32
33
Испытывает «За рулем»Полтора года назад у подъезда редакции почти одновременно появились два «Запорожца» ЗАЗ—968. Одинакового, кораллового цвета, с черной обивкой салона, они были словно близнецы. Через несколько дней на крыше одного из них обосновался багажник. В дальнейшем для краткости мы будем автомобиль с багажником именовать «№ 1», а другой — «№ 2»: он занял место у подъезда на четыре дня позже. Эти автомобили не были предоставлены нам заводом. Их приобрели сотрудники редакции в московском магазине, пройдя все положенные процедуры. Приобрели не для проведения испытаний, а для самой нормальной эксплуатации. Мысль же рассказать об этих автомобилях на страницах журнала подсказали нам сами читатели, не раз в письмах упрекавшие редакцию в недостатке внимания к «запорожцам». Почему мы купили именно эти машины? Выбор марки и модели автомобиля (а сейчас уже можно говорить о выборе!) всегда чем-то обоснован. У нас основания были такими. Тот, кто приобрел автомобиль № 1, прежде пятнадцать лет отдал мотоциклу, испробовав почти все марки, имеющиеся в стране, и закончив «Юпитером—3» с коляской. Следующим должен был стать автомобиль, поскольку тяжелый мотоцикл с коляской в Москве не продается. Таким автомобилем, ближе стоящим к мотоциклам (в том числе и по цене!), стал «Запорожец». Другой владелец, мотоциклетный стаж которого исчисляется почти сорока годами, руководствовался примерно теми же соображениями. Сейчас, после года эксплуатации, когда мы, учитывая мотоциклетный опыт, полностью освоились в автомобиле, можно смело говорить о том, что выбор был сделан правильно. «Запорожец» позволил нам пройти курс «вживания» в автомобильную жизнь без излишней нервотрепки. О внешних формах говорить не будем — они привычны глазу. Так выглядят автомобили завода «Коммунар», начиная с модели «966», и отсутствие декоративной решетки впереди или появление катафотов сзади не меняет существа дела. А вот «жигулевские» шины нас обрадовали — мягкие. достаточно широкие, с хорошим рисунком, они обещали много приятного. В салоне сразу бросились в глаза ремни безопасности. Мы вздохнули с облегчением — одной заботой меньше. Понравилась внутренняя отделка: скромно, но достаточно уютно и даже комфортабельно. У заднего стекла за спинкой сиденья появилась полочка, как в «больших» автомобилях. Она, конечно, уменьшила •потенциальную емкость салона — раньше за сиденье можно было что-то положить. Обратив внимание на то, что «перчаточный ящик» не имеет крышки и теперь, по сути, является нишей, мы отнесли, было, это обстоятельство к разделу «не понравилось». Но, поразмыслив, пришли к заключению, чтоздесь есть свой смысл — меньше хлама будет скапливаться в этом ящике. Очутившись на месте водителя, за рулем, мы первым делом опробовали рычаги, педали, кнопки. Подвесные педали тормоза и сцепления, рычаги включения указателей поворота и переключения света, расположенные под рулем, понравились безоговорочно. Как, впрочем, и рычаг ручного тормоза. Все прочее было воспринято прохладнее, но все же с оптимистическим «поживем — увидим». В автомобилях прежних выпусков мы видели большой зеленый глазок на панели, в обязанность которого входила сигнализация об исправной работе отопителя. В наших автомобилях этот глазок «сощурился» — осталось отверстие около 2,5 мм, и потому зеленый свет не отвлекает. Из инструкции мы узнали, что на наших автомобилях установлены аккуму-пробовал воспользоваться опрыскивателем. Не тут-то было! Кнопка насоса, упрятанная глубоко под панель приборов, оказалась недосягаемой. Пришлось ослабить ремень, подвинуть поближе сиденье и таким манером временно решить проблему. Сейчас мы заняты тем, что переделываем эту систему. При поездках на 200—300 километров неожиданно обнаружилось, что и сидеть «как в кресле» совсем не так удобно. Все время хочется приподнять спинку, поставить ее ближе к вертикали. Но сделать это невозможно — наклон не регулируется. Выход вскоре нашелся: под «салазки» сиденья мы подложили подставки высотой около 2 см. Этого оказалось достаточно, чтобы верхний обрез спинки передвинулся вперед почти на 10 см. Сидеть стало гораздо удобнее, улучшился обзор.