За нашу Советскую Родину!ш, агипятилетки3 • март • 1974Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал Ордена Красного Знамени ДОСААФ СССРИздается с 1928 годаЦентральный Комитет КПСС убежден, что советские люди еще выше поднимут знамя всенародного социалистического соревнования и своим самоотверженным, ударным трудом обеспечат досрочное выполнение плановых заданий и социалистических обязательств в 1974 году.(шМЬп итгт 1П 1 ГТ I^KI йВШ^В/Щт ЩшВкЯВР Я "Из Обращения Центрального Комитета КПСС кпаРтии ' н советскому народуСЛАГАЕМЫХ МАРКИ8 9 10 12В НОМЕРЕ: Шаги пятилеткиВ организациях ДОСААФЖенщинаи автомобильНовости, события, факты Проблемы автосервисаСоветская техника В «Клубе «Автолюбитель»: информация для владельцев «москвичей» и советы покупающим ВАЗ-2103 Портрет ученого Справочная служба К 50-летию советского автомобилестроения Для мотоциклетной дневки много14 17 18 19 21 22 30Зеленая волна В мире моторовСтраничка мотоциклиста Встречи в пути Советы бывалых Спортивный глобусВсего лишь трисполовиной года назад, в августе 1970 года сконвейера Волжского автозавода сошли первые «жигули». С тех пормарка ВАЗ быстро завоевала широкоепризнание . В 1973 годуВолжский завод вышел повыпуску автомобилей на первое место в стране. Государственная комиссиявконцеминувшего года подписала соценкой «отлично» акт о полной прием ­ к ееговпромышленную эксплуатацию. Отмечая большие трудовые успехи предприятия, Президиум Верховного Совета СССР удостоилВАЗвдекабре 1973 года орденаТрудовогоКрасного Знамени. М аркаВАЗ стала близкаидорогамногим тысячам советских автомобили ­ стов, к оторыхглубоковолнуютдости ­ ж ения завода, его работа, планы на бу ­ д ущее . П оэтомумыпопросили Анатолия Анатольевича ЖИТКОВА , технического директора ордена Трудового Красного Знамени Волжского автомоб ильного завода имени 50-летия СССР, рассказать нашим читателям оважней ­ ших слагаемых марки ВАЗ, нарисовать картину работы завода, вступившего в четвертый, о пределяющийгод пятилетки. Завод. Собственно говоря , з авод это скелет тогосложногоорганизма , к ото ­ р ый олицетворяется маркойВАЗ . Нас колькоонвнушителен , м ожно судить по таким цифрам. Предприятие занимает площадь 5,2 км2 , из которыхпроиз ­ водственные корпуса — 2,1 км2 .НРБ, ПНР, ЧССР) и СФРЮ , г де немало предприятий поставляют по кооперациикомплектующие изделия 68 наименований для «жигулей». В своюочередь эти страны получаютиз СССР готовые легковые автомобили.Строки из писемНа вкладке—«ИЖ-крмби»На первой странице обложки — автомобили Волжского автозавода ВАЗ-2101 (справа). ВАЗ-2103 (слева вверху) и ВАЗ-2102. Фото С, Казакова, Н. Седова и С. ВетроваИздательство ДОСААФ, Москва /р\ «За рулем», 1974 г.Когда говорят о нашем автозаводе, очень часто можно услышать выражение «нитка». Так стали называть не тольк олинию главного сборочногоконвейе ­ ра, но и весь комплекспроизводств , о беспечивающих ее работу. Сейчас у нас действуют все три «нитки». На пер ­ вых двух мысобираем седаны ВАЗ-2101 и универсалы ВАЗ-2102, третья — о т ­ ведена под выпуск модели ВАЗ-2103. Первая линия главногоконвейера начала работать в сентябре 1970 года. На следующий год пришла пора ввода в строй второйочереди завода — з ара ­ ботала наша вторая «нитка». В декабре 1972 года была сдана третья очередьи вступила в действие третья линия главн огоконвейера . И вот ужесовсемне ­ давно, в самомконцепрошлого года Государственная комиссия подписала акт оприемкевпромышленную эксплуатацию всего завода. В первыйгодработы ВАЗ дал стране 23 тысячи «жигулей». С ледующий , 1971 год мы отметили перевыполнением плана — вместо 160 тысяч автомобилей изготовили 172 тысячи. Затем, в 1972 го ­ д у на конвейере появилась такжемо ­ дель «2102», и общийвыпуск достиг 323 тысяч машин вместо запланированных 320 тысяч, В минувшемгодумы освоили Можно привести немалоцифр , к ото ­ ВАЗ-2103 исобрали 493 тысячи « ж игу ­ р ыехарактеризуют масштабы ВАЗа. Н о лей», из них 67 тысяч новой модели . дело нетольков цифрах и масштабах. Всем автозаводцам памятна пятница Сам факт создания нашего завода в 21 декабря 1973 года . Тогда с третьей очень сжатые сроки — от начала строй ­ «нитки» главного конвейера сошел ки до выпуска первой машины прошло ВАЗ-2103 темно-вишневого цвета столько три года — я ркийпримерогром ­ ц ифрой1 000 000 на боку . О н занял по ­ ной мощи нашего государства, н еоспо ­ четное место взаводскоммузее . Выримых преимуществ социалистического пуск миллионного автомобиля стал длястроя , плановой системы народногохо ­ нас большимпраздником . О н явился зяйства, последовательного и настойчисвидетельством растущих возможностей вого осуществления линии партии. завода, зрелости его коллектива. С ооружение ВАЗа явилось такжепри ­ Люди. С лово «коллектив» названо мером широкой кооперации с предздесь потому , что людинашего завода приятиями социалистических стран, э ко ­ и граютвсоздании авторитета марки номического и научно-технического соВАЗ роль не меньшую , ч ем самое со ­ трудничества срядом капиталистических временноеоборудование или гигантских фирм (в частности, с итальянским размеров производственные корпуса. Ф ИАТом ) . В производственной деятельНаши рабочие , наладчики, станочниности нашего завода принимает участие ки — все безисключения активные учап ромышленность стран Совета Экономической Взаимопомощи (ВНР, Г ДР , стники производственного процесса. Шаг иКомсомольско-молодежная бригада мастера Г. Семеникина — одна из лучших на главном конвейере. В 1973 году ВАЗ дал стране миллионный автомобиль, а в 1974 году заводу предстоит выпустить 635 тысяч машин. Фото В. Христофорова и Ю. Белозерова (ТАСС) У нас много коммунистов и комсомольцев. К примеру, в парторганизации сборочно-кузовного производства (это один из ответственнейших участков работы) почти 1900 коммунистов, из которых 80 процентов рабочие. Большинство из них — передовики труда. Значительная доля в 82-тысячном коллективе ВАЗа приходится на молодежь — это в большинстве комсомольцы. Сейчас среди почти 15 тысяч ударников коммунистического труда они составляют половину. Почему мы отдаем предпочтение молодежи? Здесь играет роль не только свойственное ей стремление к новому, желание проявить себя, но и то немаловажное обстоятельство, что поступающие к нам ребята и девушки, как правило, имеют общее среднее образование. Значит, они могут быстро освоить новые для них специальности, лучше овладеть современной техникой, которой у нас немало, научиться грамотно ее эксплуатировать. Неудивительно поэтому, что две трети персонала завода это люди с общим средним, средним специальным и высшим образованием. Несмотря на то, что ВАЗ сравнительно молод, на нем уже есть свои ветераны. Трое из них были удостоены недавно звания Героя Социалистического Труда. Это бригадир электриков В. Малыкин, наладчик автоматизированных линий С. Клейменов и слесарь-сборщик В. Кузнецов. Еще 2700 автозаводцев отмечены орденами и медалями СССР. Планы. Эти люди — золотой фонд предприятия; благодаря их самоотверженному труду завод досрочно, 24 декабря, выполнил план третьего, решающего года пятилетки. Сверх плана ВАЗ дал 7,3 тысячи «жигулей». Что предстоит сделать в 1974 году? Важнейшая задача — выход на проектную мощность по суточному выпуску автомобилей. В конце декабря 1973 года с наших конвейеров сходило в сутки по 2000 машин (из них около 8 процентов модели «2102» и 22 процента модели «2103»). В течение первого полугодия мы будем интенсивно наращивать темп производства, чтобы в июле достичь проектного уровня — 2230 автомобилей в сутки. К настоящему времени завод уже полностью освоил мощности на первых двух «нитках», следовательно, весь прирост выпуска к июлю пойдет за счет увеличения доли модели «2103» до 33 процентов от общего числа собираемых машин. В конечном итоге за 1974 год автозаводцы изготовят 635 000 автомобилей, в том числе 195 тысяч модели «2103». Коллектив уверенно идет к этой цифре. Наши люди глубоко осознают вдохновляющие слова Обращения Централь. ного Комитета КПСС к партии, к советскому народу: «Выполнение и перевыполнение плана 1974 года будет иметь 2пятилеткиопределяющее значение не только для успешного завершения этой пятилетки, но и явится важным шагом к созданию прочной основы для дальнейшего роста экономического потенциала и повышения материального благосостояния и культурного уровня народа в будущем пятилетии». За цифрами плана мы видим не просто автомобили в штуках, а машины высокого качества, постоянно совершенствуемые. Планируется за счет собственных средств начать в этом году строительство новых корпусов и обеспечить заводу возможность дальнейшей систематической модернизации выпускаемых им автомобилей, а также расширения производства запасных частей. Последнее обстоятельство будет особо отмечено автолюбителями. Дело в том, что