14
15
ЗАСЕДАНИЕ ВОСЕМЬДЕСЯТ ПЕРВОЕ Щ?&Ж щЩг^РЩКАЖДЫЙдляКАЖДОГОКлуб автолюбителей. Каким он должен быть? Разговор об этом начала в нынешнем году «Комсомольская правда» в статье ч-Клуб «За рулем». Развивая эту тему, — и не только потому, конечно, что название статьи совпадает с названием журнала, — мы долзкны прежде всего сказать, что полностью согласны с постановкой вопроса о назревшей необходимости в таком объединении. Объединении автолюбителей, где они смогут познать тонкости мастерского вождения автомобиля, секреты его правильной эксплуатации и ремонта, премудрости, заключенные в правилах движения. Нужна сеть такого рода клубов или секций—неважно, как они станут называться, — которая вела бы среди автолюбителей, если так можно сказать, техянко-просветительную работу. Кстати говоря, в ряде мест, там, где нашлись инициативные люди, при спортивно-технических клубах ДОСААФ, на крупных промышленных предприятиях, при Дворцах культуры созданы такие объединения автолюбителей. Опыт их работы представляет интерес и может быть широко использован. С деятельностью одного из таких коллективов автомобилистов-любителей знакомит читателей на этих страницах корреспондент журнала Н. СЕМИНА. Бобров переулок. Это у Сретенских ворот. Узкий просвет между домами — и «запорожцы», «запорожцы». Они теснятся у подъезда с вывеской «Московский городской спортивно-технический автомотоклуб ДОСААФ». В одной из его комнат многолюдно. Здесь по понедельникам и четвергам собираются владельцы «запорожцев». Они называют себя секцией, но по существу это клуб автолюбителей, объединенных общей маркой машин. Такие «марочные» клубы сейчас широко распространены в Европе. В Чехословакии, например, число их равно числу имеющихся в стране марок легковых автомобилей — отечественных и иностранных, новых и старинных. Автомобиль задает каждому столько проблем — уход, запчасти, ремонт, гаражи, — что их лучше решать сообща. Индивидуальный транспорт, но, если подумать, — в самой идее автомобиля заложен все-таки принцип коллективного существования. Водитель за рулем всегда один, но его машина на дороге не одинока. Владелец у этого «Запорожца» один, но такие же точно автомобили — у десятков тысяч. Найденный кем-то оригинальный способ ремонта узла или детали становится по лезнее во столько раз, во сколько раз больше автомобилистов освоит его. Принцип «каждый для каждого» лежит в основе таких клубов. В Москве сначала объединились владельцы «татр» модели «87». Их было всего двенадцать. Они даже не подозревали, что образовали первый марочный клуб автолюбителей. Члены клана <татристов» много раз выручали друг друга. Их сплоченная семья существует и по сей день. Лотом стали объединяться владельцы «москвичей», «волг», но сьмой массовой и организованной стала секция «Запорожец». Это наиболееудачное и, насколько нам известно, единственное пока в стране такое массовое клубное объединение по маркам автомобилей. На практическом опыте этого коллектива легко убедиться в практической ценности подобных клубов для автолюбителей. Члены клуба в Бобровом переулке — художники, артисты, врачи, физики, рабочие, а объединяет их интерес чисто технический. К Автомобилю с большой буквы ис эмблемой ЗАЗ на капоте. Тут встретишь и профессора, и пенсионера, который пишет в графе об образовании «сельское». Есть и «два класса» и «два вуза». Тут прекрасно находят общий язык капитан дальнего плавания и инспектор из «Детокого мира», крановщик и ювелир, преподаватель училища н шофер из «Скорой помощи», социолог и ретушер, хирург и портной, часовщик и пилот. Многим машина нужна прежде всего для работы. Это врачи, работники домодедовского аэропорта, журналисты. Каждый использует машину в соответствии со своей «спецификой». Например, вот у артиста Московской эстрады, прозванного товарищами по клубу просто Факиром, в машине, на заднем сиденье путешествует на работу... двухметровый удав. Дрессированный, конечно. Пожалуй, это самая экзотическая специализация автомобиля. Интересно, к каким ухищрениям прибегает хозяин такой машины, чтобы и удаву было удобно и самому не слишком хлопотно. Впрочем, удав приносит и известную пользу — он безотказно действующее противоугонное устройство. Итак, люди раэных профессий, разных вкусов, разных запросов. Здесь, в клубе все они равны, как болельщики на футболе. Все они нуждаются друг в друге. Мы в комнате, увешанной плакатами, которые знакомят с анатомией «Запорожца». На столах разрезанные узлы, детали, треснувшие картеры и погнутые шатуны. Обстановка напоминает механическую мастерскую, И в то же время студенческое общежитие. Сначала кажется, что здесь должны быть одни мужчины. Однако обратитесь к Валентине Иосифовне Василевской, ведущей картотеку секции, и ее хозяйство расскажет о библиографе, филологе, старушке-враче — о десятке-другом обладательниц «тихих» профессий. Исключение составит, пожалуй, одна Александра Коняева — тренер по лыжному спорту из общества «Динамо». Интересно встретить новенькую. Через минуту она здесь своя, и вы можете услышать вполне «автомобильный» разговор. — Прихожу вчера в магазин, смотрю — передний мост в сборе, сто восемьдесят три рубля. Думаю: что же покупать — пальто или мост? Купила Передний Мост... А народ все подходит, собирается в группы — это старожилы. Секция объединяет сейчас, через восемь лет, почти пятьсот человек. Что же дает клуб всем этим людям? Зачем они ездят в Бобров переулок? Здесь объяснят, почему перегревается двигатель, и подскажут, где появился в продаже свинцовый сурик, посоветуют, у кого взять на время нужный съемник, и помогут отрегулировать прихватывающие тормоза. Каждый идет сюда со своими знаниями, опытом, с готовностью помочь товарищу. Многие наведываются «на разведку» еще задолго до того, как подойдет очередь на «Запорожец». Приобретя же машину, становятся завсегдатаями. В клубе нужен порой, кажется, пустяк — подержать в руках интересующую деталь, перекинуться несколькими словами на извечную тему «а у тебя еще не дымит?», наконец, полистать каталог14 запчастей, ставший, увы, библиографической редкостью. Или взять ремонт. Другому приходится поломать голову даже над заявкой. Ведь не напишешь, что «скрипит» и «застучало» — надо назвать вещи своими именами, техническими. Такие заявки сообща по всей форме составляют в клубе. Вас не только выручат подобным одолженьем. У членов секции есть в общем пользовании вещи, которые невозможно и не нужно иметь каждому, — съемники, колыбелька, приспособления для монтажа шин. Рекламы у секции никакой нет. О ней узнают в ооновном из объявления, вывешенного на станции технического обслуживания. Но и этого оказывается достаточно. Владельцы «запорожцев» сами ищут друг друга. Их содружество имеет прочную деловую основу. Красноречива в этом смысле сама история возникновения секции. В 1960 году выехал из ворот завода «Коммунар» первый «Запорожец», а уже на следующий год владельцы микролитражек ощутили все трудности первооткрывателей — они осваивали совершенно новый автомобиль. Первые непонимания, первые неполадки в незнакомой машине. В 1962 году Л. П. Мягков, один из активистов Московского автомотоклуба, стал по клубной картотеке разыскивать владельцев «запорожцев» —- сам он только что купил эту машину. Его товарищи по секции автолюбителей не имели оснований жаловаться — у них были «москвичи» и «волги», по которым уже (накопился опыт эксплуатации в многочисленных автохозяйствах иу личных владельцев. А для обладателей «запорожцев» вначале даже литературы никакой, если не считать инструкции, не было. Между тем эти машины настолько отличаются от остальных наших автомобилей, что первые их владельцы просто растерялись. Негде опросить, узнать, достать, наконец. Мягков нашел в картотеке двенадцать человек. Для того чтобы собраться вместе, понадобилось только то время, за которое в пределах Москвы доходит почтовая открытка. Мы не знаем, как проходило первое собрание, но с этого дня владельцы «запорожцев» выделились в самостоятельную секцию. «Двенадцать разгневанных мужчин» объединились тогда под председательством Л. П. Мягкова. Затем его сменил Л. В. Варшавский, который руководит секцией и по сей день. Они начинали на пустом месте. Обратились к руководству автомотоклуба, им выделили свободную комнату. Принесли старые детали, купили плакаты, починили мебель. Все делали своими руками. Смастерили стенды — первые собственные наглядные пособия. Активисты секции организовали коллективное изучение микролитражек первого выпуска, а затем и новых моделей. С ростом производства машин прибавлялось и народу в секции. В 1968 году в ней состояло 77 человек, а в 1969-м — уже 237. Теперь каждый месяц приходит до 10—15 новичков. Обучает их М. И. Каштанов, пожилой человек, бывший шофер и механик, а ныне пенсионер. Если какой-то экспонат на стенде сегодня «не в форме», он вынет из сумки собственную деталь, принесенную из дома. В группе есть инвалиды, владельцы автомобилей с ручным управлением. С ними Каштанов особенно терпелив. Это человек внимательный и добрый. Был случай, когда «ученик», почти его ровесник, чуть не плакал: «Старина, не могу завести машину». Оказалось, «Запорожец» его уже не один месяц стоит в гараже на Покровке, и невозможно стронуть его с места. Каштанов, или, как все его зовут здесь, Ларионыч, поехал туда. Сел за руль. Машина, и вправду, не заводилась. Опытный механик, он быстро определил, что виной всему приржавевшие кольца, понял также, что хозяин машины никогда не сможет ездить, если не сумеет начать сейчас. Каштанов вышел на улицу и позвал на помощь первого попавшегося шофера. Вдвоем сдвинули автомобиль. Хозяина усадили за руль, он неуверенно