Многодневные мотоциклетные соревнования — самый универсальный вид мотоспорта. Они требуют от гонщика отличной физической подготовки, мастерства кроссовика и шоссейника, а от машины — надежности, хороших ходовых качеств и выносливости. Недаром международные шестидневные соревнования называют мотоолимпиадой, подчеркивая тем самым их значимость. В 1972 году советская команда заняла на «шестидневке», проходившей в ЧССР, четвертое место. Это, конечно, успех: наши спортсмены, как и победители, не получили штрафных очков в основных соревнованиях (призеров выявили лишь специальные испытания). Но чтобы подняться на пьедестал почета, многое предстоит еще сделать. В нашей стране проводятся городские, республиканские и всесоюзные многодневки. Число участвующих в них спортсменов сравнительно невелико. Росту массовости, помимо организационных трудностей, препятствует отсутствие технически совершенных мотоциклов. К сожалению, Ижевский и Ковровский заводы, выпускавшие раньше мотоциклы для многодневки, практически прекратили работы над ними, а небольшое количество машин МЦ-250, получаемых из ГДР, конечно, не может решить проблемы. Чтобы участвовать все же в соревнованиях, спортсмены вынуждены строить свои или переделывать кроссовые и другие мотоциклы. Не всегда их работа дает желаемые результаты. Многим участникам приходится покидать трассу из-за несовершенства машин. Удачное решение нашли тренеры и спортсмены сборной команды Москвы. Они приспосабливают для многодневных соревнований широко распространенный кроссовый мотоцикл 43-250, который не теряет при этом своих лучших качеств и может вернуться к первоначальному виду после нескольких часов работы. О переделке рассказывают мастера спорта Ю. ИВАНОВ и Е. СУХОМЛИН. Переделки, которым подвергается кроссовый мотоцикл 43-260, касаются трансмиссии, ходовой части, систем питания и электрооборудования. Трансмиссия Мотоциклу для многодневки нужна большая, чем у кроссового, максимальная скорость и несколько иное распределение крутящего момента по передачам. Поэтому приходится изменять передаточное отношение моторной передачи, коробки и главной передачи. Изготовляем шестерни с 56 и 20 зубьями согласно рис. 1. Они заменят шестерни с 53 и 23 зубьями моторной передачи. Наиболее подходящий материал — сталь 12ХНЗА. В коробке для изменения передаточного отношения второй и третьей передач используем две пары стандартных шестерен (17 и 20 зубьев) третьей передачи, а для четвертой делаем новые шестерни (см. рис. 1). Собираем коробку, как показано на рис. 2. Поскольку порядок включения передач становится иным, изготовляем новую селекторную пластину согласно рис. 3. После сборки коробки регулируем шайбами глубину соединения боковых кулачков шестерен и добиваемся четкости включения передач. Для повышения скорости при движении по шоссе желательно заменить колесную звездочку главной (задней) передачи, имеющую 60 зубьев, новой — с 53 или 55 зубьями. Система питания Штатный карбюратор «Йиков-2932» вполне обеспечивает нормальную работу двигателя на разных режимах, если использовать в нем главный жиклер «135—140», а жиклер холостого хода — «60—65». Хорошие результаты дает и отечественный карбюратор К-194, но для его установки приходится переделывать патрубок. Корпус воздухоочистителя, чтобы повысить прочность, желательно обклеить слоем стеклоткани с эпоксидной смолой (ЭД-5, ЭД-6, К-153). Глушитель располагают вверху. Вместо штатного топливного бака применяют другой, большей емкости (около 12 литров), например от мотоцикла ИЖ-11М или МЦ-250. Электрооборудование Стандартная система зажигания с двумя одновременно работающими цепями высокого напряжения вполне оправдала себя в многодневных соревнованиях. Источником, питающим цепи зажигания и освещения, остается генератор переменного тока (6 в, 60 вт). Благодаря увеличению передаточного отношения моторной передачи обеспечивается надежный пуск двигателя от кикстартера. Фара диаметром не менее 100 мм с лампами ближнего