ВОДИТЕЛЬ РЕЙСОВОГОКогда пассажиры заняли свои места, в автобус вошел пожилой мужчина в форменном костюме. — Я водитель, зовут меня Петр Дмитриевич Сивак, — приветливо улыбаясь, обратился он к пассажирам. — Наш автобус отправляется по маршруту Запорожье—Киев. К месту назначения при будем по расписанию. Минуту спустя голубой ЛАЗ отошел от автобусной станции. Долог был путь Петра Дмитриевича к пассажирскому скоростному автобусу. Начинал «шоферить» в 30-х годах. Вез отрыва от производства, в вечерней школе изучал теорию и устройство автомобиля. Вскоре он водит машину по дорогам Украины. Когда началась война с белофиннами, Петр Сивак добровольцем ушел в действующую армию. В грозном 1941 году снова встал в ряды защитников Родины, и на все четыре тяжелых года автомобильное подразделение становится его домом. Тысячи километров фронтовых дорог отмерил Петр Дмитриевич, перевозя боеприпасы, продовольствие, топливо. Заслуги водителя в Отечественной войне отмечены семью правительственными наградами. Отгремели бои, Сивак едет на восстановление Донбасса. Следующий этап — стройка в Лисичанске. Настойчиво совершенствует ветеран мастерство. Наконец, повысив квалификацию, он становится водителем автобуса в автотранспортном предприятии 07121 города Запорожья. Сейчас Петр Дмитриевич один из лучших водителей, передовик производства. За успехи в социалистическом соревновании в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина он награжден юбилейной медалью «За трудовую доблесть». Ю. КОВАЛЕВ, инженер г. Запорожьеечь идет о Польской шноле дорожного движения Гражданской милиции , основанной в 1956 году в Ивичной, под Варшавой. На одиннадцать месяцев рассчитана программа обучения младших офицеров, от полутара до четырех с половиной месяцев занимает курсповышения квалиф икации . Инспектора обязаны каждые пять лет обновлять запас знанийи проходить переподготовку, п оснолькувор ­ г анизации их работы происходят существенные изменения. Стать слушателем основныхкурсов непросто. Кандидаты должны обладать крепким здоровьем и ростом не менее 175 сантиметров ( ж енщины —165 сантиметров), иметь безупречнуюхарактери ­ с тику , сдать вступительные энзамены, п ройти специальную психофизическую проверку. К акиеженауки преподают в шноле дорожного движения? Во-первых, основы политических икультурно - п росветительныхзнаний . Лекц ии по истории Польши, международным. и идеологнчесним проблемам читают видные специалисты из вузов и научно-исследовательских институтов Варшавы. В школе демонстрируются фильмы, слушатели посещают варшавские театры и даж еуроки танцев иритмики . На дискуссионные вечера к ним приезжаютжур ­ налисты, писатели, а ктеры . Программой нультурно-.прооветительной работы предусмотрены экскурсии по туристским маршрутам страны. При изучениииностранных языков главное внимание, естественно, обращается на разговорную речь м словарн ый запас, о хватывающий автомобильн уютематику , правила дорожного движ ения , т уризм — милиционер должен суметь ответить на вопросы зарубежных гостей. Второй предмет — предупреждение дор ожныхпроисшествийиконтроль за дор ожнымдвижением . Знакомство со всеми правилами ипредписаниями , которые могут понадобиться милиционеру, и прежде всего — с правилами движения . В ходе практическихзанятийкурсанты овладевают навыками, необходимыми дорожному инспектору. Это работа сразличными измерительными приборами, регулирование движения — вначале под наблюдением преподавателя, а затем самостоятельно на менее оживленных улицах. Для следственной работы слушатели получают юридическую подгот овку , и зучают основы нриминалистики , взаимодействия сдругими учреждениями. а также фотографию. Особо важныйкурс — теория и техн ика вождения. В ыпускник должен дос конально знать механизмы наиболее распространенныхв Польше марок автомобилей, уметь водить все машины , в том числе автобусы, г рузовикии даже тракторы . В большинстве своем курсан ­ т ы приходят вшколуслюбительскими правами. Здесь ониповышают квалифик ациюизаканчивают учебу с правами профессионального водителя. П оскольку все слушатели должны достичь весьма высокого водительского мастерства, о ни занимаются различными видами автомотоспорта. В этихже целях их знакомят с общей психологией водителя и пешехода. В школе изучаюттакже влияние биометеорологичесних условий на водителя, действие фармацевтических препаратов идругих фанторов, могущ их вызвать плохое самочувствие и стать причиной аварии. В прево<-гглно оборудованных набинетах курсантов