ляторы повышенной емкости — СТ-55, как у «Жигулей». Не поленились, открыли багажник и увидели, что эта запись подтвердилась лишь наполовину: на автомобиле № 1 так оно и было. А на № 2 стоял самый «рядовой» аккумулятор СТ-42. Правда, аккумулятор по первому же требованию был заменен (и это нам понравилось!). Еще одна новинка — карбюратор К-127 — тоже пришлась по душе. Обещания на его счет в инструкции самые оптимистичные. Забегая вперед, скажем, что они оправдались. Разобравшись в схеме переключения передач, перепробовав все варианты включения световых приборов, мы решили, что знакомство состоялось. Хотя для нынешних автолюбителей «сезон» становится понятием все более растяжимым — многие уже ездят круглогодично, — мы все-таки решили его ввести. Почему — об этом чуть позже. А пока — по порядку. Первые выезды, первые сотни километров. Нам, еще недавно балансировавшим на двух колесах, грудью встречавшим дождь и снег, поначалу все представлялось просто чудесным. «Мечта, а не езда! — думали мы. — Сидишь, как в кресле. Ветер на тебя не дует, дождь не льет. А если и дождь — включи «дворники», и они исправно очистят стекло!» И мы блаженствовали. Первое «но» обнаружилось, когда один из нас на грязной дороге в дождик, будучи, как того требуют правила движения, пристегнут ремнями, по-Период обкатки закончился у нас в разное время: у автомобиля № 1 — через месяц после приобретения, № 2 — через четыре месяца. Но, несмотря на столь разные режимы эксплуатации, оба мы остались этим временем довольны. Машины вели себя хорошо, двигатели отлично «тянули», не грелись. Средний расход бензина составлял в это время около 10 л/100 км. Коробки передач работали четко. Но к концу третьей тысячи владелец «Запорожца» № 2 стал чувствовать некоторые затруднения при переключении передач. Они быстро нарастали, и дело кончилось тем, что однажды он не доехал до редакции — коробка отказала. На станции гарантийного ремонта неисправность разгадали мгновенно: разрушился графитовый подшипник сцепления. Он был тут же заменен. К слову сказать, позже — на двенадцатой тысяче километров — был заменен подшипник иу «Запорожца» № 1. Симптомы на этот раз были не столь категоричными. Просто при выжимании сцепления стали сильно падать обороты, и, чтобы двигатель не глох на перекрестках, пришлось даже увеличить обороты холостого хода. Расход масла, как ему и положено, не оставался постоянным. Вначале он составлял около 160—180 смз (не граммов!) на 100 километров. Затем, примерно к четырем тысячам, снизился, стабилизировался у автомобиля № 2 примерно на цифре «100». Что касается машины № 1, то ее двигатель с каждой тысячей километров все больше «входил во вкус» и к тому времени, когда пробег стал измеряться пятизначными цифрами, потреблял уже около 200—220 см» на сотню километров. И, конечно, дымил. После замены поршневых колец четвертого цилиндра все встало на свои места: расход масла снизился до 80—100 смз. Мы специально обратили ваше внимание на эту единицу измерения — кубические сантиметры. Дело в том, что в инструкции (стр. 76) расход масла указан в граммах. Мы же, в эксплуатации, пользуемся только емкостями, имеем дело с кубическими сантиметрами. Это нужно иметь в виду ив расчеты вносить поправку на удельный вес масла (примерно 0,8 г/см»). Скажем, если точные замеры говорят о том, что двигатель расходует 200 смз масла на 100 километров, то будет лишь 160 граммов.ходимости постоянно думать, что там делается на заднем сиденье, не открывает ли любознательный малыш дверь. Двери-то сзади нет! Один из нас, владелец «Запорожца» № 1, это качество оценил чрезвычайно высоко, поскольку едва ли не каждый день у него начинается с того, что перед работой он завозит ребенка к бабушке. Несколько слов о подвеске автомобиля. Задняя не вызывает никаких нареканий — мягкая, она работает одинаково хорошо на любой дороге. Стоит даже просто нажать рукой на капот — и послушно проседают пружины, чтобы тут же возвратить кузов в прежнее положение. А вот передняя несравненно жестче. Тут простым нажатием ничего не проверишь. И потому «передок» стучит при наезде на мелкие неровности, даже в какой-то сантиметр-другой. На больших же неровностях подвескаДВОЕ НА ДВУХ «ЗАПОРОЖЦАХработает исправно, как и положено. Еще раз прочтя этот раздел, мы поРуль у автомобилей легкий. Управдумали: а не покажется ли кому-то из лять им приятно. Из своего опыта сонаших читателей, что мы недовольны ветуем владельцам «запорожцев»: понашими «запорожцами», что они дочаще подтягивайте гайки, крепящие ставили нам много огорчений? Нам, по рулевой механизм к кузову. Время от крайней мере, очень не хочется, чтобы времени они ослабевают, и тогда появкто-то так подумал. Были какие-то доляются неприятные стуки, увеличивасадные шероховатости? Да, были. Мы ется свободный ход руля. сочли своим долгом о них рассказать. К электрооборудованию у нас не быНо это ни в коей мере не испортило нало претензий. Мощный генератор вполшего общего впечатления. не обеспечивал подзарядку аккумуляИз чего оно складывалось? тора. Реле исправно делало свое дело. Первое, что оценивает любой владеВыкипания электролита не наблюдалец