34
35
СПОРТВажность того или иного соревнования иногда нельзя оценить, оставаясь в чисто спортивных рамках. Есть среди них и такие, значение которых выходит далеко за пределы технических результатов — секунд, очков и баллов. К этой категории состязаний, безусловно, нужно отнести международное авторалли «Русская зима», являвшееся седьмым, заключительным этапом в розыгрыше «Кубка дружбы социалистических стран». Почти две недели провели вместе сильнейшие гонщики Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Советского Союза и Чехословакии. Это были дни напряженной спортивной борьбы и дружеских, откровенных бесед, в которых соперники передавали из рук в руки опыт, секреты мастерства, подготовки автомобилей к тяжелым испытаниям на раллистских трассах. Это были дни, оставившие заметный след в сердце каждого: гости и хозяева соревнований посетили Мавзолей В. И. Ленина, Кремль, могилу Неизвестного солдата в Москве, Пискаревское кладбище и Эрмитаж в Ленинграде, крепость-герой Брест. Такая, необычная для других,34Советские гонщикипобедители ралли „Русская зима"рядовых соревнований, программа, предложенная организатором — ФАС СССР, придала ралли «Русская зима» особое общественное звучание, способствовала укреплению дружеских связей между спортсменами-автомобилистами братских социалистических стран. Но не подумайте, что это ралли было чем-то вроде туристического пробега. Ведь проходило оно в декабре, когда климат создает свои трудности на дорогах европейской части нашей страны. Обычная для этого времени погодная неустойчивость дополнилась редкими сюрпризами: старт давался при 25-градусном морозе, потом замела пурга, ее сменила резкая оттепель с гололедом и снежными наносами на дорогах. Словом, участников встретила настоящая русская зима. Она потребовала от гонщиков не только безошибочной регулировки карбюраторов с учетом всевозможных температурных скачков, но и высокого искусства вождения автомобиля. А дорог пришлось преодолеть немало — около 3500 километров по маршруту Брест — Москва — Ленинград — Москва — Минск. К тому же в программу ралли входили специаль-Вихриные скоростные испытания — четыре слалома, две ипподромных и две шоссейно-кольцевых гонки. Высокие средние скорости (чтобы не опоздать на контрольные пункты времени, приходилось подолгу держать стрелку спидометра около отметки «140»), ночной режим движения — для большинства участников не представили особых трудностей. Главные события разыгрывались на «допах» — дополнительных соревнованиях. Первый же слалом, проводившийся после старта в Бресте, выявил лидера. Им стал известный болгарский гонщик заслуженный мастер спорта НРБ Илия Чубриков. Его 125-сильный «Рено-12-Гордини» с передним приводом легко преодолел снежные повороты и показал лучшее время — 65 секунд ровно. Стасис Брундза из национальной сборной Советского Союза прошел дистанцию на 5,4 секунды медленнее — третий результат. Борьба между этими экипажами стала, пожалуй, украшением ралли. Слалом в Москве — Чубриков снова первый, Брундза — второй. Затем болгарский гонщик уверенно выиграл иппо.- Москвичи с большим интересом наблюдали борьбу среди участников ралли. На трассе слалома болгарский гонщик И. Иванов. Высокое мастерство продемонстрировал И. Чубриков из Болгарии, ставший победителем в абсолютном зачете. Илия (в центре) знакомится с результатами очередного этапа соревнований. Пройдено около 3500 километров. И вот последнее испытание — гонки на «Минском кольце». Фото А. Елисеева, В. Хватова и В. Ширшоваснежные крутя СПФРТдромную гонку, был лучшим на трассе слалома в Ленинграде и третьим — на «Невском кольце». Здесь Брундза в тени. Вторая ипподромная гонка принесла Чубрикову последний успех. На первый план уже вышел советский экипаж. Но финишный спурт все же был запоздалым. Даже уверенные победы в московском слаломе и заключительной гонке на «Минском кольце» не смогли вывести С. Брундзу и его штурмана А. Брума на первое место в классе и абсолютном зачете. Эти лавры достались болгарскому экипажу — И. Чубрикову и К. Кирову. Зато в командной борьбе наша сборная на каждом дополнительном соревновании показывала стабильно высокие результаты. Представители Московского автозавода имени Ленинского комсомола А. Шишков — М. Титов, Н. Кирпичников — А. Григорьев, литовский экипаж С. Брундза — А. Брум на ижевском «Москвиче» вывели советскую команду на первое место в национальном зачете. Но и здесь соперничество было необычайно острым: достаточно сказать, что болгарская сборная проиграла ей всего 1,9 секунды. В активе советских гонщиков, кроме того, победа среди заводских команд и семь мест в восьмерке сильнейших по результатам абсолютного зачета (независимо от класса машин). Среди многочисленных наград, учрежденных разными организациями, был приз журнала «За рулем». Он достался лучшему польскому экипажу — 27-летним Янушу Кшенжкевичу и Владимежу Граблевскому, дебютантам международных соревнований, выступавшим на собственном ФИАТ-125П. Б. ЛОГИНОВ Результаты розыгрыша «Кубка дружбы социалистических стран» (по итогам семи этапов) Командный зачет: 1. ГДР; 2. ПНР; 3. ЧССР; 4. СРР; 5. СССР; 6. НРБ. Личный зачет: 1. И, Топлодольский • — В. Илиев (НРБ); 2. М. Ставовяк — Я. Чижик (ПНР); 3. Э. Кульмбахер — В. Эрнст <ГДР); 4. Д. Мотоц — К. Мотоц (СРР); 5. А. ФерьянцИ. Жомбери (ВНР); 6. И. Чубриков — К. Киров (НРБ)... 9. В, Бубнов — А. Печенкин (СССР). Советские гонщики выступали только в пяти этапах. Результаты соревновании Командный зачет. Среди национальБрундза — А. Брум; 3. А. Шишков — М. ных сборных: 1. СССР — 6094,9; 2. НРБ — Титов (оба экипажа — СССР). Класс II 6096,8; 3. ПНР — 6464,4; 4. ГДР — 6488,0; (ВАЗ-2101, «Шкода-120С»): 1. Ю. Козлов5. ЧССР — 6551,1; 6. ВНР — 7132,2. СреБ. Савин; 2. Л. Потапчик — Л. Шувалов; 3. А. Козырчиков — В. Ципулев (все — ди клубных команд: 1. Союз болгарских СССР). Класс I («Вартбург-353»): 1. П. автомобилистов; 2. «Труд» (СССР); 3. Хоммель — Г. Борк; 2. Э. Кульмбахер — «Чайка» (СССР). Среди заводских команд: В. Эрнст; 3. X. Нибергалль — Б. Малый 1. АЗЛК; 2. ГАЗ; 3. «Вартбург». (все — ГДР). Абсолютный зачет: 1. И. Личный зачет. Класс IV (ГАЗ-24): 1. Н. Чубриков — К. Киров <НРВ); 2. С. БрундЕлизаров — В. Воронцов; 2. Р. Тулумбаза — А. Брум; 3. А. Шишков — М. Тиев — В. Умнов; 3. А. Озолиньш — Я. Гратов; 4. В. Бубнов — А. Печенкин; 5. Н. удиньш (все — СССР). Класс III («МоскЕлизаров — В. Воронцов; 6. Н. Кирпичвич-412», «Рено-12-Гордини», ФИАТ-125П): ников — А. Григорьев (все — СССР). 1. И. Чубриков — К. Киров (НРБ); 2. С.35