СОВЕТСКАЯаверное, нет необходимости доказывать, насколько нужен в сельской местности легкий автомобиль повышенной проходимости. Простая машина с двигателем воздушного охлаждения, независимой подвеской всех колес, грузопассажирским кузовом и приводом на все колеса может стать необходимым транспортным средством на все времена года. Конструкция такого автомобиля (ЗАЗ-969) несколько лет назад была разработана и испытана на автозаводе «Ком. мунар». В ней широко использованы основные агрегаты и узлы стандартного «Запорожца». Серийное производство «сельской» модели было поручено нашему предприятию, которое в 1970 году и приступило к ее выпуску. В отличие от «Запорожца» на ЗАЗ-969 силовой агрегат установлен не сзади, а спереди. Двигатель — во многом однотипный с 30-сильным мотором'легковой модели ЗАЗ-966В — установлен впереди перед-ТЕХНИКАСОВЕТСКАЯНних колес. Позади него, в одном блоке, размещаются сцепление, главная передача и четырехступенчатая коробка передач. Передаточные числа ее на трех низших ступенях те же, что иу ЗАЗ-966. Четвертая ступень имеет по сравнению с этой моделью уменьшенное (с 0,964 до 0,828) передаточное число. Что касается главной передачи, то ее основные детали и передаточное число такие же, как у ЗАЗ-966. Главная передача полуосями связана с передними ведущими колесами, которые имеют постоянный привод. Для привода на задние колеса служит длинный тонкий торсионный вал, идущий от задней части коробки передач к главной передаче задних колес. Этот вал заключен в трубчатый кожух, который своими фланцами жестко соединен с картерами коробки передач (вернее, приставки к ней) и главной передачи задних колес, связывая их в единый агрегат. В приставке размещены механизмы отключения привода к задним колесам, а также понижающая передача. Она применяется для движения в тяжелых дорожных условиях и позволяет увеличить тяговое усилие на колесах в 1,2 раза. Правда, в этом случае соответственно снижается максимальная скорость машины на каждой из передач. Дифференциал главной передачи задних колес снабжен устройством для его , блокировки. Таким образом, при движении на скользких дорогах возможно исключить буксование обоих колес, если одно из них потеряло сцепление с грунтом. ЗАЗ-969 снабжен колесами с шинами размером 5,90—13. Их наружный диаметр (622 мм) лишь ненамного (на 24 мм) больше, чем у серийных «запорожских» покрышек размером 5,20—13. Поэтому, чтобы обеспечить автомобилю большой дорожный просвет и, следоваМалолитражка изтельно, хорошую проходимость, у ступиц колес смонтированы редукторы. Такой редуктор состоит из пары прямозубчатых цилиндрических шестерен с передаточным числом 1,785. Он поднимает относительно центров «олес полуоси, а следовательно, картеры главных передач и двигателя. Одновременно редукторы позволяют сохранить в главной передаче серийные конические шестерни ив то же время увеличить тяговое усилие на ведущих колесах. Передние и задние колеса подвешены к кузову независимо на балансирных рычагах и качаются в двух взаимно параллельных плоскостях. Таким образом, при наезде на препятствия, а также при разгоне или торможении углы развала колес и колея не изменяются. Упругим элементом подвески служат торсионы, расположенные поперек машины. Амортизаторы — телескопические. В целом, благодаря приводу на все колеса, понижающей передаче, блокировке дифференциала, большому дорожному просвету, покрышкам с развитыми грунтозацепами и независимой подвеске всех колес, ЗАЗ-969 обладает хорошей проходимостью и довольно высокими тяговыми свойствами, несмотря на сравнительно невысокую мощность двигателя. На дорогах с твердым покрытием автомобиль может буксировать прицеп весом до 300 кг. По рулевому механизму {червячного типа с передаточным числом 17,0) и колодочным тормозам (с барабанами диаметром 200 мм) ЗАЗ-969 сохраняет много общего с ЗАЗ-966. Гидравлический привод тормозов сделан раздельным' для передних и задних колес — это важно в смысле пассивной безопасности. Кузов машины полунесущий. Это означает, что часть нагрузок, возникающих при движении автомобиля, воспринимается его стальным сварным корпусом. Он смонтирован на легкой раме с лонжеронами коробчатого замкнутого сечения и шестью поперечинами. Для защиты пассажиров и груза от непогоды на открытом кузове предусмотрен складывающийся матерчатый тент с боковинами. Когда тент сложен, лобовое стекло может быть откинуто вперед, на капот. Машина снабжена двумя дверцами и откидным задним бортом ив зависимости от характера работы, может быть приспособлена для перевозки четырех человек и 100 кг груза или же (при сложенных задних сиденьях) для двух человек и 250 кг груза. В последнем случае образуется платформа площадью 1,4 м2 , погрузочная высота которой равна 610 мм (лишь на 60 мм выше, чем у фургона «Москвич-433»). В оборудование кузова, помимо омывателя ветрового стекла и стеклоочистителя, входит автономная отопительная установка. Д о недавнего времени мы выпускали ЗАЗ-969 в довольно скромных масштабах (5000 штук в 1973 году), поскольку производственные возможности завода пока ограниченны. В дальнейшем предусматривается постепенный рост выпуска. Л. ПЕРЕЛЬ, главный конструктор Луцкого автомобильного завода г. ЛуцкОт редакции. Читателей, естественно, интересует вопрос ио том, поступают ли автомобили ЗАЗ-969 в продажу. По сообщению Министерства торговли СССР, в текущем году эти машины поступают в торгующие организации только Российской Федерации (до Урала), Украины, Белоруссии и