ОТЛИЧИЙ многоМотолюбитель И. Черкасов из Ростовской области спрашивает, чем различаются генераторы Г11А и Г414. Отвечают работники Орджоникидзевского завода автомобильного И тракторного электрооборудования (ОЗАТЭ). Генератор Г414 (6в, 6S вт) предназначен для мотоциклов тяжелого класса и выпускается заводом взамен генератора Г11А (6в, 45 вт). Кроме мощности, он отличается от предшественника полярностью — с массой у него соединен отрицательный полюс. Другие отличительные данные приведены в таблице.ваемое генератором, и вследствие этого — сила тока заряда батареи. Для восстановления этих величин отсоединяют провод от клеммы 51 на панельне генератора и включают между ней и массой вольтметр с пределом измерения 10—15 в. Пускают двигатель, и при повышенных оборотах коленчатого вала вращением гайки 1 устанавливают напряжение 7,6—8,2 в. Если заводская регулировка реле до этого не нарушалась, достаточно, нан правило, повернуть гайку в пределах половины оборота. Контакт 4 при этом колеблется между средним положением и левым ' (см. рисунок) контактом. Затем снижают обороты двигателя почти до малых и следят за показанием вольтметра, который должен отметить падение напряжения на 0,5 в. Если этого не произошло, вращением винта 3 устанавливают напряжение в пределах 6,5 ' в. Контант 4 при этом колеблется между средним положением и правым контактом. В заключение снова повышают обороты и проверяют установленное ранее напряжение (7,6—8,2 в). При необходимости еще раз регулируют его и контрят красной винт и гайку.та согласно рис. 2 с лампами (tt в, ю вт), которые будут в дальнейшем установлены на машине. Включив схему, регулируют винтом 2 (ом. рис. 1) частоту мигания ламп в пределах от 60 до 120 в минуту. После этого схему разбирают и окончательно собирают реле, загибая на крышку края корпуса. Чтобы колебания машины меньше отражались на работе реле, его устанавливают вертикально (клеммами вниз) и крепят посредством резиновой втулки 3 со стальной распорной втулкой 4. Втулку 3 можно сделать составной из нескольких шайб, вырезанных из листовой резины. Реле РС-57, РС-57Б отличаются от реле РС-57В наличием дополнительных якоря и контактов с отдельным выводом для подключения контрольной лампы.КАК УДАЛИТЬ НАКИПЬВ разделе «Советы бывалых» («За рулем», 1970, М 1) была помещена рекомендация автолюбителей А. Кирова и Л. Бушева об использовании молочной сыворотки для удаления накипи из системы охлаждения. Заметка вызвала большой интерес читателей. Москвичи П. Самсонов и К- Смирнов, рижанин И. Веккер, Л. Воробьева из Минска и многие другие просят подробнее рассказать о технологии удаления накипи при помощи молочной кислоты. Мы попросили ответить им специалистов НАМИ. Молочная кислота как средство удаления накипи из системы охлаждения автомобиля известна давно. Этот метод описан в книгах (К. К. Папок и Е. Г. Семенидо. Моторные топлива, масла и жидкости. Издание 3-е. Том II . Гостоптехиздат, 1957; В. Н. Алексеев и И. Ф. Кувайцев. Автотракторные эксплуатационные материалы. Воениздат, 1958; С. Г. Колтыпин. Удаление накипи из системы охлаждения автомобильных двигателей. Автотрансиздат, 1962). Авторы предлагают два способа применения молочной кислоты. Первый. Приготовьте 6-процентный раствор (на 5 литров воды 1 кг 36-процентной кислоты), нагрейте его до 30 — 4 0 градусов и залейте в систему охлаждения. Когда прекратится выделение газа, слейте раствор, промойте систему сильной струей чистой воды и заполните 0,5-процентным раствором хромпика (5 г хромпика на 1л воды). Этот состав выдерживают 10—15 минут и сливают. Второй способ. 