подвергают даже психотехническому обследованию, выявляющему их способности и пригодность квождению быстрох одных специальных автомобилей. Потом все « с коростники » проходят каждыетри года повторное обследование. Последний, п ятый предмет — боевая подготовка. В программе много места отведено стрельбе, плаванию, дзю-до, с портивнымиграм , р азличным соревнованиям, в ырабатывающим физическую выносливость. Перед выпускомкаждо ­ му слушателю вручается инструнцияс перечнем рекомендованных ему упраж ­ нений для сохранения хорошей спорт ивной формы на протяжениимногих лет. Сегодня среди нашихинспекторов дор ожногодвижения более восьми тысячвоспитанниковшколыв Ивичной, высококвалифицированных любящих дело специалистов. К ристина ПРОГУЛЬСКАЯ г. ВаршаваIУважаемыечитатели!Всесоюзный институт научной итехнической информации издает информационн уюлитературу по всем основным вопросам наукиитехники . В изданиях ВИНИТИ — Реферативном журнале , Экспресс-информации, сборник ах «Итоги наукиитехники » , Сигнальной информации идругих — помещаются рефераты, а ннотации , обзоры, библиографические и патентные описания , охватывающие мировуюлитературу по естественным итехническимнаукам , и здающуюсяв 117 странах мира на 65 языках . Читайте, в ыписывайте , используйте! Реферативные журналы : «Автомобильный и городской транспорт » (имеет указатели); «Автомобильный транспорт » ; «Городской транспорт » ; «Автомобилестроение»; «Автомобильные дороги» (имеет указатели). И ндексы «Союзпечати» (для бюджетныхииндивидуальныхподписчиков ) : 71190 — 193; 71198 — 199; 71202—203; 71196—197; 71174—177. Экспресс-информацию: « Г аражиигаражное оборудование»; «Городской транспорт»; «Искусственные сооружения на автомобильных дорогах»; «Строительство иэксплуатация автомобильных дорог». И ндексы «Союзпечати»: 72100—72101; 72112113; 72120—72121; 72240 — 241. Заказы на Сигнальную информацию. «Итоги науки и техники», реферативную и библиографическую картотеки, труды по научной информации и другие издания принимаются по адресу: Московская область, г. Люберцы-10, Октябрьский проспект, 403, Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ, Отдел распространения. Тел. 271-90-10, доб. 26-29. Там же вы можете подробно ознакомиться со всей интересующей вас литературой по своей специальности и получить проспекты.ЭКЗАМЕН НА ДОМУОтветы на задачи, п омещенные на стр. 25. Правильные ответы — 2, 4 , 9, 1 1 , 13, 16, 18, 20. I. Любое изменение направления движения не должно создавать помех для движущихся рядом, навстречу или позади вас (ст. 41). II. Движение задним ходом разрешено на любой улице или дороге, кроме мест, перечисленных в ст. 31. III. Двигаться при маневре по полотну трамвайных путей можно, кроме случаев, когда тот или иной маневр запрещен (ст. 39, 48). IV. При выезде из занимаемого ряда водитель обязан пропустить всех движущихся в прямом направлении попутно с ним или навстречу (ст. 42). V. При одновременном перестроении в рядах преимущество за тем, кто находится справа (ст. 42). VI. Одно из необходимых условий для разворота в населенном пункте — чтобы улица просматривалась хотя бы на 20 метров в каждом направлении (ст. 446). VII. Двигаться через пешеходный переход задним ходом нельзя (ст. 316). VIII. Остановка на дорогах разрешена только справа по ходу движения (ст. 58а). На первой и четвертой страницах обложки фото В. Стрелкова. На второй странице обложки плакат В. Корзинкина. Главный редактор И. И. А ДАБАШЕВ . Редакционная коллегия: Л . Л. АФАНАСЬЕВ, Г. М . АФРЕМОВ, А. Г. БАБЫШЕВ, И. М . ГОБЕРМАН, С. Н. ЗАЙЧИКОВ, Г. А. ЗИНГЕР, В. П. К ОЛОМНИКОВ , Л . В. КОСТК ИН , Б. П. ЛОГИНОВ, Д . В. ЛЯЛИН, Б. Е. М АНДРУС (ответственный секретарь ) , В. И. НИКИТИН, В. В. Р ОГОЖИН , С. В. С АБОДАХО , Н. М. СТАНОВОВ, А. Т. ТАРАНОВ, М. Г. ТИЛЕВИЧ (заместитель главного редактора], Б. Ф . Т РАММ , А. М . ФЕДОТОВ, А. М . ХЛЕБНИКОВ, Л . М . ШУГУРОВ. Оформление Г. Ю. Дубман и Н. П. Бурлака. К орректор В. В. Н икольская .Адрес редакции: Москва, К-92, ул. Сретенка, 26/1. Телефоны: отдел науки и техники — 295-92-71; отдел обучения и воспитания — 223-37-72; отделы безопасности движения и обслуживания; спорта, туризма и массовой работы — 228-71-21; отдел писем и консультаций — 221-62-34; отдел оформления — 223-37-72. Рукописи не возвращаются. Тираж 2 500 000 Сдано в произв. 20.8.70 г. Подп. в печ. 14.9.70 г. Зак. 323 Г-71115 Бум. 60X90'/». 4 печ. л. + вкладка Цена 30 коп. Издательство ДОСААФ (Москва, Б-66, Ново-Рязанская, 26) 3-я типография Воениздата