Спартакиада на финишной прямой. Это дни большого праздника для всех, кто любит мотор, высокие скорости, жаркую борьбу на автомобильных и мотоциклетных трассах. Да, именно праздник. Потому что нет в нашей спортивной жизни события более волнующего, значительного, чем спартакиада. Но решающие старты — это еще и самый ответственный экзамен. И для спортсменов, и для организаторов соревнований, и для арбитров — непосредственных участников спортивного события. От их мастерства, выдержки, знаний зависит в конечном счете то, чем обогатится спорт. Итоги соревнований еще долго будут обсуждаться в спортивных кругах. Так уж повелось: спартакиада — не только отчет о достигнутом, но и взгляд в будущее. На этих страницах мы предлагаем первые заметки с финальных соревнований. Их авторы — тренеры, спортсмены, корреспонденты журнала.К РИТЕРИЙ - МАСТЕРСТВОСоревнование, прошедшее в интересной борьбе, иногда именуют захватывающим спектаклем. Если воспользоваться этим сравнением, то финальные старты Всесоюзной спартакиады по спидвею, состоявшиеся на уфимском стадионе «Труд», действительно, напоминали поставленный изобретательным режиосером спектакль. Здесь было все — и острые, интригующие сюжетные ходы, и загадочность судеб главных героев, и неожиданная, полная драматизма развязка. Первым «актом» этого спектакля стали финальные командные соревнования. Право стартовать на уфимском треке завоевали только гонщики Российской Федерации, Грузии, Латвии, Ленинграда, успешно преодолевшие все отборочные туры. Главным действующим лицом по праву считался не знавший до оих пор поражений в епартакиадных стартах коллектив РСФСР. Ожидалось, что основную конкуренцию в борьбе за победу гонщикам России составит команда Грузии. Ведь в нее входили вместе с прошлогодним чемпионом Европы В. Клементьевым и «играющим» тренером С. Лиоминиди второй призер первенства континента этого года В. Гордеев и быстро прогрессирующий в последнее время М. Краснов. Но первая же серия заездов выяснила, что претендентов на победу не двое, а трое. Спортсмены Латвии, не уступая соперникам в мастерстве, превосходили их в мужестве. С полной отдачей сил проводили каждый заезд А. Петровский и В. Вольский, их молодые товарищи 18-летний И. Рыбников и 20-летний А. Кузьмин. Словом, продвижение вперед коллектива Латвии напоминало ровный бег стайера, идущего к финишу по строгому графику. Их соперники же, если продолжить это сравнение, чередовали стремительные рывки с вялой трусцой. Не клеилась езда у М. Краснова, с каким-то безразличием поначалу выступал уфимец Г. Куриленко. И только когда на дорожку выходили В. Клементьев, В. Гордеев и прошлогодний чемпион страны Ю. Дубинин (Новосибирск), командам РСФСР и Грузии удавалось настигать упорно стремящийся вперед коллектив Латвии. Перед последними шестью заездами сложилась редкая по напряжению ситуация: гонщики России и Латвии имели по 18 очков, а Грузии — 17. Нервы у спортсменов были напряжены до предела. Это в конечном счете и сказалось на исходе борьбы. Бросается «ва-банк» С. Лиоминиди, нарушает правила, падает и практически лишает свою команду надежд на победу. Не выдерживает и юниор из коллектива РСФСР Н. Дубровин. Команда же Латвии проводит концовку сильно и уверенно. Она заслуженно становится победительницей спартакиады. Между тем спортивный спектакль продолжался. Два других его «акта» были уже личным первенством страны и спартакиады. Первый день соревнований принес следующие результаты: А. Петровокий — 15 очков, Г. Куриленко — 14, В. Гордеев — 12, М. Краснов — 10, В. Кононович (Салават) и Г. Хлыновский (Ровно) — по 9 очков. Снова прекрасно выступал Петровский. Этот несомненно одаренный гонщик мог бы стать мастером экстра-класса, если бы относился к своему таланту более бережно. В нем меня подкупает не только высокая техника езды, но и бескомпромиссность каждого принятого им решения на дорожке, каждого его маневра и тактического хода. Очень схож с ним молодой В. Гордеев. Пока ему не хватает стабильности, но если Володя, как говорится, в ударе, он становится опасным для любого опытного мастера. В этом меня лишний раз убедил второй день соревнований, когда Гордееву удавалось буквально все. Что же касается моего земляка Г.* Куриленко, то его представлять нет нужды. Это самый известный из выступающих сейчас на гаревой дорожке советских гонщиков. В поединках этого трио и завершился во второй день спор за золотую медаль. И здесь перед последней серией заездов сложилась ситуация, подобная той, что была в командной гонке: Куриленко и Гордеев имели по 24 очка, Петровский — 23. У двух последних задача была сложнее: им предстояло выйти на дорожку вместе. Это был самый захватывающий заезд соревнований. Достаточно сказать, что лидер менялся четыре раза! Выиграй Гордееви ему в худшем случае предстоял перезаезд с Куриленко за первое место. Но буквально на последних метрах дистанции Петровскому удалось вырвать победу. Путь к золотой медали для Куриленко был свободен. Этого шанса мсй земляк не упустил. Финишировав с большим отрывом, он завоевал звание чемпиона страны и спартакиады. Петровскому и Гордееву пришлось еще раз выступить в дополнительном заезде за второе и третье места. Итак, «занавес» опущен. Но мой рассказ будет неполным и, возможно, даже неверно понятым, если ограничиться описанием событий, проходивших на «сцене», и не заглянуть «за кулисы», не поговорить о том, чего не видели и не знают зрители. События, подобные спартакиаде, всегда особенно отчетливо выявляют все прогрессивное, передовое в каждом виде опорта и одновременно обязывают проанализировать то, что мешает двигаться вперед. В этом отношении спидвей — не исключение. В нем тоже есть нерешенные проблемы. Мы имеем немало треков и ничтожно малое количество хороших гаревых дорожек. У нас множество команд и гаревиков и, буквально, единицы, кого можно смело назвать настоящими мастерами и всесторонне знающими тренерами. Это общее положение дел. Но есть одна проблема, требующая, на мой взгляд, немедленного решения. Речь идет о юниорах, о нашей смене. Я продолжу разговор, начатый на эту тему судьей Всесоюзной категории С. Рылло в его заметках о финале спартакиады Российской Федерации по спидвею («За рулем», № 10).Старт одного из заездов.Фого Р.Гайнуллина