ее Брось' Редакция получила много откликов на заметку «Брось сигарету!» (1975, № 5). Некоторые из них были опубликованы (1975, № 11 и 1976, № 2). Ко письма продолжают приходить, причем большинство авторов поддерживает мысль о вреде курения за рулем. Чтобы закончить разговор на эту тему, мы предоставляем слово медикам. Курение за рулем, как правило, нарушает точность вождения. Определенная опасность возникает уже в момент прикуривания, даже если пользуются не спичками, а находящейся у щитка приборов «зажигалкой». Чтобы достать ее из гнезда, точно поднести к сигарете, нужно «прицелиться». В результате какое-то время за дорожной ситуацией водитель следит вполглаза, а на руле находится одна рука. Перемещение взора кажется нам мгновенным, Но для перевода глаз с одного предмета на другой, включая фиксацию нового объекта, затрачивается до 0,8—1,0 секунды. За эту секунду авто-сигарету»мобиль, движущийся со скоростью 70 км/час, пройдет почти 20 метров. Расстояние это надо удвоить, так как перевод взгляда с дороги на сигарету и обратно потребует и вдвое больше времен и — 1,6—2,0 секунды. Если за это время на проезжей части появится препятствие, водитель окажется бессильным предотвратить несчастье. Другой вопрос. От микроклимата в автомобиле зависит работоспособность водителя. Нехватка кислорода ускоряет наступление усталости, вызывает сонливость. Известно, что табачный дым содержит 0,5—1,0% окиси углерода, составной части угарного газа. Некоторые исследования показывают, что если в малолитражном легковом автомобиле в течение часа выкурить четыре сигареты, то количество угарного газа может вызвать даже легкое отравление. Во многих странах курение при управлении автомобилем сейчас запрещено. Но дело в конце концов не в этом. Мы надеемся, что наши водители сами осознают необходимость отказаться от сига-Ремни спасают жизньРемни безопасности на автомобилях стали обязательными для водителей и пассажиров уже во многих странах. Год назад такое требование было включено ив наши Правила дорожного движения. Закон есть закон, и его надлежит исполнять. Но автомобилистов, понятно, интересует, какова эффективность этой меры, насколько оправдывает она себя в различных аварийных ситуациях. Собственный опыт в этой области у нас еще невелик. Думается, в какой-то степени этот читательский интерес могут удовлетворить результаты обширного исследования, проведенного в Чехословакии специалистами пражского института транспорта, которые мы здесь коротко излагаем. Был проведен статистический анализ более чем 40 тысяч дорожных происшествий с легковыми и грузо-пассажирскими автомобилями, случившихся за последние несколько лет. Все аварии распределили на четыре группы по сте-пени повреждений автомобилей, а пострадавших в них — на шесть категорий по тяжести травм. В экипажах машин выделяли водителя, переднего и заднего пассажиров. Сравнивали, естественно, случаи, когда все они были пристегнуты ремнями, с теми, когда участники происшествия ими не пользовались. Что же показало исследование? При авариях на небольших скоростях, когда автомобиль почти не имел повреждений, наличие или отсутствие ремней безопасности не играло заметной роли: 9 6 — 9 8 % водителей и пассажиров оставались невредимыми, а тяжелых травм или смертельных случаев не было зарегистрировано вовсе. Когда же автомобиль получал значительные повреждения, хотя его салон или кабина оставались нетронутыми, ремни безопасности проявили свою эффективность. 88,4% водителей и 81,2% пассажиров на передних сиденьях, бу-НА АОРОГАХ ВСЕГО СВЕТАВЕНГРИЯ В ближайшие годы предполагается ввести новые правила дорожного движения. А пока в действующих появипось несколько новых разделов. В частности, касающиеся буксировки неисправных автомобилей, а также движения автомобилей со специальной световой сигнализацией. По-новому опредетен порядок перевозки опасных грузов, уточнены правила движения общественного транспорта, велосипедистов, мотоциклов и конных повозок. ГДР. В стране развитию сети са. К 1985 году руется довести развернулись работы по автострад высшего класих протяженность планидо 10 тысяч километров. особенно в тумане. Вероятность столкновения возрастает при разнородном потоке автомобилей, тем более если в нем преобладают грузовики. Специалисты считают, что сокращение количества происшествий может быть достигнуто созданием специальных грузовых маги. стралей в городах. АНГЛИЯ. Результаты исследований показали, что мужчины лучше всего водят автомобиль в возрасте' от 30 до 40 лет, а женщины — от 18 до 30. БЕЛЬГИЯ. Для водителей, работающих или путешествующих ночью, выпущены специальные очки. Они изготовлены из линз «Поляроид», которые пропускают обычный свет, но поглощают интенсивные лучи фар встречных автомобилей. до 2000 года, предлагается строительство вокруг города кольцевой автомагистрали, реконструкция системы внутригородских дорог, совершенствование работы общественного транспорта.ПОЛЬША. Транзисторный регулятор с фотоэлементом, сконструированный в Гданьске наменяет яркость света автомобильных фар в зависимости от освещенности дороги и интенсивности движения встреч ных автомобилей. АНГЛИЯ. В так называемых цепных авариях сплошь и рядом участвует до 30 — 40 и даже больше машин. Анализ показал, что свыше половины из них вызывается плохой видимостью на дорогах,26США. Статистика показывает, что количество происшествий ночью в два раза больше. чем в дневное время. Главная причина их — ослепление водителей светом фар встречных автомобилей. Для борьбы с ним стали устанавливать на разделительных полосах -магистралей стальные сетчатые барьеры, полностью перекрывающие встречный свет. Барьео изготовляют из листовой стали толщиной 1,3 мм с гальваническим покрытием и придают ему вид решетки с ромбическими ячейками, ребра которых наклонены к плоскости листа под углом 22 градуса.ГОЛЛАНДИЯ. Исследование градостроительного развития Амстердама за последние десять лет показало, что рост парка индивидуальных автомобилей и увеличение интенсивности транспортных потоков все время снижали пропускную способность существующей улично-дорожной сети, и в настоящее время она уже исчерпана. В планах, рассчитанныхСША. На несколько сот такси в СанФранциско для повышения безопасности движения было установлено новое устройство, получившее название «сайберлайт». Этот микроэлектронный аппарат включает мигающий желтый световой сигнал, предупреждая водителя о необходимости повысить внимание, если едущий впереди начинает тормозить.