и дальнего света используется от любого мотоцикла или мопеда. Включатель стоп-сигнала, заимствованный у дорожных мотоциклов, крепится с обратной стороны правого стартового номера и соединяется пружиной с рычагом ножного тормоза. Питание цепей освещения берем с контакта низкого напряжения одной из катушек зажигания. Ходовая часть Рама, передняя вилка, задняя подвеска кроссового мотоцикла 43-250 вполне удовлетворяют условиям многодневных соревнований. Чтобы предохранить обод переднего колеса от повреждений, покрышку размером 2,75—21 желательно заменить на 3,00—21. Для быстрой смены камер зажимы шин снимают, а чтобы предотвратить проворачивание покрышек, наваривают на боковые внутренние поверхности обода выступы диаметром 2—3 мм, высотой 4 мм и шагом 100 мм. Поскольку демонтаж заднего колеса на мотоциклах 43 довольно трудоемок, лучше заменить его колесом с тормозом от ИЖ-11М, но в этом случае придется внести некоторые изменения. Дополнительно монтируем на мотоцикл боковой упор, кронштейн для баллона со сжатым воздухом (крепится на верхний болт левого заднего амортизатора), сумку для инструмента (на бак), коробку размерами 200ХЮ0Х'30 мм с запасной цепью (крепится с правой стороны у бокового номера). Чтобы исключить поломку щитка переднего колеса, проклеивают его изнутри слоями стеклоткани с эпоксидной смолой. Переделанные таким образом мотоциклы хорошо зарекомендовали себя в соревнованиях.ЖИЗНЬ В НАУКЕОкончание. Начало на стр. 17десять назад взялся за подготовку словаря на 80 тысяч слов. Он представляет собой результат огромного труда по созданию национальной технической терминологии. Авторы словаря в своей педагогической деятельности не раз сталкивались с трудностью передачи технических понятий, которым в грузинском языке нет аналогов. Автомобильная промышленность в Грузии дело новое, и терминология стала немалой проблемой при подготовке национальных кадров. По крупицам собирался двухтомный словарь «Грузинская техническая терминология» (сейчас готовится уже второе его издание). Пришлось Рафаэлу Рафаэловичу поломать голову над тем, как объяснить простому грузинскому парню из деревни, например, понятие «обкатка автомобиля». Больше всего такой парень знаком с крестьянским трудом и национальным бытом. Из этого и исходили авторы словаря. Однажды в отпуске Рафаэл Рафаэлович долго приглядывался, как готовят кувшины для вина. Зарытые в землю новые кувшины наполняли по нескольку раз водой, прежде чем налить в них вино. Кувшины опробовали, испытывали, одним словом «обкатывали». Название этой винодельческой традиционной операции — «гамосахмарисеба» стало в словаре грузинским аналогом слова «обкатка». Известно разнообразие старинных грузинских сельскохозяйственных орудий труда: там существуют плуги разных конструкций — для склона свои, для равнины — свои. Многие слова, означающие в грузинском языке детали этих орудий, использовал профессор Двали для словаря, сделав предельно доступной для грузина техническую терминологию, демократизировав ее, если хотите. А вот другая сторона научного творчества профессора Двали. В его «Исследовании по теории автомобиля» есть глава «Торможение автомобиля». Исходным импульсом для нее был элемент примитивного автоматического тормоза, который Двали нашел в обычной грузинской арбе. В домашнем архиве ученого в Тбили. си бережно хранятся и золотой значок с простой булавкой, каким его ввел 350 лет назад Лейбниц, — значок члена Германской Академии наук в Берлине — и фотографии, на которых Р. Р. Двали снят рядом с Нильсом Бором, Джоном Берналом, Фредериком ЖолиоКюри. Это память о встречах на Ассамблеях Всемирной ассоциации научных работников, на конференциях и симпозиумах. Широк круг общественных и научных интересов депутата Верховного Совета Грузинской ССР профессора Двали, и все они связаны непосредственно с практикой республики. Может быть, именно благодаря этой связи поиски грузинских автомобилистов вышли за рамки местного значения. Н. ВАСИЛЬЕВА 21