К 50-летиюсоветского автомобилестроенияКРАТКАЯ БИОГРАФИЯ АВТОЗАВОДОВ годы и факты1950 год. Начат выпуск самосвалов ЯАЗ-210Е. 10-тонныхАВТОМОБИЛИ В БРОНЕКолесные бронированные машины — бронеавтомобили и бронетранспортеры — впервые появились на полях сражений раньше танков, чьими постоянными боевыми спутниками стали в дальнейшем. Их рождение связано с двумя изобретениями: автомобиля и пулемета. Еще в начале девятисотых годов, изучая опыт русско-японской войны 1904—1905 годов, генеральные штабы европейских стран планировали будущую войну как маневренную, отводя определенную роль новым бронированным огневым средствам. А к 1912 году почти во всех армиях европейских стран, имеющих автомобильную промышленность, начинают применяться бронеавтомобили, изготовленные на базе легковых моделей. Это были машины двух типов: с полностью бронированным корпусом и мощным вооружением ис частичным бронированием, корпусом, имеющим открытый верх (такие броневики назывались блиндированными и имели ограниченное применение). Еще в 1905 году казачьим офицером М. А. Накашидзе была разработана конструкция броневого автомобиля, и в 1906 году он успешно прошел испытания. Однако царское правительство не сочло нужным организовать производство таких машин для армии. 'Между тем конструкцией, созданной в России, воспользовались в европейских странах. Так, в Австро-Венгрии на заводе «Аустро-Даймлер» в конце 1906 года был изготовлен бронеавтомобиль, по своим тактико-техническим данным и внешнему виду весьма схожий с машиной Накашидзе. Производство броневиков в России началось в 1912 году на шасси отечественного «Руссо-Балта» модели «М». В августе 1914 года, когда разразилась первая мировая война, в составе французских и германских войск действовали отряды броневых автомобилей, а а октябре 1914 года на Восточный фронт прибыла сформированная в Петрограде автоброневая рота, укомплектованная первыми русскими машинами такого типа. Они были изготовлены на Путиловском заводе из ижорской брони толщиной 9—13 мм с использованием шасси грузового автомобиля «Гарфорд», имеющего привод на все колеса. Весной 1915 года в первых боях обнаружились слабые места бронеавтомобилей «Остин», которые поставлялись из Англии. А—5-миллиметровая низкокачественная броня, поломки в трансмиссии и ходовой части привели к большим потерям людей и машин. Ограниченные секторы ведения огня из пулеметов делали броневик почти беззащитным при сближении с противником. Было очевидно, что использовать заграничный «Остин» практически невозможно. На Путиловском заводе началась его модернизация. В первую очередь устанавливали новый корпус — из отличной ижорской 191951 год. Производство автомобилей семейства ЯАЗ-200 передано на Минский автозавод. 1958 год. Завод специализируется на производстве двигателей и получает наименование Ярославского моторного, ЯМЗ. 1959 год. Последние ярославские автомобили — семейство ЯАЗ-210 — переданы на Кременчугский автозавод. Собран образец ЯМЗ-238 — первого восьмицилиндрового V-образного дизеля. 1960 год. Начат выпуск ЯМЗ-240 — двенадцатицилиндрового дизеля рабочим объемом 22,3 ли мощностью 360 л. с. 1966 год. ЯМЗ награжден орденом Ленина. Более 150 работников завода удостоены правительственных наград. 1969 год. Четырем модификациям ярославских двигателей присвоен государственный Знак качества. Сейчас число отмеченных им моторов достигло 14. 1971 год. С конвейеров сошли первые партии двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 с увеличенным до 8 тысяч часов моторесурсом. Завод начал работу над мотором для будущих тягачей строящегося КамАЗа, над сверхмощными дизелями для новых тракторов и тяжелых автопоездов. Создан самый мощный советский автомобильный дизель — двенадцатицилиндровый ЯМЗ-240Н с турбонаддувом. Организован «Автодизель» — Ярославское объединение по производству автомобильных дизельных двигателей. В него- вошли Ярославский моторный завод, его филиал в г. Тутаеве и Ярославский завод топливной аппаратуры. 1972 год. 16 июня, 25 лет спустя после выпуска первого дизеля, с конвейера завода сошел миллионный мотор этого типа. Большой группе ярославских моторостроителей присуждена Государственная премия СССР в области науки и техники — за создание унифицированного семейства двигателей ЯМЗ многоцелевого назначения, организацию их высокомеханизированного производства, разработку и внедрение системы управления качеством. 1973 год. Опыт коллектива получил одобрение в постановлении ЦК КПСС «О работе партийных организаций коллективов ярославского объединения «Автодизель» и Кременчугского автомобильного завода по повышению качества, увеличению моторесурса двигателей и пробега грузовых автомобилей».«АВТОДИЗЕЛЬ» 1918 год. В Ярославле организован 1-й авторемонтный завод на базе завода акционерного общества «Лебедев», смоленских и гомельских автомастерских и петроградского склада запчастей, эвакуированных в Ярославль. 1925 год. Собраны первые советские тяжелые грузовики Я-3 — трехтонные с 35-сильными двигателями от АМО-Ф-15. 1926 год. 1-й авторемонтный завод реорганизован в Ярославский государственный автомобильный завод. 1928 год. Начался выпуск 4-тонных грузовиков Я-4 с двигателями «Мерседес» мощностью 70 л. с. 1929 год. Создана модернизированная модель автомобиля Я-4 — пятитонный грузовик Я-5. Выпущены первые партии Я-б с двигателем «Геркулес» мощностью 93 л. с. и автобусные шасси Я-6.' 1931 год. Начато производство первых отечественных автомобилей большой грузоподъемности <8 тонн) — трехосных ЯГ-10. 1932 год. Построен грузовик ЯГ-12, четырехосный, с двумя управляемыми осями, грузоподъемностью 12 т. 1933 год. Первые автомобильные дизели отечественного производства проходят испытания. * 1934 год. Создан автобус ЯА-2 на 100 мест. 1936 год. Завод выпустил первую партию отечественных троллейбусов — модель ЯТБ-1. Начато производство самосвалов ЯС-3. 1943 год. Освоен выпуск тягачей Я-12 с дизельным мотором и гусеничных артиллерийских тягачей Я-11 и Я-^13 со спаренными двигателями Горьковского автозавода. 1944 год. Создан автомобиль ЯАЗ-200 грузоподъемностью 7 т. 1946 год. Собран самосвал ЯАЗ-205 грузоподъемностью б—6 т. 1948 год. Построены трехосные грузовики ЯАЗ-210 грузоподъемностью 10—12 т.