м я не так вреднодействует на зрение , поскольку «пропускная способность» зрачка днем автоматически снижается. Конечно, никакой речи об ослеплении тут быть не может » . Своего коллегу поддерживает кандидат медицинских наук старшийнаучный сотрудник отделения гигиены труда и профессиональной патологии республик анского Института экспериментальной иклиническоймедицины X. Янес: «Езда свключеннымближнимсветомфар не может вызвать каких - л ибопатологиче ­ с кихизмененийзренияуводителей со здоровымиглазами , а кработе за ру ­ лем допускаются только такие люди. И если на однучашу весов положитька ­ кой-то процент утомляемости зрения, а на другую — д есяткиспасенных за че ­ тыре года эксперимента человеческих жизней , перевесит, естественно, последнее. О днако нельзя забывать ито , что из ­ л ишнеутомленный водитель такжене ­ безопасен. Поэтому эксперимент с ближн имсветом даст необходимыйэффекттольковтом случае, если водители не будутнарушатьрабочийрежим , не бу ­ д утнаходиться за рулемдольшеполо ­ женного. Следовательно, службы эксп луатацииавтохозяйствобязаны так планировать графики работы водителей, ч тобы те не перерабатывалисвоюеже ­ д невнуюнорму часов за рулем » . Некоторые автопредприятия Эстонии пошли несколько дальше рекомендацийГАИ . Так, р уководство филиала таллинского автобусного парка, где в основном сосредоточены междугородные перев озки , о бязало всех водителейосенью , з имойи весной двигаться свключеннымближним светом фар в любое время суток иприлюбойпогоде . В таллинскомтаксомоторном парке водители обязаны включатьближний свет в тех случаях, к огдаметеорологическиеусловиявы ­ н уждают их пользоватьсястеклоочисти ­ телем. В темное время суток двигаться на подфарниках такси запрещено. И здесь — положительный результат: к о ­ личество наездов на пешеходов , л обо ­ вых столкновенийприобгонахинекото ­ рых других происшествий значительно снизилось. М ыужеговорилиотом , что не все выполняют рекомендации ГАИ , и это серьезно мешает. Ныне у многих эстонских водителей выработался определен ­ ный критерийоценкирасстоянийдо встречной машины — по интенсивности света фар . И если вдождь , т уман , м е ­ тель или сумерки навстречу движетсямашина на подфарниках , а то ивовсебез света, ее появлениедлямногихока ­ зывается неожиданностью . И меет ли проводимыйвЭстонииэкс ­ п еримент « п раво на жизнь » в масштабе страны — покажет время. Полностью иокончательно не сказалисвоего слова ученые, врачи. Д аи перевод автомоб ильногопаркастраны на «европейс кий стандарт» ( а симметричный ближний свет фар ) , и сключающийослепление встречного водителя, з аймет не одингод . А покаможно сказать, что резуль ­ таты, п олученныевнашейреспублике , обнадеживают.СТАТИСТИКА ДОРОЖНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙИнформирует ВНИИ безопасности дорожного движения МВД СССРчаще всего возможны срывы. Однако обследование выявило совсем другую картину. Из-за невыполнения требований сигналов светофоров случается лишь 1,4% происшествий, немногим больше — из-за невнимания к дорожным знакам и указателям (2,2%), а главной бедой оказалась недисциплинированность водителей: только превышение допустимой скорости в опасных условиях движения стало причиной 36,3% несчастий на улицах. По-видимому, многие водители мало считаются с тем, что на городских улицах их подстерегает гораздо больше неожиданностей. Здесь чаще на пути может оказаться неосторожный пешеход, затрудняет движение трогающийся с остановки общественный транспорт, часты перестроения и обгоны. Самую большую тревогу вызывают многочисленные факты управления машиной в нетрезвом состоянии. Сложная обстановка на городских улицах порой ставит в затруднительное положение и предельно собранного шофера, пьяница в таких условиях становится потенциальным преступником. Может быть, любителям спиртного кажется, что нетрезвому водителю легче остаться незамеченным на переполненных городских улицах. В таком случае они заблуждаются. Контроль тут весьма эффективен. Достаточно сказать, что за год в обследованных городах было задержано за рулем 23 523 нетрезвых водителя. Конечно, по итогам обследования были намечены меры для исправления положения. Прежде всего, нуждается в улучшении профилактика пьянства среди водителей. Бороться с ним можно лишь объединенными усилиями общественности и администрации автопредприятий, улучшением работы медицинских учреждений в автохозяйствах, активизацией обществ автомотолюбителей, созданием нетерпимой обстановки для пьяниц и других нарушителей транспортной дисциплины.по вине водителейВ большом городеАнализ показал, что в ряде республик, краев и областей свыше 60% дорожно-транспортных происшествий случаются в основном в городах и населенных пунктах. При этом значительная часть аварий и пострадавших в них приходится на долю городов с населением свыше 150 тысяч человек. Сотрудники ВНИИ безопасности дорожного движения МВД СССР изучили данные об авариях и происшествиях, случившихся по вине водителей в течение одного года в 32 городах, не являющихся административными центрами, с населением от 159 тысяч до 695 тысяч человек, таких, как Дзержинск, Каменск-Уральский, Каунас, Комсомольск-на-Амуре, Кутаиси, Орск, Шахты и ряде других. Оказалось, что за год количество дорожно-транспортных происшествий здесь возросло на 14,2%. Водителями было совершено 5422 ДТП, в которых погибло 572 и ранено 5547 человек. Главными виновниками несчастий на городских улицах были мотоциклисты, за ними идут водители грузовиков, особенно тяжелых, и легковых автомобилей. По вине мотоциклистов, например, за год случилось 31,4% происшествий, погибло 23,3% и ранено 33,2% из всех пострадавших по вине водителей. Суммарные цифры, характеризующие причины аварийности в обследованных городах, приведены в таблице. В уличной сутолоке, конечно, труднее держать под неослабным вниманием сигналы светофоров и регулировщиков, своевременно реагировать на многочисленные знаки и указатели, дорожную разметку, находить свое место при многополосном движении и перестраиваться. Это немалая нервная нагрузка, и, казалось бы, именно здесьПричиныдорожно-транспортных происшествий, случившихся в 32 крупныхгородах за один год Виды нарушения Количество происшествий% от всех ДТП по вине водителейД. ЖЕЛЕЗНЯКОВ, член городского совета общественных автоннспекторов г. ТаллинПревышение допустимой скорости в опасных условиях движения Нарушение 'правил обгона Несоблюдение очередности проезда Невыполнение требований сигнала светофора Невыполнение требований знаков и указателей Выезд на левую сторону Несоблюдение дистанции Внезапный выезд ил ряда Нарушение правил проезда мимо остановок общественного транспорта Нарушение правил посадки и высадки пассажиров Эксплуатация технически неисправ ных" т ранспортных средств Нетрезвое состояние водителя Недостаточная опытность водителя Другие нарушения Правил движения1967 490 929 75 117 543 239 73 209 43 187 1419 204 76136.3 3.0 17.1 1.4 2.2 10.0 4,4 1.3 3,9 0.8 3,4 26.2 3.8 1 -1.0П римечание . Поскольку причиной одного происшествия может быть не одно. а сразу два или несколько нарушений Правил, сумма п последней графе таблицы превышает 100%.23