порой возникает нехватка отдельных деталей, а создается она, как правило, не в меру ретивыми любителями запасов. Уверяем их, что все страхи напрасны. В этом году запланировано выпустить запасных частей на сумму в 1,4 раза большую, чем в прошлом. Особое внимание уделим производству так называемых дефицитных деталей. В 1974 году мы продолжим систематически проводимую работу по улучшению качества «жигулей». Но это уже отдельный вопрос. Качество. Когда завод осваивает новую модель автомобиля, да еще вдобавок первую в своей практике, неизбежны «детские болезни». Мы с самого начала взяли курс на их предупреждение и, если уж без этого не обошлось,— на радикальное «лечение». Добротность автомобиля, такого, как ВАЗ-2101, состоящего из нескольких тысяч деталей, находится в прямой зависимости от качества изготовления каждой из них. Некоторые в свое время доставили нашим работникам немало хлопот. Так, в процессе освоения производства был период, когда не удавалось изжить преждевременный износ кулачков распределительного вала. В июне прошлого года благодаря общим усилиям металлургов, технологов, производственников этот недостаток мы смогли изжить. После реализации некоторых конструктивных и технологических изменений удалось существенно повысить качество и шаровой опоры передней подвески. Значительно улучшено качество шарниров рулевого управления, амортизаторов, ' сайлент-блоков, усовершенствована грязезащита сальников в редукторе заднего моста, проведены мероприятия по устранению других причин, вызывавших замечания владельцев «жигулей». Значительно труднее добиться желает мого качества материалов и комплектующих изделий. Первые поступают на завод в ассортименте из 3000 наименований, а вторых приходит к нам свыше 1000 разновидностей. Сильно подводили нас курский и волжский заводы резинотехнических изделий, Так, одно время нам пришлось перейти к 100-процентному контролю всей продукции волжского завода РТИ, что привело к большим непроизводительным затратам. Качество «жигулей» от этой меры выиграло, но после такой «акции» пришлось вернуть в Волжск несколько вагонов дефектных деталей. К слову сказать, на этот завод выезжала бригада ВАЗа, в составе которой находились как раз те сборщики, которые монтируют на «жигули» его изделия. Пожалуй, слова нашего сборщика, обращенные к оператору, который «гнал» дефектный уплотнитель двери, оказали не меньшее воздействие, чем сопроводительные письма к забракованным деталям. Говоря о борьбе за качество автомобилей «жигули», надо отметить, что наши рабочие принимают этот вопрос близко к сердцу. Сошлюсь на такой пример. В марте 1971 года во время,обсуждения Директив по девятому пятилетнему плану, где перед ВАЗом ставились серьезные задачи, слесарь-сборщик коммунист Г. Мироненко предложил начать соревнование за присвоение модели ВАЗ-2101 государственного Знака качества. Его инициатива получила одобрение на собрании партийного актива завода, а 21 августа 1971 года партком рассмотрел и утвердил конкретные мероприятия и условия соревнования за аттестацию на Знак. Сегодня эти факты уже история. Осенью государственный Знак качества Шагипятилеткибыл присвоен модели «2101», а 18 декабря 1973 года Госстандартом утвержден акт о присвоении Знака и модели «2102». Следующий шаг — подготовка к аттестации модели «2103». Поскольку речь зашла о качестве, должен упомянуть об одном весьма интересном в этом отношении факте. В настоящее время, по единодушному почти мнению таксистов Будапешта, ВАЗ-2101 признан лучшей машиной для таксомоторной службы. Не случайно среди 2006 такси венгерской столицы — уже сейчас 1750 «жигулей». Машины оказались очень долговечными — 14 таксистов прошли на своих ВАЗ-2101 по 150 и более тысяч километров. Нам известны и многочисленные владельцы «жигулей» в нашей стране, которые сделали пробеги более 100 тысяч километров и высоко оценивают машину. Автомобили. Качество — лишь одно, хотя и важное слагаемое оценки машины. Немаловажным достоинством ее, которому сейчас придается большое значение, является фактор пассивной безопасности. Европейская Экономическая Комиссия (ЕЭК) ООН разработала несколько лет назад довольно сложные требования к надежности и безопасности автомобилей. Если машина удовлетворяет им, что проверяется специальными международными испытаниями, она получает так называемый знак «Е» и допускается к эксплуатации в большинстве европейских