ЗА СТРОНОЙ РЕШЕНИЙ СЪЕЗДАУглубить и расширить внутриотраслевую и межотраслевую специализацию на основе стандартизации и унификации изделий, узлов и деталей, типизации технологических процессов. Из «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы»УНИФИКАЦИЯ СОЮЗНИКК началу десятой пятилетки наша автомобильная промышленность пришла с множеством новых моделей и модификаций машин. Один только Волжский автомобильный завод, самый молодой в отрасли, вступивший в строй в 1971 году, непрерывно наращивая темпы, сумел за это время выпустить пять модификаций «жигулей». Постоянное обновление и расширение ассортимента приближает автомобили по эксплуатационным качествам к требованиям народного хозяйства и запросам населения и потому является одним из важных направлений совершенствования качества продукции. Все это — результат высокого технического уровня производства, достигнутого на наших автомобильных предприятиях за восьмую и девятую пятилетки. Нынешние темпы технического прогресса диктуют сокращение сроков освоения новых изделий. Это тем более важно, что вследствие частой смены моделей необходимо за сравнительно короткий срок (от освоения до морального старения) получить максимальную отдачу от новой техники. Сколько времени уходит в среднем с начала проектирования автомобиля до изготовления опытного образца? Около трех лет. Но гораздо больше нужно времени, чтобы организовать серийное производство новой машины, потому что это означает перестройку существующего, налаженного производства, смену оснастки и оборудования. Многие модели автомобилей, грузовых, легковых и автобусов изготовлялись довольно длительное время, подчас более десяти лет. В целом же по автомобилестроению легковые машины, например, находились на производстве около шести лет. Конечно, сами базовые модели меняются значительно реже. В условиях же эксплуатации эффективное использование новой техники до ее морального старения длится в течение пяти—семи лет. Если при этом учесть, что с момента начала производства до выхода на проектную трудоемкость изготовления автомобиля проходит три—пять лет, то ясно, как мало времени остается на эффективное производство и эксплуатацию. На пути новой модели часто встает реальный конфликт между интересами технического прогресса и выгодой для данного конкретного завода, которую он имеет от давно освоенной продукции, привычного ритма производства. Преодоление этого конфликта имеет большое народнохозяйственное значение. Вспомним, как на XXV съезде КПСС в докладе Л . И. Брежнева было сказано о том, что структура машиностроения должна стать «более гибкой и восприимчивой к техническим новшествам». Одним из путей к этому является всемерное развитие унификации механизмов и агрегатов. Она упрощает и ускоряет процесс освоения серийного выпуска машин, сокращает металлоемкость изделий, а также облегчает их эксплуатацию, снижает издержки на ремонт. Таким образом, унификация служит ускорителем технического прогресса. Пусть не удивляет никого, что в новой модели автомобиля можно встретить целый ряд знакомых уже агрегатов. Вполне естественно дальнейшее использование удачно найденных конструктивных решений, зарекомендовавших себя на практике. Для заводов важно и другое преимущество, которое дает унификация. Смена моделей у нас происходит постепенно, без остановки производства. Параллельно на конвейере находятся и старые и новые модели. И здесь необходимо обеспечить наибольшую взаимозаменяемость их агрегатов, узлов, деталей. В автохозяйствах, у индивидуальных владельцев автомобили служат еще куда дольше, чем продолжается такое параллельное производство. И унификация, значительно упрощающая эксплуатацию автомобильной техники, — одно из средств, нужных, чтобы реализовать записанное в «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» положение о необходимости снизить трудоемкость обслуживания автомобилей. В области унификации в нашем автомобилестроении сделано очень много. Большой опыт накопили наши основные автозаводы с налаженным массовым производством грузовиков — московский имени И. А. Лихачева, горьковский и минский. Здесь вошла в практику унификация деталей и агрегатов машин, принадлежащих не только к одному семейству. Есть достижения у автобусостроителей. Так, павловский завод унифицировал свои автобусы по размерам. Опыт павловцев, создавших на базе ПАЗ—672 несколько совершенно разных моделей (для городского и местного сообщения, для севера и тропиков и др.), показывает, что возможна очень высокая степень унификации внутри одного семейства машин. Благодаря этому на заводе успешно решены вопросы увеличения выпуска автобусов и перехода с одной модели на другую без остановки производства. Этот успех может быть предрешен заранее, если в основе каждого нового семейства будет лежать унификация. Остановимся на легковых автомобилях. Горьковчане достигли применительно к модификациям «Волги» более высокого уровня унификации, чем в зарубежных фирмах, таких, как «Дженерал Моторс» и ФИАТ. Высока степень унификации по машинам, выпускаемым и другими заводами — АЗЛК, ВАЗом. В чем же ее суть? Прежде всего — в применении типовых решений. Подчеркиваем: типовых, но никоим образом не устаревших. Иначе, как справедливо утверждают противники унификации, она, действительно, может дать обратный эффект: стать тормозом технического прогресса. Мировая практика подтверждает, что разумно применяемая унификация является стимулом для творчества проектировщиков и конструкторов. Ведь цель ее — совершенствование конструкции и, в итоге, создание оптимальных условий для массового и крупносерийного производства взаимозаменяемых частей машин. Вот конкретные примеры. На АЗЛК автомобиль «Москвич—2140» широко унифицирован с выпускаемым одновременно «Москвичом—2138». Это облегчило параллельное производство двух базовых моделей и их многочисленных модификаций. Что конкретно унифицировано у «москвичей»? Прежде всего — кузов. Это позволяет устанавливать на любую машину узлы и агрегаты обеих моделей. Унифицированы также радиатор системы охлаждения, бензобак, гидравлический привод сцепления с подвесной педалью, задний мост и его рессорная подвеска, сиденья, колеса и шины, безопасная рулевая колонка и панель приборов. И если эти узлы и детали «в подчинении» заводских конструкторов, то остальные системы потребовали творческого взаимодействия со смежниками. Речь идет, например, об унификации электрооборудования, звуковой сигнализации и фонарей. Высок уровень унификации автомобилей «Жигули». Он обеспечил создание в короткий срок семейства автомобилей с новыми потребительскими качествами. Это относится как к лицевым деталям кузова (капот, крышка багажника, к ры ­ лья, двери), так ик элементам его интерьера (подлокотники, панель приборов, обивка кузова и сидений и др.). Унификация коснулась наиболее сложного и трудоемкого агрегата — двигателя. Четыре разновидности (по мощности и рабочему объему) мотора для «жигу-За нашу СоветскуюРодину!За рулем9 • Сентябрь • 1976Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал Ордена Красного Знамени ДОСААФ СССР Издается с 1928 года