ВАЗ-2103Как закреплены сиденья? Не повреждена ли их комбинированная обивка, в порядке и чисты ли обивка потолка, :верей, коврики на полу салона? Проверим моторный отсек. Все ли детали надежно закреплены на своих местах? Звуковые сигналы, мягкий бачок опрыскивателя, крышки резервуаров главного тормозного цилиндра, привода сцепления, расширительного бачка, радиатора — не потеряны ли они, не «разболтались» ли при транспортировке. Не обойдем вниманием привод управления карбюратором — не заедает ли. Уж раз мы инспектируем мотоотсек, проверим наличие масла, охлаждающей и тормозной жидкостей в соответствующих системах. Проверяем фиксацию запасного колеса, закрытого специальным чехлом, комплектность инструмента в большой и малой сумках, комплектующие детали (поводки и щетки «дворников», наружное зеркало заднего вида со специальной прокладкой и другие предметы, обозначенные в специальной описи). Кажется, с внешностью все в порядке. Можно приступить к «священнодействию» — пустить и прослушать двигатель. Уверяем вас, что эту операцию несколько раз уже проделали высококвалифицированные специалисты ВАЗа после сборки, обкатки и установки на машину. К тому же этот агрегат не столь подвержен случайностям транспортировки, как кузов. Но... традиции сильны, и каждый хочет сам послушать ровное и мощное пенье двигателя своего «ноль третьего». Обязательно просмотрите сервисную книжку и убедитесь в наличии отметки о предпродажной подготовке. Этот штамп очень важен — без него не принимаются в дальнейшем никакие рекламации. Вот теперь пускаем двигатель и открываем капот. На что обращать внимание? Убедитесь, что мотор работает ровно и устойчиво, без перебоев и стуков. Некоторый «шорох» привода газораспределения и умеренные шумы от клапанного механизма — не дефект. Из салона и даже стоя рядом с автомобилем, когда капот закрыт, вы наверняка ничего не услышите. Прослушивая шумы двигателя, не закрывайте глаза, убедитесь, что нет течи масла, бензина и антифриза. Внимательно ловите звуки, которые могут доноситься со стороны гидровакуумного усилителя тормозов. «Сопение» этого узла недопустимо — оно свидетельствует о неплотности в соединениях шлангов (дефект легко устранимый) или, что значительно хуже, о повреждении диафрагмы. А как выглядит панель приборов, когда двигатель работает? Не горят ли красные лампы? При 800—1000 обово. тах индикаторы давления и зарядки должны погаснуть. Все ли стрелочные приборы действуют? Как работает тахометр (указатель оборотов двигателя)? Подает ли сигнал желтая лампа включения пускового устройства? А мигающий сигнал ручного тормоза? Включите вентилятор отопителя и проверьте, как он функционирует на обеих скоростях. Заодно убедитесь, что рычаги, управляющие теплом, действительно им управляют. Попробуйте, как выдвигается, антенна и звучит на всех своих диапазонах радиоприемник. Чтобы покончить с осмотром, убедимся в нормальной работе «дворников». Когда будете ставить их поводки, не спешите — концы, на которые надеваются щетки, должны располагаться параллельно уплотнителю лобового стекла. Не включайте стеклоочиститель, если на стекле ледяные наросты или пыль,— щетки никогда не простят вам этого и хорошо чистить после нескольких минут такого насилия не будут. Когда почему-либо нельзя предварительно очистить стекло от наледи или хорошенько смочить пыль, надо поднять поводки — в таком положении легко проследить, как работает концевой выключатель и нет ли заеданий на всех трех рабочих режимах (постоянном, прерывистом и когда вы включаете «дворники», нажав на педаль опрыскивателя). Ну, кажется, внешний осмотр дал удовлетворительные результаты. Остается подогнать по себе сиденье и проверить заодно, как оно фиксируется в разных положениях. Прежде чем покинуть площадку за воротами, которые открывают простор самостоятельной автомобильной жизни, проверим тормоза, руль и сигнализацию. Начнем с последней. Подфарники, дальний свет, ближний, указатели поворота, стоп-сигнал, освещение