лей» требуют всего двух типоразмеров (номинальных) поршней с кольцами, двух — коленчатых валов, двух — заготовок блоков цилиндров и головок; вкладыши и шатуны одинаковы для всех четырех двигателей. В процессе постоянного усовершенствования автомобилей проводится большая работа по унификации изделий на запорожском автозаводе «Коммунар». Она касается и технологии производства, например металлопокрытий, проката, оснастки и инструмента. Особенно важно при этом, что любая модернизация, скаж ем , в двигателе, распространяется на все модели. До сих пор речь шла о внутризаводской унификации. Сейчас автомобильное производство у нас достигло уже того уровня, когда можно и нужно говорить об унификации межзаводской, внутриотраслевой и даже межотраслевой. Опыт советского и зарубежного автомобилестроения подтверждает, что с увеличением выпуска машин производство все больше дифференцируется, сокращается номенклатура изделий, закрепленных за тем или иным заводом, углубляется специализация предприятий на строго определенной продукции. Специализируется не только само производство, но и его продукция. Давно ли мы познакомились с терминами «северный вариант», «тропический вариант». А сегодня выпуск таких автомобилей — > актуальная задача. Они нужны для нашей страны с ее многообразными климатическими условиями, с огромными масштабами развития хозяйства северных районов; о них приходится думать ив связи с расширяющимся экспортом, с тем, что советские машины занимают все более прочное место в экономике зарубежных стран. Так вот, межзаводская унификация в изготовлении северных материалов, деталей и частей поможет быстрее осваивать специальные модификации автомобилей, поставить их выпуск и эксплуатацию на прочную основу. М ы привели пример, касающийся лишь одного, хотя и очень важного направления этой работы. Есть и другие направления. Сделаны шаги по использованию в рамках отрасли ряда узлов и деталей «жигулей»: сидений, поршней и поршневых колец, деталей тормозной системы. Немало деталей ВАЗа использовано на «запорожцах». Автомобилисты с нетерпением ожидают появления на «москвичах» отлично зарекомендовавшего себя «жигулевского» карбюратора. Некоторые специалисты предлагают унифицировать, например, двигатель в более широком плане, сделав его общим для «жигулей» и «москвичей», учитывая близкие параметры моторов, выпускаемых сегодня для этих марок. Дальнейшей унификации ждут и эксплуатационники — работники автопредприятий и СТО, имеющих дело с техническим обслуживанием самого порой разнообразного парка. Для них высокая степень унификации деталей, агрегатов и узлов одного наименования и назначения, независимо от типа и заводов-изготовителей, означает резкое повышение эффективности и качества труда. А. НЕВЕЛЕВ, профессор, заместитель начальника отдела автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения Госплана РСФСР 1 *faf-':^Техника /пятилетки шшшшяшшшшшшшТрубовозыМашины, которые показаны здесь, уже трудятся сегодня на переднем крае больших строек: на тюменских газовых месторождениях и нефтепромыслах, в районе строительства Байкало-Амурской магистрали. Везут они трубы, панели, буровое оборудование — крупногабаритные и нестандартные грузы. Везут по «нестандартным» дорогам, а точнее по бездорожью, по заболоченным, лесным местам. В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 19761980 годы» есть строки, определяющие роль подобных машин в десятой пятилетке. Это строки об организации производства специальной строительной техники, обеспечивающей повышение темпов и качества сооружения магистральных нефтегазопроводов, о создании новых конструкций мощных автотягачей. Им предстоит трудиться в Западной Сибири — главной базе страны по добыче нефти и газа, на строительстве новых нефтехимических комплексов, на сооружении мощных трубопроводов для транспортировки нефти и газа, в частности в районе оренбургского газоконденсатного месторождения — отправного пункта газопровода к западной границе СССР, который будет монтироваться с участием стран — членов СЭВ. Один из самых главных грузов на всех этих стройках — трубы. И самый неудобный. Какие же автомобили наиболее успешно справляются с перевозкой труб в трудных для эксплуатации условиях? Полноприводные четырехосные тягачи. Они должны обладать высокой проходимостью, большими мощностью и грузоподъемностью. Для решения этой трудной технической задачи много делают минские, миасские, курганские автомобилестроители. В 1974 году минчане показали на ВДНХ новое семейство вездеходов-великанов. Среди них был и серийный образец бортового грузовика МАЗ—7310 (прежнее обозначениеПлетевоз ПВ —361 на базе машины МАЗ —73101 во время испытаний. МАЗ—543П) — четырехосная полноприводная машина, успешно работающая в условиях бездорожья и на естественных грунтовых дорогах. Ведущие мосты оригинальной конструкции, независимая подвеска всех колес, гидромеханическая трансмиссия, система централизованного регулирования давления воздуха в шинах, 385-миллиметровый дорожный просвет — таковы основные особенности его технической характеристики. Такие же достоинства у минского тягача МАЗ—7910. Он может перевозить трубы различного диаметра длиной до 12 метров. Грузоподъемность шасси — 18 тонн. В снаряженном состоянии автомобиль весит 24,3 тонны, дорожный просвет — 380 мм . На машине установлено специальное оборудование для вязки и фиксации труб при перевозке и для предохранения от повреждения во время торможения. В начале года на подмосковном научно-исследовательском полигоне специального конструкторского бюро «Газстроймашина» проходили испытания новые плетевозы: ПВ—361, созданный на базе шасси тягача МАЗ—73101, и ПВ—93 на базе автомобиля «Урал—375Д». Они предназначены для транспортировки тяжелых труб большого диаметра в связках. Минская модель отличается повышенной грузоподъемностью — она способна перевозить 36 тонн труб диаметром 1420 мм , тогда как пределом для прежних моделей было 30 тонн. Уральская машина ПВ—93 оборудована приспособлением для перевозки изолированных труб диаметром 1020 мм . На ней впервые применена тормозная система для прицепа-роспуска. На самых различных стройках страны — от Севера до Средней Азии известны и большегрузные тягачи курганского завода колесных тягачей имени Карбышева. Сейчас там ведутся работы над опытно-промышленной партией нового многоосного тягача с грузо-пассажирской платформой. Н. СЕМИНАМинский трубовоз МАЗ —7910 с грузом и без него. 3