стран. На проведенных недавно во Франции испытаниях ВАЗ-2101 получил одобрение по веем пунктам требований и первым среди советских легковых автомобилей был отмечен знаком «Е». Это обстоятельство помогло «жигулям» завоевать признание в разных странах. А как же будет с машинами, поступающими на внутренний рынок? Ответ на него прост — автомобили ВАЗ в процессе производства не подразделяются на «обыкновенные» и «экспортные». Качество всех машин одинаково. Что мы намечаем нового в своей производственной программе? В нынешнем году проведем модернизацию базовой модели ВАЗ-2101. Одновременно продолжаем работу над новыми автомобилями, в частности над машиной повышенной проходимости, которую многие видели в одной из телепередач. О подробностях устройства этих моделей сейчас рассказывать рано. Мы познакомим с ними автомобилистов тогда, когда это им будет действительно необходимо — вместе с началом выпуска. Спорт. Мощным рычагом в деле совершенствования конструкции автомобиля, выявления его слабых мест, изучения нераскрытых возможностей является участие в соревнованиях — ралли, кольцевых и иплодромных гонках. Учитывая это, мы организовали при Управлении главного конструктора группу спортивных испытаний. Она ведет подготовку автомобилей к соревнованиям, и ее сотрудники выступают в них. В этом важном для завода деле много помогают активисты ДОСААФ. Каковы спортивные результаты «жигулей»? За последние три года в чемпионатах СССР на автомобилях ВАЗ завоевано два первых, семь вторых и одно третье место. Особенно удачным был для нас минувший год. Мы выиграли «Трофей заводов». Добились успехов и на международной арене. В ралли «Тур Европы» «жигули» продемонстрировали отличную выносливость и высокие скоростные качества. В итоге — выигрыш Золотого и Серебряного кубков, что считается значительным достижением. Но если старты на соревнованиях призваны стать своеобразным испытательным полигоном, оказать определенную помощь создателям автомобилей, то перед нашей системой обслуживания стоит задача оказания иной помощи. Помощи тем людям, для которых мы выпускаем свою продукцию. Обслуживание. Развитие автосервиса, на наш взгляд, не менее важно, чем развитие самого производства автомобилей. Забота предприятия о своем изделии не должна прекращаться, когда машина покинет заводские ворота. Сейчас, с развертыванием массового производства автомобилей индивидуального пользования, нужно сосредоточить в одних руках производство и обслуживание. Поэтому ВАЗ (первым среди наших автозаводов) выступил с инициативой создания собственной, фирменной разветвленной сети технического обслуживания. Конкретным шагом в этом направлении является строительство 33 специализированных заводских центров гарантийного ремонта и обслуживания. Одновременно ВАЗ заключил договоры с республиканскими станциями обслуживания на проведение гарантийного ремонта и, не дожидаясь окончания строительства специализированных центров, ввел в действие собственные передвижные СТО. К концу 1973 года, в конечном итоге, уже работало около 100 передвижных и 60 стационарных СТО. Кроме того, сданы в эксплуатацию первые десять специализированных заводских центров: головной в Тольятти с годовой пропускной способностью 15 тысяч автомобилей и центры в Алма-Ате, Донецке, Грозном, Каунасе, Киеве, Минске, Ташкенте, Томске, на 13 тысяч машин в год каждый. Пока сделано еще не так много, но важно, что положено начало. Разумеется, 33 специализированных центра — это лишь опорные точки сервисной сети завода, которую в дальнейшем намечено методически расширять. Мы остановились на семи узловых моментах многогранной деятельности ВАЗа. Развитие завода, рост коллектива, увеличение производства, повышение качества, совершенствование автомобиля, расширение участия в соревнованиях, развертывание сети обслуживания — все это составляющие одного дела, конечная цель которого — дать советским людям хороший массовый легковой автомобиль. Коллектив Волжского автомобильного по-боевому взялся за выполнение задач, выдвинутых постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ЦК ВЛКСМ «О Всесоюзном социалистическом соревновании работников промышленности, строительства и транспорта за досрочное выполнение народнохозяйственного плана на 1974 год», и сделает все, чтобы дать автомобилей больше, лучшего качества ис меньшими затратами. А. ЖИТКОВ, технический директор Волжского автозавода