ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАСтраницы 22—29Поэтому, прежде чем начать эксперимент, работники ГАИ проделали огромную работу по проверке регулировки света фар. Распоряжения о создании соответствующих стендов были разосланы во все автохозяйства республики. Инспектора дорожного надзора уделили серьезное внимание правильности регулировки фар, выявлению нарушителей. Это помогло значительно повысить дисциплину водителей в части правильной установки внешних осветительных приборов. Основной принцип безопасности на дорогах: водитель должен не только видеть сам, но и быть видимым другими участниками движения. Тогда снижается вероятность таких ДТП, как наезд на пешехода, лобовое столкновение при обгоне или боковое на перекрестке с ограниченной обзорностью. Все это подтвердилось практикой. Приведу средние данные по аварийности, подсчитанные в Эстонии за три года, предшествовавшие эксперименту (1969—1971), и четыре го ­ да эксперимента (1972—1975).АНЕМ С ОГНЕМБольшой интерес у наших читателей вызвала статья «Впотьмах» («За рулем», 1976, № 1). Напомним, что автор ее выступал за езду по плохо освещенным дорогам только на ближнем свете фар, а не на подфарниках. В читательских откликах мнения на этот счет разделились, вот почему мы решили продолжить начатый разговор и перейти, так сказать, от теории к практике. В 1972 году в Эстонской ССР начали необычный эксперимент: по инициативе начальника ГАИ республики X. Румвольта водителям было рекомендовано в темное время суток, вне зависимости от освещенности дороги, двигаться с ближним светом фар и поступать так и днем при ухудшении погодных условий (дождь, туман, снегопад), а тем более в сумерки. Кроме того, в любое время суток с постоянно включенным ближним светом предлагалось двигаться мотоциклистам, шоферам грузовых машин, перевозящих негабаритные грузы, автопоездов, а также при буксировке. Конечно, рекомендации есть рекомендации, и никого из тех, кто не внял им, ГАИ не наказывала, хотя противников том — здесь все оказалось сложнее. Трудностей было бы меньше, если бы соблюдалось одно важное условие: правильная регулировка фар на всех автомобилях, исключающая ослепление встречного водителя. К сожалению, далеко не все следят за этим. Больше того, некоторые водители для увеличения пределов видимости специально поднимают пучок света несколько вверх, и тогда ближний свет действительно слепит. Другие идут еще дальше: «перекрестно» подсоединяют контакты фар, так что в одной из ламп горит нить дальнего света, в другой — ближнего. Эти «рационализаторы» считают дальним светом такое положение, когда более сильная нить зажжена в левой фаре. Перед при-В расчет брались происшествия, случившиеся в четвертых кварталах всех семи лет, то есть в периоды с наименьшей продолжительностью дня. По ним выводились средние квартальные цифры. Из таблицы видно, что, несмотря на некоторый рост дорожно-транспортных происшествий в республике, число наездов на пешеходов и погибших среди них снизилось. И это при весьма ощутимом приросте автомотопарка. Достаточно сказать, что за последние четыре года количество транспортных средств в Эстонии увеличилось на 36%. На улицах и дорогах прибавилось много автолюбителей с недостаточными навыками вождения. Показательно, что если до начала эксперимента каждый второй погибший в дорожном происшествии был пешеход (в 1969 году процент жертв среди пешеходов к общему количеству составлял 53,5, в 1971 — 53,3), то уже в первый год эксперимента эта цифра снизилась до 34,2%, а за три года составила в среднем 44,4%. Семь спасенных человеческих жизней только в течение одного квартала каждого года — достаточно веский аргумент в пользу движения с ближним светом. Против движения с включенными фарами в светлое время суток при сложных метеорологических условиях высказывалось такое соображение: постоянно движущийся навстречу поток машин с включенными фарами раздражает, от них устают глаза, а это также опасно. Больше того, многие водители считали, что подобный эксперимент может вообще довести некоторых людей до слепоты, особенно шоферов-профессионалов, которые трудятся за рулем в течение целого рабочего дня. А теперь дадим слово медикам. Вот что говорит председатель республиканской комиссии по освидетельствованию водителей транспортных средств А. Роозилехт: «Без сомнения, усталость зрения водителей в этих условиях несколько повышается. Однако не настолько, чтобы бить тревогу. Дело в том, что интенсивность свечения правильно отрегулированного ближнего света фар ненамного отличается от световой интенсивности фона, то есть дневного света. Эта незначительная разница в дневное вре-1969—1971 гг. Общее количество ДТП закварталв том числе: наездов на пешеходов % от общего количества наездов Погибло (число людей) во всех ДТП за квартал Погибло (число людей) в результате наездов на пешеходов % погибших при наездах к общему числу жертв ДТП550 1911972—1975 гг.560 1771972 — 1975 гг. в % к 1969—1971 гг. 101,6 92,7 — 3,2 87,5 80,0 — 4,234,872 3531,663 2848,644,4нововведения в первое время было много. Впрочем, когда в Эстонии в порядке эксперимента впервые в стране были введены обязательные для всех мотоциклистов защитные шлемы, недовольных было хоть отбавляй. А сколько эти шлемы спасли человеческих жизней. Что касается езды с ближним све22ближением встречной машины они переключают свет, и тогда дальняя нить загорается в правой фаре. «Так, — объясняют они, — при встречном разъезде мне хорошо видна правая сторона дороги». Им-то она действительно видна лучше, а вот каково встречным водителям!