КРАСНОЗНАМЕННОЕФотографии, свидетельства, документыЧеловек в армейской шинели ив буденовке — это молодость людей моего поколения, • прошедших • армейскую школу. В тридцатых годах, когда набирал силы Осоавиахим — массовая патриотическая организация трудящихся, — к о ­ мандование Красной Армии предоставляло оборонным организациям для ник», «Парашютист», «Готов к санитарной обороне» (ГСО), «Готов к противовоздушной и химической обороне» (ПВХО), установлены соответствующие нормативы, выполнение которых давало право получить эти знаки. Ранее был введен знак «Готов к труду и обороне» (ГТО). Генерал-майор в отставке, ветеран оборонного Общества Борис Федорович ТРАММ вики производства. Паша Ангелина одной из первых среди девушек села за руль трактора и организовала первую женскую тракторную бригаду, которая стала известна всей стране. Вот что она писала: «Работая на тракторе, мы помогаем крепить оборонную мощь Родины. В случае войны мы сможем заменитьНа этих страницах — фотографии Центрального государственного архива кинофотодокументов СССР и В. Ширшоваизучения стрелковое оружие, боевую технику, кадры преподавателей из числа командиров. В свою очередь, Осоавиахим вместе с Ленинским комсомолом добивались, чтобы призывная молодежь приходила в ряды армии овладевшей искусством меткой стрельбы, умело пользовалась средствами противохимической защиты, знала приемы оказания первой помощи пострадавшему и раненому, изучила одну из военных специальностей — стрелка, снайпера, пулеметчика, мотоциклиста, шофера, связиста, химика, пилота, парашютиста, планериста. На первой фотографии вы видите танкетку Т—27. Человек в военной форме объясняет ее устройство и применение. Снимок сделан в 1934 году в одной из первичных организаций Осоавиахима. В том же году ЦК ВЛКСМ, ЦК Осоавиахима и ВЦСПС приняли постановление о проведении военно-технического экзамена комсомольцев и молодежи. Были введены нагрудные знаки «Ворошиловский стрелок», «Ворошиловский всад6Мне довелось тогда участвовать в создании первого лагеря Осоавиахима в Рязани, проведении учебных сборов, массовых походов молодежи в той же Рязани, Ярославле, Нижнем Новгороде. На призывные пункты юноши шли в конце тридцатых годов с. тремя-четырьмя значками Осоавиахима на груди. Вместе с молодежью активно изучали военное дело люди старших возрастов. Вторую фотографию отделяют от первой шесть лет. «Начальник учебной части автомотошколы города Элисты М. М. Ларионов с двумя призывниками на практических занятиях по вождению мотоцикла Л—300-«Красный Октябрь». 1940 год» — так гласит надпись на обороте снимка. К этому времени в Осоавиахиме была создана сеть автомотоклубов, школ, курсов, где велась подготовка специалистов для Красной Армии, в том числе автомобилистов и мотоциклистов. Пример в овладении военной техникой показывали осоавиахимовцы — передо-наших отцов и братьев на трудовом фронте». Ее бригада не только в совершенстве владела трактором, но и изучала стрелковое и пулеметное дело. Трактористы-орденоносцы куликовской МТС Черниговской области С. Сенек, Г. Марусик, Д . Ремизов выступили с предложением готовить танковые экипажи запаса. Их призыв нашел широкий отклик. Отличной парашютисткой и стрелком стала знатная метростроевка Т. Ф едоро ­ ва, мотоциклистом — известный свекловод М. Гнатенко. Таких примеров было тысячи и тысячи. Осоавиахим вместе с комсомолом подготовил миллионы юношей и девушек к защите Родины. В го ­ ды Великой Отечественной войны осоавиахимовцы героически сражались в рядах армии и флота, истребительных батальонах, народном ополчении ив партизанских отрядах. Достойный вклад в победу над врагом внесли фронтовые водители автомобилей и мотоциклистыразведчики, приобщившиеся к технике в школах и клубах Осоавиахима. Начальник рязанской образцовой автомобильной школы ДОСААФ Николай Дмитриевич ПОДЗОЛОВ Редакция «За рулем» заранее познакомила меня с публикуемыми здесь довоенными фотографиями и комментарием, который сделал к ним наш земляк Борис Федорович Трамм — человек, посвятивший свою жизнь оборонному Обществу. На родной Рязанщине он в свое время немало