номера и свет заднего хода. '«Консультант» кивает головой, показывая, что все в порядке. Как звучит сигнал? Отлично. Теперь за руль. Поставьте колеса прямо. Спица рулевого колеса должна при этом расположиться строго поперек продольной оси машины. Покачайте «баранку» в обе стороны — люфт по ободу не более 20 мм, а в механизме вы не услышали каких-либо стуков. Мы тоже. Пробуем ручной тормоз. Он, если правильно отрегулирован, надежно держит автомобиль при пяти-шести щелчках фиксатора. Больший полный ход его рычага в пределах одного-двух щелчков допустим, а меньший нежелателен и свидетельствует о необходимости регулировки. Еще не трогаясь с места, проверьте полноту и «чистоту» выключения сцепления (свободный ход педали не менее 20, но не свыше 30 мм) и свободный ход тормозной педали- (4—5 мм). И помните, она не должна пружинить под ногой или упираться в пол. Попробуйте, легко ли включаются все передачи. Учтите, что сила и размах при этом излишни — на современном автомобиле, каким является ВАЗ-2103, рычаг перемещается очень легко, а рабочие ходы его малы.'Наконец, без напряжения включаете «первую» и... нет, еще не на улицу. Сначала — небольшой пробный круг по площадке, магазина: последняя проверка руля и тормозов на ходу. Автомобиль в полном порядке, оформлены все бумаги (еще раз напоминаем насчет отметки о предпродажной подготовке) — и начались первые километры его в ваших руках. Счастливого пути! Л. ШУВАЛОВ, А. БРОДСКИЙмы едем на»ЖИГУЛЯХ<<По существу автолюбитель рождается в тот момент, когда он отправляется покупать первую машину. Как выбрать автомобиль, который на долгие годы станет членом семьи, будет доставлять вам и вашим близким радости, удобст-> ва, а иной раз и огорчения? Это событие, редкое в жизни каждого из нас, происходит в стране буквально ежеминутно. Ведь сотни тысяч семей получают каждый год новенькие «жигули», «москвичи», «запорожцы». Львиная доля приходится на ВАЗытолько в нынешнем году их будет выпущено более шестисот тысяч. Поэтому наша сегодняшняя консультация, пригодная во многом для всех марок, в первую очередь адресована тем из вас, кто садится за руль «Жигулей», причем модели «2103», этой наиболее совершенной и сложной машины. Ее и выбрать сложнее. Мы едем с вами в магазин и поможем вам. Прежде всего — вопрос о цвете. Выбор его — дело серьезное. Но как раз здесь мы не советчики. Цвет, как говорится, дело вкуса. Да и дома уже не раз, вероятно, обсуждалось, какой предпочесть ВАЗ-2103; красный, вишневый, синий или лимонный. Многие придают этому первостепенное значение. Не станем спорить. Заметим лишь, что есть вещи куда более важные. Не огорчайтесь, если в данный момент не будет машины желаемого вами «колера» и вы скрепя сердце возьмете другую. Поверьте опыту: уже через несколько часов автомобиль, независимо от цвета, будет казаться вам самым красивым. Итак, мы на площадке магазина. Подходим к машинам. С чего начать? Не будем торопиться: ведь не каждый день покупаешь автомобиль. Прежде всеговнешний осмотр. Кузов современного автомобиля — самая дорогая его часть и самая трудоемкая в ремонте. Кроме того, и снаружи и внутри он всегда на виду. Поэтому, выбирая автомобиль, выбирайте прежде всего кузов. Нет ли царапин, небольших вмятин и неровностей на панелях, буферах и молдингах? Не видны ли следы подкраски на резиновых уплотнителях лобового и заднего стекол, на декоративных хромированных деталях? Случаи это не частые, поскольку все «жигули» проходят предпродажную подготовку, но мелкие дефекты могут быть в процессе ее пропущены. Так что нам с вами лучше придирчиво осмотреть все еще раз. Следующий этап — проверка замков дверей, крышки багажника, капота, механизмов опускных окон и поворотных форточек. Все они должны плотно и без «хлопанья» закрываться и легко запираться, опускаться, подниматься и поворачиваться. В торцах передних дверей, когда они открыты, должны загораться ярко-красные фонари—на них нельзя не обратить внимание. 16