Страничкапереключения передач кривошип 2 поворачивается и штифтом 3, входящим в паз собачки 4, перемещает ее вдоль оси 9, установленной в картере. Собачка, воздействуя на один из штифтов 5 диска переключения 8, поворачивает его на определенный угол. При этом вилки переключения, входящие специальными шипами в фигурные пазы диска, включают или выключают соответствующую передачу. К диску переключения приклепана пружина 10, служащая контактом электрического датчика, который включает сигнальную лампу (расположена на фаре) нейтрального положения коробки между первой и второй передачами. Механизм переключения имеет еще одно фиксируемое нейтральное положение между третьей и четвертой передачами для движения накатом. Четкость работы указателя нейтрали зависит от глубины, на которую ввернута пробка контакта. Она должна стоять так, чтобы лампа указателя нейтрали гасла при повороте пробки против часовой стрелки не более чем на 1/6 оборота. Задний ход включается отдельным ручным рычагом 5 (рис. 3), расположенным с правой стороны коробки передач. Когда его передвигают в переднее положение, скользящая шестерня 4 заднего хода вторичного вала входит в зацепление с паразитной шестерней 1, находящейся в постоянном зацеплении с первичным валом, благодаря чему карданный вал, а следовательно, и колесо вращается в обратном направлении. Механизм переключения снабжен предохранительным устройством, предотвращающим одновременное включение заднего хода и любой из передач.мотоциклистаМеханизм автоматического выключения сцепления (рис. 4) приводится от педали 1 переключения передач. При нажиме на нее кулачок 2, сидящий неподвижно на том же валу, поворачиваясь в ту или другую сторону, поднимает рычаг 4, который толкает шток 5, связанный с рычагом вьжлючения сцепления. Для регулировки механизма принудительного выключения сцепления служит болт 6в нижнем плече рычага. Между его концом и промежуточным штоком 5 оставляют такой зазор, чтобы при покачивании верхней головки рычага 4 свободный ход его составлял 1 мм, а свободный ход, замеренный по переднему плечу педали, — 10 мм. При эксплуатации коробки МТ-9 следует соблюдать осторожность, пуская двигатель и переключая передачи. Так, пусковую педаль следует нажимать лишь тогда, когда зубчатый сектор войдет в зацепление. В противном случае можно сломать его зубья. Если зубья не вошли в зацепление (что ощущается по жесткому упору педали), нужно толкнуть мотоцикл вперед или назад. После каждой безуспешной попытки пуска не следует совсем отпускать педаль, поскольку, возвращаясь в крайнее верхнее положение, она выводит сектор из зацепления. В случае, когда включают передачу, не пользуясь ручным рычагом сцепления, то, чтобы избежать рывков в трансмиссии, педаль после включения передачи желательно возвращать в среднее положение плавно, придерживая ее ногой. Для смазки коробки в летнее время помимо рекомендованного инструкцией масла АС-8 можно применять, например, трансмиссионные автомобильные масла ТАД-17 и ТАп-15. г. КиевВСТРЕЧИ В ПУТИЯ не водитель. Но как работнику снабжения большую часть рабочего времени мне приходится быть в дороге. Иногда выматывает, но обычно в пути чувствуешь себя хорошо, и благодарить за это надо наших неутомимых водителей. Мчишь по бетонному шоссе — навстречу нескончаемый поток автомобилей: ЗЯЛы, МАЗы, «уралы»... Одни со строительными материалами, другие — с оборудованием. Шоферы — народ закаленный. Превыше всего для них — чувство товарищества. Случится в пути поломка у одного — другой непременно остановится и придет на помощь. Но все ли водители такие? До недавнего времени я считал, что все. ...Возвращались из командировки. Машина ЗИЛ-130 № 57-29. Груз — битум в «бухтах», пять тонн. Шофер Анатолий Рогов — молодой парень. Путь порядочный — триста сорок километров в один конец. Выехали из своего города в два часа ночи, до Ново-Горьковской нефтебазы доехали сравнительно быстро, без каких-либо ЧП. Загрузились одними из первых и... крепче за баранку держись, шофер. На выезде из Горького видим: стоит на обочине московская машина. Невысокий мужчина, обросший рыжеватой бородой, поднимает руку: — Возьмите на буксир. На «перекладных» добираюсь, четвертые сутки уже пошли... Анатолий, ни слова не говоря, вылез из кабины, стал помогать цеплять трос. Едем дальше. Показался город Вязники. И тут неожиданно нас самих постигла неприятность — одновременный прокол двух задних шин. Останавливаем первую проезжавшую мимо машину. — Извините, — говорит водитель, — запаска есть, но дать не могу: до Казани далеко. На нет, как говорится, и суда нет. Другую, орловскую машину не останавливал никто. Пожилой водитель сам подошел к нам, понял, что мы «на мели», и начал журить Анатолия: — Кто же в такой рейс отправляется без запасок? — Я бы взял, если б они у нас были, — сказал Анатолий. — У нас с резиной тоже туго. Однако у меня кое-что есть, выручу. Заправили камеру в покрышку, стали накачивать сжатым воздухом — послышалось сильное шипение. При осмотре выявили прокол. — Ну и делец! — сорвалось у Анатолия сязыка само собой, — и от барахла избавился и еще три рубля содрал. — Какие три рубля? — удивился я. — Разве не бесплатно? — Бесплатно! Сначала он трешницу в карман положил, потом уж за камерой полез. И как быстро уехал-то... Положа руку на сердце, мне стало стыдно за того человека. В каком-то коллективе, возможно, даже считается неплохим работником, пользуется авторитетом. А при случае, по-мелочному, не прочь погреть руки на чьей-то беде. Конечно, потом нам встретился другой водитель, и хотя мы предлагали деньги, отказался от них, дал камеру, и мы благополучно доехали до своего города, своевременно доставили . нужный груз, обеспечили бесперебойную работу тридцати изолировщиков, занятых на строительстве Юрьевецкой бройлерной птицефабрики. Много теплых слов услышали от них в тот день. Забыть бы неприятный эпизод, не забывается. И очень жалко, что не придал я тогда значения ему, не запомнил номера автомобиля, за рулем которого был водитель, разменявший на трешку свою рабочую совесть. Такой не только испортит вам настроение, но еще и бросит тень на десятки, сотни других водителей — честных, добросовестных, готовых в любую минуту бескорыстно прийти на помощь товарищу. А. ТРУФИЛОВ, работник отдела снабжения СМУ «Собинкстрой» Владимирская область, г. Собинка 371В^UРис. 4. Механизм автоматического выключения сцепления: 1 — педаль переключения передач; 2 — кулачок; 3 — ролик; 4 — рычаг; 5 — промежуточный шток; 6 — регулировочный болт; 7 — рычаг выключения сцепления; 8 — шток выключения сцепления; 9 — трос ручного выключения сцепления; 10 — муфта сцепления.