поехал. «Ездит он и сегодня, и уже без всякого страха. Я объяснил ему все на живой машине». Иногда к нему прибегает новичок: «у меня сломалось...» Потом, у машины, выясняется, что страхи оказались напрасными и все в порядке. Вообще Ларионычу с новичками бывает хлопотно, но он все равно любит этот момент — когда сели «запорожцы» в круг и смотрят выжидающе на разложенные детали, на его руки. Бывает, кто-нибудь скажет: — У нас тут полная академия автомобильная. Старик доволен. И сыпятся вопросы, просьбы: разбери—собери, Ларионыч, расскажи — покажи. Он и разберет, и соберет, и расскажет, и покажет. Но кто-то заявляет смущенно: — Старина, ты послушай, ничего я не понял. И тогда — все сначала. Это называется торсион. А эта шайба для чего служит? Так, теперь смотри... Руки у него от этих разъяснений постоянно в масле. И в этой же комнате рядом услышишь исчерпывающую и высококвалифицированную оценку новинкам в конструкции, застанешь спор с представителями завода, на равных. Те заходят в секцию каждый раз, когда бывают в Москве в командировке. О высокой компетентности членов клуба говорит хотя бы такой факт: они коллективно рецензируют все книги о «Запорожце». И для завода мнение секции — достоверный и надежный источник информации об эксплуатации микролитражки. К тому же один из немногих. Мнение секции всегда глубоко обоснованное, профессиональное, это — мнение специалистов-практиков. По рецензиям членов секции переработали свою книгу «Запорожец» В. С. Гурман и Г. Н. Сархошьян в 1964 го- л ду. Издательство «Транспорт» и следующую книгу по микролитражке (авторы К. С. Фучаджи и Ш. М. Кауфман) направило на рецензию в секцию. И эти авторы переработали рукопись по предложениям членов клуба. В свое время Запорожский автомобильный и Мелитопольский моторный заводы помогли секции оборудовать стенды, передали в качестве наглядных пособий много списанных деталей. Сейчас группа общественников, возглавляемая Н. А. Носовым и Л. Н.Ивановым, ведет испытания «запорожцев», постоянно информирует конструкторов об их результатах. Содружество идет на пользу обеим сторонам. Целый ряд усовершенствований, примененных членами ^секции, внедрен на заводе в серишше производство. Достоянием всех быстро становятся новинки и технические усовершенствования, на которые так изобретательны члены секции. И все могут увидеть, узнать, как смонтирована самодельная панель приборов, устроено раскладное сиденье, присоединен дистанционный термометр. Целой лекции об эстетике автомобиля стоит одно только живое наглядное пособие — «Запорожец» Никиты Каптелина, конструктора из Института технической эстетики. Он к тому же еще и спортсмен, в 1969 году был третьим на ралли в Ярославле. Итак, секция «Запорожец» — дело серьезное. Но почему так мало объединений в других городах? Ведь они нужны. Стихийно возникавшие то в Калуге, то в Киеве, коллективы так и не получили дальнейшего развития. Не было до сих пор такой секции ив Запорожье. Очевидно, разгадка кроется в недостатке инициативы. Между тем москвичи получают много писем, свидетельствующих об интересе к клубу. Видимо, все дело в умении организовать. Л. П. Мягков, Л. В. Варшавский, Э. А. Шевцов, В. П. Жданов сумели объединить людей разной подготовки на основе товарищеской взаимопомощи и общего интереса к технике. Здесь и форма соревнования в техническом совершенствовании автомобиля выбрана со знанием дела и психологии автолюбителя. Известно, что если вы подойдете к машине, — говорит Э. А. Шевцов, — хозяин ее охотно вам расскажет, как и что он сделал, покажет, тут же в машине все объяснит. А попробуйте вы его заставить все это усовершенствование изобразить в некоем наглядном пособии, начертить — ничего не выйдет, не дождетесь, да и заняты люди — так и пропадет. Вот почему для нас более всего приемлемы смотры-конкурсы. Действительно, такая форма себя оправдала. Стоят машины. Жюри идет от одной к другой, и выясняются все преимущества, ставятся тут же оценки. Члены секции предпринимают на «запорожцах» долгие путешествия. В дороге действует тот же закон — взаимопомощь водителей, связанных общей эмблемой клуба. Дело, в конце концов, не в самом «Запорожце», а вот в этой взаимовыручке — всегда и везде. В ней — существо клуба автолюбителей. Так пусть появятся в Ленинграде и Донецке, Риге и Свердловске, многих других городах «Москвич-клубы», «Волга-секции», — словом, товарищества автолюбителей. Конечно, готовые рецепты, как их организовать, дать трудно. В одном случае это удобнее сделать при действующем спортивнотехническом клубе ДОСААФ, в другом — при клубе автомототуристов областного совета по туризму, наконец, при профсоюзной организации крупного предприятия. Но во всех случаях успех дела будет зависеть от желания и энтузиазма самих автолюбителей. Ведь такой клуб это прежде всего — каждый для каждого.15