ­ вание механизма переключения передач и диск, сместившийся вместе с вилками иподвижными шестернями в стор онукрышкикоробки . При отсутствии нового основания можно исправить по ­ гнутое. Сняв егос мотоцикла, и змеряют расстояние от оси отверстия доплоско ­ сти основания (см. рис. 3). Когда этот размер превышает 2,7 мм , п одгибаютв тисках отогнутый край, обеспечив угол 90 градусов. Далее собирают основание сдиском . П ри затягивании болта следует обратить внимание на положениеосиди ­ ска: отверстие в ней должно располагаться перпендикулярно плоскости креп ­ ления основания к картеру. Случается, что придвижении на третьей передаче возникают рывки , с опровож ­ даемые треском , или не включается эта передача. Это значит, что промежуточ ­ ный вал с шестерней третьей передачи сместился в сторону крышкикоробки . Д ля устранения неисправности нужно установить вкоробке нейтральное положе ­ ние и, п оложивмотоцикл на левую сторону, снять правуюкрышку двигателя извездочку вторичного вала. Затем — отвернуть пять винтов 2 (рис. 4) к орпуса4 сальника и снять его вместе спроклад ­ кой. О правкой ( н аружнымдиаметром 31 + 0 , 5 мм ) следует запрессовать доупо ­ ра подшипник5промежуточного вала. Образовавшийся зазор между подшипником и торцом крышки коробки заполнить регулировочными шайбами 6запод ­ лицо скрышкой . Плотно уложенные шайбы ни вкоем случае не должнывы ­ ступать. Д ля улучшения работы четвертой пе ­ редачи рекомендуется после того, к ак будет снят корпус4 сальника, вынуть ре ­ г улировочные шайбы 3подшипника1вторичного вала и трубчатой оправкой (наружным диаметром 41+0,5 мм) запрессовать этот подшипникдо упора. М ежду плотно уложенными шайбами 3иторцомкрышкикоробки не должно быть зазора . Недостающие регулиро ­ вочные шайбы 3и6можно изготовить из тонкой листовой стали, к ак показано на рисунке 5.19