ЖЕНЩИНА И АВТОМОБИЛЬИзвестна привязанность мужчин к автомобилю. Автомобиль — помощник в работе, туризме, источник азарта, технического и спортивного. Он что-то вроде любимой собаки или даже члена семьи. А как относится к автомобилю женщина? На эту тему написано много, но в основном — юморесок. Впрочем, даже из них ясно, что отношение это — своеобразное. Оно не представляет проблемы только для тех сторонников теории стирания психологических граней между мужчиной и женщиной, у которых на все один счастливый ответ: грани стираются. И в быту, И на производстве... А за рулем? Вопрос далеко не праздный, если учесть, что сегодня на планете более 280 миллионов автомобилей ив доброй половине из них за рулем — женщина. В былые, романтические для автомобиля времена, когда он еще был похож на карету, им управлял «шоффер» — существо в балахоне с капюшоном ив очкахконсервах, «Держать в узде» первые автомобили было тяжело физически. Тем не менее уже в тот героический период женщины садились за руль. Те самые дамы в кружевах и длинных платьях, с зонтиками и высокими прическами, которых мы видим на фотографиях начала века. В альбомах первых русских автопробегов можно порой найти в списке водителей женскую фамилию: г-жа А. Римская-Корсакова, Н. Холодович, К. Коробанова. Конечно, их было мало, и сам факт участия в гонках и пробегах в те времена равносилен был подвигу. За сравнительно короткое время, прошедшее с тех пор, женщина прочно заняла место за рулем автомобиля и вряд ли когда от него откажется. С этим приходится считаться, потому что женщина и за рулем осталась женщиной, со своими особенностями характера, восприятием действительности. И у нее за рулем свои трудности. Это не может не влиять на характер движения машины и даже на дорожную обстановку. С этими наблюдениями психологов, все более частыми в последнее время, солидаризируются опытные педагоги, тренеры, наблюдательные гонщики. Любой легковой автомобиль, каким быни был он удобным, требует привыкания. У мужчин здесь больше опыта: они раньше освоили машину. Женщина иногда настолько «одушевляет» автомобиль, что, помимо всех его технических возможностей, неосознанно подозревает в нем еще какие-то «таинственные силы», и это мешает. В то же время именно поэтому женщина-водитель постоянно прислушивается к машине, что очень важно. Механизм есть механизм, но он всегда индивидуален: ведь он отлажен чьимито руками, имеет свой «характер». Может быть, в удивлении перед сложной машиной больше рационального отношения к ней, чем в туповатом кредо: «машина как машина, ничего особенного». А что говорят об автомобиле сами женщины? В третьем номере прошлого года наш журнал предоставил слово водителю 3-й автобазы М. Потаповой и балерине Большого театра Н. Тимофеевой. Выяснилось, что одна из них (профессиональный водитель) любит автомобиль за самостоятельность, которую он ей дает, и «вечное движение», а другая (балерина) — за возможность получить разрядку после работы. Это типичные ответы. Многие женщины ценят также возможность «уединиться в толчее города». И всех волнует пренебрежение водителей-мужчин. Оно воспринимается как большая несправедливость. Женщины чувствуют, что за рулем ведут себя осмотрительнее. С этим, оказывается. согласны психологи. В противовес ходячим мнениям о неустойчивости женской психики все чаще высказываются соображения о том, что современная женщина более рассудочна и практична по сравнению с мужчиной и... менее эмоциональна. Мужчины, по статистике, больше пьют, больше подвержены азарту и чаще совершают преступления. Научно-исследовательские институты некоторых европейских стран сделали недавно на основе своих экспериментов такой вывод: из двух ровесников одной профессии мужчина вдвое многословнее и "суетливее женщины, которая к тому же лучше справляется с потоком информации. На основании таких наблюдений и фактов делаются выводы о том, что женщина за рулем надежнее. В 1971 году в журнале «Англия» были опубликованы сведения из деятельности фирм проката автомобилей. Отчет фирмы «Эвис» гласил, что из 3500 несчастных случаев, происшедших с принадлежащими ей машинами, на долю женщинводителей пришлось только три процента, в то время как они составляют восемь процентов всех заказчиков. Распространенное мнение о большей надежности мужчин за рулем опровергают и американские исследователи. По результатам их наблюдений, женщины рискуют и нарушают правила обгона и режима скорости в полтора раза, а управляют неисправными автомобилями в два раза реже, чем водители-мужчины. Французская пресса часто рассыпает комплименты в адрес парижанок — и отнюдь не из соображений галантности. «Женщины — самые вежливые водители»,— заявили городские власти на страницах газеты «Пари-суар». Руководители парижской службы регулирования движения утверждают, что женщины-водители «несравненно строже мужчин соблюдают правила движения». Однако есть и противоречащие последнему утверждению данные. Например, по американским источникам, женщины пренебрегают правилами преимущественного проезда перекрестков, предписаниями знаков и сигналов светофоров, требующих остановки. Причина — недостаточная концентрация внимания. Некоторые наблюдения специалистов не просто любопытны, за ними стоит целая мало исследованная область психологии человека за рулем, социальные факторы. Старый водитель лондонского такси так сформулировал ответ на вопрос, за что он ценит свою работу: «Выезжая на линию, не знаешь, что тебя ждет, — точно так же, как сорок лет назад, когда выехал впервые». Ну, а парижанки, работающие