РАЛЛИИтоги первенства мира среди заводских марок. После ралли «Рейд Польский» и «Тысяча озер», которые являлись соответственно седьмым и восьмым этапами чемпионата, очередные соревнования («Альпийские ралли») состоялись в Австрии. Они завершились победой экипажа Б. Дарниш — А. Маэ. Французы выступали на автомобилях «Альпин-Рено-1800» (1796 смз, 180 л. с. при 7200 об/мин, 5 передач), которые развивали скорость до 230 км/час и-весили по 720 кг. Десятый этап — ралли «Сан-Ремо» в Италии — и вновь победа спортсменов фирмы «Альпин-Рено». На этот раз выиграли Ж. Террье и К. Жобер. Следующий этап состоялся в США, Впервые в 1973 году в программу первенства мира вошли ралли «Пресс-он-регардлесс» («жми, невзирая на...»). Они оказались по силам лишь 33 экипажам из 77 стартовавших. Первенствовали местные спортсмены Я. Бойс и Д. Вудс на японской машине «Тойота-королла-1600». Хорошо выступили польские раллисты Р. Муха и Р. Жижковский. Они на «Польском «ФИАТ-125П» (1600 смз, 125 л. с. при 6800 об/мин) вышли на шестое место в абсолютном зачете, что было признано сенсацией. Предпоследний этап (двенадцатый) — ралли РАК — состоялся в Англии. На труднейшей трассе (3210 км) в течение пяти дней шла упорная борьба, окончившаяся победой ветеранов — финна Т. Мяккинена и англичанина Г. Лиддона, которые выступали на «Форд-эскорт-РС» (2000 см», 230 л. с ) . Соревнования удалось провести, несмотря на топливный кризис, поразивший Англию. Организаторы выделили для 198 экипажей свыше 180 тысяч литров топлива — столько, сколько расходует реактивный лайнер для перелета через Атлантику. Однако пример англичан не оказался заразительным. Захваченные врасплох нехваткой топлива, Бельгия, Голландия и ФРГ отказались на время кризиса от проведения любых автомобильных соревнований. По той же причине в январе этого года не состоялось и традиционное зимнее ралли «МонтеКарло». И наконец, завершающий, тринадцатый этап. Корсиканские ралли — короткие состязания (дистанция 1320 км), но невероятно трудные (горные дороги с 10 тысячами поворотов). Как ив ралли РАК, первые три места в абсолютном зачете заняли экипажи, представлявшие одну и ту же фирму, на этот раз не европейский филиал «Форда», а французскую «Альпин-Рено». В личном зачете победили Ж. Николя — А. Маэ. Приводим окончательные результаты чемпионата: 1. «Альпин-Рено» (Франция); 2. ФИАТ (Италия); 3. «Форд» (Европа); 4. СААБ (Швеция); 5. «Волво» (Швеция); 6. «Датсун» (Япония)... 12. «Польский ФИАТ» (ПНР)... 15. «Вартбург» (ГДР)... 18. «Шкода» (ЧССР). Наши заводы в этих соревнованиях не участвовали.МОТОГОНКИСоревнования на кубок Международной мотоциклетной федерации (ФИМ) по кольцевым гонкам в классе 750 смз выиграл англичанин Б. Шийн на машине «Сузуки». В будущем предполагается ввести гонки на мотоциклах этого класса в программу чемпионата мира.* * *ФИМ установила несколько важных технических ограничений для гоночных мотоциклов. Так, начиная с этого года на машинах классов 350 и 500 смз нельзя применять двигатели с количеством цилиндров более четырех и трансмиссии, имеющие более шести передач. Вес мотоцикла должен быть не менее 95 кг.• # *С 1 января вступила в силу новая формула 3, которая будет действовать до 1976 года. Гоночные автомобили, построенные в соответствии с ее требованиями, должны снабжаться двигателями от легковых машин серийного производства (форсированными) рабочим объемом не более 2000 смЗ. Американский инженер Д. Мэннинг спроектировал и построил специальный мотоцикл, предназначенный для побития абсолютного рекорда скорости. Эта низкая машина заключена в сигарообразный обтекатель, оснащена двумя двигателями «Триумф» общим рабочим объемом 1500 смз и мощностью более 100 л. с. и весит (с гонщиком и горючим) 380 кг. Б. Меррей рассчитывает подойти на мотоцикле конструкции Мэннинга вплотную к результату 400 км/час.* * *Первенство мира среди марок спортивных автомобилей в 1973 году закончилось досрочно: последний, одиннадцатый этап, который предполагалось провести в Аргентине, пришлось отменить из-за финансовых трудностей. Места в чемпионате распределились следующим образом: 1. «Матра» (Франция); 2. «.Феррари» (Италия); 3. «Порше» (ФРГ).