трудился для организации осравиахимовского движения. В предвоенные годы наша область занимала одно из ведущих мест по оборонно-массовой работе, по подготовке всего населения к защите Родины. Традиции Осоавиахима мы чтим и приумножаем. Не будем, я думаю, нескромными, если в преддверии полувекового юбилея оборонного Общества мы расскажем о своих успехах в обучении технических кадров. Рязанская автошкола только за годы девятой пятилетки дала народному хозяйству 3760 шоферов-профессионалов, 3629 водителей повысили у нас классность, свыше 4 тысяч владельцев автомобилей и мотоциклов получили водительские удостоверения. А всего за 25 лет своего существования она подготовила многие тысячи водителей! Разумеется, м ы не справились бы с таким объемом учебной работы, не будь у нас созданы для этого необходимые условия. О них частично дают представление публикуемые здесь фотографии — наши автомобили на нашем автодроме. В кадры не вошли по-современному оборудованные учебные классы, новые технические средства обучения, работа замечательных рационализаторов и изобретателей и многое другое. М ежду тем за последние годы материально-техническая база нашей школы почти полностью обновилась: мы переехали в новое, просторное здание, в ко ­ тором есть все, что необходимо для подготовки водителей — практической и теоретической — в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Наш автомобильный парк — это в основном новые модели — ЗИЛ—130, ГАЗ—66, «Урал», ГАЗ—53, причем их техническое состояние не вызывает никаких нареканий. Ну и конечно, главное наше богатство — это дружный, работоспособный коллектив преподавателей, мастеров производственного обучения и практической езды. Я пользуюсь случаем, чтобы назвать некоторых из них: А. Г. Копылов, А. И. Свиридов, В. М. Лаптев, И. П. Сергеев, И. М. Калинин, Е. В. Бунин, И. Н. Мещеряков, А. И. Алымов, П. Е. Черников, Ю. М. Ивахин, Все они передовики социалистического соревнования, опытные методисты и воспитатели будущих воинов-водителей. По отзывам, которые мы получаем из воинских подразделений, преобладающее большинство наших питомцев, придя на армейскую службу, быстро осваивают боевую технику, становятся отличниками боевой и политической подготовки, классными специалистами. И, воз-' - «- У«:'•-*"- .-Л.Ч- "JCtkUk-f.*мшвращаясь из армии, некоторые из них не порывают связей с автошколой — вступают в секции, занимаются автомобильным и мотоциклетным спортом. Шесть бывших наших воспитанников, пройдя школу армейской жизни, работают у нас мастерами практического вождения. В первом году десятой пятилетки — пятилетки качества и эффективности — коллектив школы напряженно трудится над выполнением социалистических обязательств. Они касаются буквально всех участков нашей работы. В частности — совершенствования материально-технической базы, повышения методического мастерства преподавателей, улучшения военно-патриотического, физического воспитания будущих воинов-водителей, развертывания военно-технических видов спорта. Мы отдаем себе отчет в том, что частные успехи в работе школ, спорттехклубов, первичных организаций ДОСААФ, сливаясь воедино, предопределяют общий успех в подготовке техническихспециалистов для страны — одном из главных направлений деятельности оборонного Общества. Благодаря этому мы с гордостью можем назвать такие цифры и факты, характеризующие масштабы работы ДОСААФ , как 8 миллионов специалистов, подготовленных за годы девятой пятилетки в учебных организациях Общества для народного хозяйства. Они охватывают 50 массовых технических профессий. Почти каждый второй водитель-профессионал, которого вы встретите сегодня за рулем автомобиля на наших дорогах, обучен вДОСААФ . «Москвичами», «жигулями», «запорожцами», а также мотоциклами, находящимися в личном пользовании, управляют в основном выпускники курсов оборонного Общества. И самое для нас главное, что каждый третий призывник получил техническую специальность в досаафовских школах и клубах, что в наши Вооруженные Силы, надежно охраняющие мирный труд советских людей, ежегодно вливается достойное пополнение. 7