в такси (их, кстати, очень много), — что привело их в эту службу? Тяга к неожиданностям? Увы, как свидетельствует статистика, большинство из них — дипломированные врачи, юристы, дантисты, окончившие высшие учебные заведения и не нашедшие работы по специальности. Так что здесь не столько романтика, сколько горькая проза. Жизнь добавляет немало таких штрихов к общей теме «женщина и автомобиль». Существует еще один вопрос — сводящийся к конструкции: как чувствует себя женщина в современном автомобиле? Выясняется, что и сегодня управление машиной для женщины связано с преодолением излишних трудностей. Чем же он не угодил ей? Современный автомобиль конструктивно рассчитан на «среднего человека», преимущественно мужчину, а автобус — на мужчину солидного. Но даже самый комфортабельный легковой автомобиль порой малоудобен для водителя-женщины; чаще всего он просто велик для нее. Конструкторы легковых машин исходят из средних показателей роста среднего мужчины. Каждому водителю дается возможность приспособить к себе «среднее» рабочее место в автомобиле, то есть прежде всего отрегулировать сиденье по отношению к рулю. Женщина должна, кроме того, приспособить к себе рычаги и педали. Любой начинающий водитель испытывает в первый момент за рулем затруднения от того, что нажимать надо на три педали, а ног всего две. А представьте себе на этом месте женщину с маленькой ножкой. Не так просто управлять всеми тремя педалями сразу, особенно если «газ» и «тормоз» далеко один от другого. При одновременном торможении и переключении с прибавлением «газа» маленькая нога может подвести, даже при безукоризненной технике управления. Если педали расположены высоко, что не представляет неудобств длясреднего водителя-мужчины, чья ступня длиннее, то женщине приходится каждый раз поднимать ногу с пола. Некоторые модели машин требуют довольно больших усилий на руле и тормозной педали, таких, которые при длительных поездках утомляют физически и мужчин. В этом смысле «Жигули», и особенно ВАЗ-2103, можно назвать машиной более «женственной», чем «Москвич-408» и ГАЗ-21. -Наши легковые автомобили все еще оснащаются домкратами и шинными насосами, для пользования которыми нужны те же сила и выносливость. Замёйа колеса с поврежденной шиной для водителя-женщины сегодня — дело нелёгкое. Вот почему в большинстве случаев женщину, осваивающую автодело, смущает не то, сумеет ли она управлять машиной, а совсем другое — справится ли она с поломкой в пути. время от времени раздаются тревожные возгласы: можно ли доверять женщине современный скоростной автомобиль, развивающий нередко 170—200 км/час? Между тем женщины такими машинами управляют. И даже ставят ,на них спортивные рекорды. В 1972 году французский автомобильный журнал поместил на двух страницах портреты женщин разных национальностей от '18 до 36 лет. Под каждым рассказывалось о разнообразных увлечениях искусством, наукой, об их маленьких детях (двое-трое). Это были портреты сильнейших автогонщиц мира. Известна англичанка Патриция Мосс, сестра гонщика, жена раллиста, сама раллистка высокого класса. Известна итальянка Сюзанна Раганелли, стартовавшая в 1966 году вместе с мужем в первенстве мира по картингу и выигравшая впервые в истории автоспорта почетный титул чемпиона мира. И даже во времена первых больших соревнований, на заре автомобилизации, женщины участвовали в гонках. Упоминавшаяся уже г-жа А. Римская-Корсакова на Волхонском шоссе прошла в 1913 году на «Воксхолле» (новейшая модель «Принц-Генри») со скоростью 113 км/час версту с хода. Примеров таких немало. Они говорят о том, что женщина-водитель тоже способна выдержать большое напряжение, умеет рисковать. Но она не занимается этим по пути в магазин. Впрочем, есть обстоятельство, при котором за рулем шансы на безопасность равны иу «сильного пола» и у «прекрасного»: семейное неустройство. Студенты, холостяки и многоженцы вносят большой вклад в статистику дорожных происшествий. Эмоциональное равновесие женщин еще больше зависит от причин личного характера. Факты, наблюдения ученых, как- и данные статистики, интересны не только в теоретическом плане. Они чрезвычайно важны при подготовке водителей. Эта задача совпадает, кстати, с тягой самих женщин к рулю. Ее должны учитывать не только инспектора ГАИ, кого больше всех на практике касаются особенности психологии человека, ведущего машину. Навстречу женщине-автомобилисту должны пойти конструкторы, и не так, как в Англии, где «дамский вариант» автомобиля отличается... комплектом парфюмерных принадлежностей, а предусмотреть прежде всего удобные для нее регулировки, касающиеся «рабочего места». Женщине-водителю, может быть, нужна скорректированная в соответствии с особенностями психики система обучения автоделу, консультации медиков и психологов, прежде чем сесть за руль, специальная обувь и комплекс гимнастики от переутомления. И конечно, ей нужно внимание мужчин за рулем, и конечно, на дороге, а не только когда представительница «слабого пола» «голосует» на обочине. 3. Трейбал, известный чехословацкий гонщик и автор книг для водителей, писал в 1960 году: -«В большинстве случаев женщины быстрее воспринимают основы водительского мастерства, но их совершенствование обычно останавливает- • ся на определенном среднем уровне. Вероятно, у них меньше возможности для усовершенствования или они меньше Заинтересованы в чисто технических ве,щах...». Вероятно, меньше... А может быть, и больше — никто пока не ответил на этот вопрос. В том числе и сами женщины. Те, которые сегодня сидят за рулем. i