автомобиля, — это легкость пуска лось. двигателя. Наши «запорожцы» не подО работе двигателя мы уже говориводили ни разу. Наверное, тут сказали. Здесь же отметим еще одно немалось то, что в картеры двигателей было ловажное обстоятельство. Для его пизалито «жигулевское» масло (М-12Г или тания нужен бензин А-76. М8Г, в зависимости от сезона). ВероятИ наконец, еще одно качество «запоно, сказал свое слово новый карбюрарожцев», которое нам очень понравитор. Возможно, отразилось и появление лось, — проходимость. Будучи знакоболее мощного аккумулятора. Как бы мы с теорией, мы понимали, что этот там ни было, но мотор уверенно пусавтомобиль на плохой дороге должен кался как при 28° жары, так и при мичувствовать себя вполне уверенно: заднус 18° (в более холодную погоду мы нее расположение двигателя и практине ездили). При этом мы с самого начески гладкое днище кузова — хорочала выработали в себе привычку пусшие предпосылки к тому. Но когда, кать двигатель при выключенном сцепкак говорится, дошло до дела, тем не лении, и зимой такой способ помогал. • Глядя на этот маленький автомобильменее были приятно удивлены. Автомобиль лез по любой грязи и исправно чик, всегда как-то не верилось, что в вытягивал на мокрые глинистые подънем могут разместиться четыре челоемы, где даже ноги разъезжались. Тогвека. Убедились: размещаются, и не да-то мы и поняли, чем эти машины без удобств. Что касается пассажира на милы сердцу охотника, рыболова и переднем сиденье, то он даже может грибника. вытянуть ноги полностью. А лучше всего в «Запорожце», конечно, детям. Вначале мы вскользь заметили, что, Это, пожалуй, единственный наш автодескать, чуть позже объясним, почему мобиль, избавляющий водителя от необупотребили слово «сезон». Сейчас дляэтого — самое время. Мы исправно отъездили лето. Началась осень. С ней пришли холода. И однажды наступил день, когда мы почувствовали: нужно включать отопитель. Нет, не подумайте, что он не включился или сам выключался (такое, как мы узнали из бесед на «гарантийке», случается довольно часто). Он работал совершенно исправно. Но шумел он намного сильнее двигателя. У нас терпения хватало на двадцать минут. А потом — пусть в холоде, только бы потише. И чем дальше дело шло к зиме, тем проблема становилась острее. И наконец пришлось решить: сезон надо кончать. Не потому, что скользко (с этим мы освоились быстро); не потому, что возникли трудности с пуском мотора (он начинал работать со второй-третьей попытки); не потому, что надоело сливать и заливать воду (у «Запорожца» нет такой необходимости). Сезон пришлось кончать, как это ни обидно, потому что его продлению мешал отопитель. У прежних моделей он был расположен в моторном отсеке, и здесь были свои недостатки. Теперь же его шум угнетает и мешает слушать двигатель. Но ведь слушать надо! А когда отопитель выключен, холодный воздух на ходу задувает в него и, несмотря на закрытые воздушные заслонки, проникает в кузов. По сравнению с неудобством, которое доставляет отопитель, все остальное — мелочи. Но упомянуть о них надо. Так, нам не понравилось, что имеющиеся на панели три кнопки (или ручки?) одинакового цвета и одной формы, но одну из них — включения отопителя — нужно поворачивать, рядом расположенную вытягивать на себя и поворачивать, а левую — только вытягивать. Вряд ли это чем-то оправдано. О расположении кнопки насоса опрыскивателя мы уже говорили. Добавим только, что это очень неудобно: кнопка насоса под левой рукой, и до нее нужно тянуться, а ручка (или кнопка!) стеклоочистителя — под правой. Чем же держать руль в плохую погоду? И еще нам очень не понравилось, что на всех «запорожцах», с владельцами которых довелось беседовать, стоят одинаковые дверные замки (ключ № 133). Хочешь — не хочешь, но вспомнишь прекрасный фильм «Ирония судьбы...». У одного из нас по собственной вине испортился замок. Он пошел в магазин и купил там точно такой же (вместе с ручкой, отдельно не продается), с тем же ключом № 133. Не знаем, может быть, заводу так и удобнее. Но владельцам от такой рационализации по ночам не спится. К тому же наличие таких «универсальных» ключей сводит на нет надежность довольно удачных запоров багажника и моторного отсека. Вместо эпилога. Этого раздела могло и не быть. Ничего нового в нем не скажешь. Но мы хотим повторить: автомобили нам, в общем, понравились. Мы освоились, привыкли к ним. Знаем «маленькие капризы» того и другого. Нас устраивает их послушность, динамика, приспособленность к разным дорогам. Сейчас на спидометре «Запорожца» № 1—17 тысяч километров, № 2 — 6 тысяч. Надеемся, что впереди — еще много радостных дорог. Б. ДЕМЧЕНКО, Д. АБЕЗЬЯНИН