600 г молочной кислоты растворите в 10 л воды, залейте этот состав в систему охлаждения, удалив предварительно термостат, и оставьте на 2 — 3 часа. Затем пустите двигатель и дайте ему поработать 15 — 2 0 минут на средних оборотах. Слейте раствор кислоты и два-три раза промойте систему водой. Не забудьте вновь поставить термостат. Оба эти способа просты, хорошо удаляют накипь, безопасны и почти не вызывают коррозии деталей, что в сравнении с другими методами дает им несомненное преимущество. Однако относительная дефицитность и высокая цена молочной кислоты (8 руб. 96 коп. за 900 г) явились препятствием для их распространения. Следует отметить, что удаление накипи — это вынужденное решение. Значительно проще и полезнее для двигателя предупредить появление минеральных отложений. Простейшие пути для этого: использование возможно более «мягкой» воды (например, дождевой) или смягчение ее специальными веществами. Такие «умягчители»: технический трилон (ТУ МХП4182 — 5 4 ) , который добавляют по 2 — 3 г на 1л воды, и НГ-203А (ГОСТ 12328 — 66), вводимый в количестве 1 — 1,5 процента по объему. Эффективно предотвращает образование накипи всесезонное применение антифриза. О методах удаления накипи вы можете прочитать (кроме перечисленных выше книг) в следующих изданиях: А. В. Карягин и Г. М. Соловьев. Учебник шофера 3-го класса. Сельхозгиз, 1959; А. С. Ирисов и Н. И. Итинская. Топливо и смазочные материалы. Сельхозгиз, 1959; Н. А. Жеребной. Удаление нанипи из системы охлаждения. Журнал «Автомобильный транспорт», 1960, J* 6; А. К. Гаврилов. Системы жидкостного охлаждения автотракторных двигателей. Машиностроение, 1966.РС-57 НА МОТОРОЛЛЕРЕОсновные данные Якорь Диаметр коллектора, мм Общая длина якоря, мм Вес, г Число проводов в пазу Число витков в секции Марка провода и диаметр, мм Катушка возбуждения Сопротивление катушек при 20 градусах, ом Марка провода и диаметр, мм Число витков Г414 Г11А «Можно ли использовать для указателей поворота на мотороллере ВП-150 автомобильное реле РС-57 и какие при этом требуются переделки?» — спрашивает Л. Попов из г. Пензы. Отвечают работники Вятско-Полянского завода. Реле-прерыватели РС-57, РС-57Б и РС-57В предназначены для работы в системах с 12-вольтовым напряжением, но после несложной переделки их можно использовать на мотороллерах и мотоциклах с 6-вольтовым электрооборудованием постоянного тока.28 195 104520~~182 900 28 7 ПЭВ-2; 0,935 ПЭВ-2; 1.162,28±0,12 ПЭЛ-0,74 295-53,63 + 0,2 ПЭЛ-0.64 380припа% —-Z- «3DРГенератор Г11А работает в комплекте с еле-регулятором РР31-А, генератор 414 — с реле-регулятором РР-302.*•&«ВИНОВАТО» РЕЛЕ«После пяти лет эксплуатации на моей «Яве-350» стал плохо заряжаться новый аккумулятор. В чем прич;: на?» — спрашивает 3. Курчавенко из Днепропетровской области. Отвечает мастер Симферопольской мастерской А. Д. Борисов. Недостаточный заряд исправной аккумуляторной батареи при движении мотоцикла — это результат нарушения работы реле-регулятора, точнее, входящего в него реле напряжения. Вследствие длительной эксплуатации, вероятно, ослабла пружина 2 реле (см. рисунок), несущая двухсторонний контакт 4, из-за чего снизились напряжение, вырабаты-11?_4.•ш1Р ис . 1. Реле РС-57В и детали его крепления: 1 — добавочное сопротивление; 2 — регулировочный винт; 3 — резиновая втулка; 4 — распорная втулка; 5 — • болт М4.Р ис . 2. Схема реле и включения ламп указателей поворота: 1 — батарея; 2 — выводы реле; 3 — контакты; 4 — добавочное сопротивление; 5 — обмотка реле; 6 — переключатель; 7 — лампы; 8 — контрольная лампа. Для этого надо вскрыть реле, аккуратно отогнув края корпуса. Отмотать с пластины добавочного сопротивления 1 (рис. 1) 10 — 12 витков нихромовой проволоки и снова припаять ее конец к контакту, как уназано на рисунке, припоем ПОС-30. Сопротивление оставшихся витков составит 8 — 9 ом (примерно половину первоначального). Затем собирают электрическую схему указателей повороРеле-регулятор мотоцикла «Яна>: 1 — регулировочная гайка; 2 — пружина; 3 — регулировочный винт; 4 — двухсторонний контакт; 5 — якорь; 6 — электромагнит; 7 — основание; 8 — контакты реле обратного тока.20