МОТОКРОССВ нынешнем году впервые намечено провести два новых чемпионата мира по мотокроссу: в3 классах 750 смз с коляской и 125 см . До сих пор в первом из них разыгрывалось лишь первенство Евопы. Чемпионами континента стали в 973 году швейцарцы, братья Лоренц и Сэмюэль Галлер на мотоцикле «Уосп» с двигателем «Хонда». Для нового чемпионата мира небольшая фирма «Уосп» подготовила новую модель. Ее дуплексная рама, а также рама коляски сварены из 37-миллиметровых труб (молибдено-марганцовистая сталь). Машина оснащена четырехтактным двухцилиндровым двигателем «Веслейк» рабочим объемом 742 смз с двумя распределительными валами в головке цилиндров. Он развивает 83 л. с. при 9000 об/мин. Новый мотоцикл «Уосп» снабжен телескопической (а не длиннорычажной, как это было до сих пор) передней вилкой и цепной главной передачей. Помимо фирмы «Уосп» серьезную заинтересованность новым чемпионатом, который будет разыгрываться в 11 этапов, проявили, заводы «Нортон», «Ямаха» и «Хонда». В классе 125 см 3в минувшем году разыгрывался кубок ФИМ для юниоров. Победителем вышел выступавший на мотоцикле «Цюндапп» бельгиец Мальэрб, которого специалисты считают весьма одаренным гонщиком. Чемпионат мира по мотокроссу в этом классе обещает быть весьма интересным. Достаточно указать, что сейчас восемь ведущих мотоциклетных фирм серийно строят специальные кроссовые машины со 125-кубовыми моторами. Это «Бультако» (Испания). «Геркулес» (ФРГ), КТМ (Австрия), «Майко» (ФРГ), «Пух» (Австрия), «Хускварна» (Швеция), «Цюндапп» (ФРГ), 4 3 (ЧССР). Они оснащены двухтактными двигателями мощностью 1820 л. с. при 8000—10 000 об/мин. Эти моторы снабжены бесконтактными системами зажигания, карбюраторами со смесительными камерами диаметром 26—32 мм. Большинство машин имеет пятиступенчатые трансмиссии, но на трех моделях ставятся и шестиступенчатые. На половине моделей применены дуплексные рамы. Вес мотоциклов колеблется от 90 до 105 кг.* * *Традиционная серия гонок «Кан-Ам», проводимая ежегодно на трассах Канады и США, в 1973 году получила статут первенства мира. К этим соревнованиям допускаются спортсмены на специальных двухместных гоночных автомобилях с кузовами типа спортивных. Рабочий объем двигателя не ограничен, разрешено применение нагнетателя. Победу в 1973 году одержал 36-летний Д. Доногю (США), набравший наибольшую сумму очков в восьми .этапах. Второе место занял его земляк Д. Фольмер и третье И. Шехтер (ЮАР). Все трое выступали на автомобилях «Порше-917», снабженных 12-цилиндровыми двигателями с турбонагнетателями. Доногю располагал самой последней моделью «917-30», которая при рабочем объеме двигателя 5400 см 3 имела мощность 1250 л. с. Этот автомобиль, весящий около 700 кг, развивает скорость около 400 км/час и разгоняется с места до 100 км/час за 2,8 секунды.?КАРТИНГПервенство мира традиционно проводится на машинах класса 100 см 3 без коробок передач (это диктуется техническими требованиями). Их двигатели развивают мощность 18—20 л. с. Чемпионат 1973 года разыгрывался на французском картодроме в г. Нивелль и закончился победой англичанина Т. Фуллертона, который выступал за рулем машины «Бирель-карт». Четырехкратный чемпион мира бельгиец Ф. Гольдштейн остался на втором месте. Он объявил в конце года, что бросает картинг и будет выступать в кольцевых автогонках. Очевидно, его увлек пример голландца А. Хеземанса и шведа Р. Петерссона. Оба они в прошлом (соответственно в 1965 и 1966 гг.) были бронзовыми призерами чемпионата мира по картингу. Теперь Хеземанс является чемпионом Европы по кольцевым гонкам на легковых серийных автомобилях; Петерссон в первенстве мира по формуле 1в 1973 году вышел на третье, а в 1971 году на второе место. До Фуллертона почетный титул выигрывали итальянцы — Г. Сала (в 1964 и 1965 гг.), Сюзанна Раганелли (1966 год), швейцарец Э. Росси (1967 год), швед Б. Нильссон (1968 год). В последующие четыре года (1969. 1970, 1971 и 1972 гг.) сильнейшим картингистом мира являлся Ф. Гольдштейн.АВТОГОНКИЧемпионат мира 1974 года на машинах формулы 1 открылся соревнованиями на «Большой приз» Буэнос-Айреса. 200 тысяч зрителей <почти втрое больше, чем на любом футбольном матче) наблюдали полуторачасовую гонку, которая вылилась в дуэль между аргентинцем К. Рейтеманном и новозеландцем Д. Хьюмом. Победил, показав среднюю скорость 191,66 км/час, Хьюм, КОТОРЫЙ шел на автомобиле «Мак-Ларен». На последующих местах: Н. Лауда, Австрия; К. Регаццони, Швейцария (оба — «Феррари»); М. Хэйлвуд, Англия («Мак-Ларен»); Ж. Бельтуаз, Франция (БРМ): П. Депэлле, Франция («Тайрелл»). Стремясь вернуть былую славу марки, Э. Феррари отказался от прошлогоднего шасси для своих машин, созданного английскими специалистами. В конце 1973 года Лауда и Регаццони целыми днями вели испытания новых «Феррари» на заводском автодроме. Судя по результатам первого этапа, их усилия не пропали даром.* * *Сильнейшие мотокроссмены мира после окончания спортивного сезона 1973 года отправились в турне по США. Там они провели серию выступлений на машинах класса 500 см 3 . По сумме результатов всех гонок этой серии первые три места заняли спортсмены, выступавшие на мотоциклах «Майко»: А. Вайль (ФРГ). Г. Вольсинк (Голландия) и В. Бауэр (ФРГ). Гонщики японских фирм «Ямаха» (голландец П. Карсмакерс) и «Сузуки» (бельгиец Р. де Костер) были оттеснены на четвертое и пятое места. 39