34
35
Иллюстрации к этой статье смотри такте на центральном развороте вкладкиСколько круглых дат из жизни автомобиля приходится на нынешний год ! Только что мы отметили 60-летие ЗИЛа, 80-летие со дня публичной демонстрации первенца русского автомобилестроения. А тут еще 100-летие со дня постройки Н. Отто четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, и 90-летие первого выезда автомобиля К. Бенца (в июле 1886 года), и изготовления Г. Даймлером 80 лет назад первого в мире грузовика. За 90 лет «автомобильной эры» можно насчитать около восьми тысяч фирм, серийно выпускавших легковые машины, автобусы, грузовики. Поначалу фирменные знаки на безлошадных экипажах имели вид бронзовой или латунной пластины, приклепанной к видному месту рамы. Так поступали тогда со станками, вагонами, паровыми и прочими машинами. В ранние годы существования автомобиля его приверженцы мирились с малоразборчивой и длинной надписью на латунной дощечке: «Даймлер Моторен Гезельшафт». В начале XX столетия многовековая привычка потребовала, чтобы машина имела собственную марку, а на видном месте (им, конечно, является радиатор) красовался символизирующий ее знак, эмблема, если хотите, герб. Со временем установилась своеобразная автомобильная геральдика. И хотя у нее нет обязательных устоев, какие были приняты при формировании гербов дворянских родов, расшифровка эмблем автомобильных заводов позволяет уз ­ нать немало интересного. Возьмем хорошо известный заводской знак «Мерседес-Бенц». О н появился в 1926 году после слияния двух немецких фирм, названных по имени основавших их изобретателей, Г. Даймлера и К. Бенца. Но причем тут «Мерседес»? А притом, что с 1901 года так назывались все машины завода Даймлера. С 1909 года они несут на радиаторах трехконечную звезду. О том, как из двух эмблем образовалась третья («Мерседес-Бенц»), нетрудно догадаться, рассматривая ри ­ сунки на цветной вкладке. Кстати, первой на вкладке изображена эмблема завода Яковлева. Ей были отмечены двигатели внутреннего сгорания, которые талантливый изобретатель строил с 1891 года, и первый русский автомобиль, показанный 80 лет назад на промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. Автомобилистам хорошо знакомы заводские знаки устоявшиеся, практически неизменные (они представлены третьей строкой на левой половине вкладки). Насчет находящегося среди 34них «Роллс-Ройса» уточним: когда в 1931 году умер Г. Ройс, второй из основателей фирмы, в название которой входило его имя, красный цвет букв на эмблеме сменил траурный, черный. Но неизменных эмблем все-таки мало. Чаще бывает так: растет предприятие, поднимается его престиж, меняется название, а с ним и эмблема. Очень наглядно это можно видеть на примере завода, выпускающего «москвичи». Посмотрите снова на вкладку. Сначала, в 1940—1941 гг. завод имени КИМ в скромных масштабах делал малолитражки. После войны он пережил второе рождение и получил иное название — ЗМА. Другой стала и эмблема, которая в 1956 году трансформировалась в настоящий герб. Это и неудивительно: «москвичи» стали быстро получать международное признание. А последняя эмблема соответствует уже новому названию завода — АЗЛК. Так по эмблемам прослеживается биография предприятия. Или возьмем завод АВЭ, чья марка представлена во втором ряду на этих страницах. Его биография начинается еще в XIX веке. Он сначала строил машины «Вартбург», потом сменил название на «Дикси». В начале 30-х годов стал филиалом БМВ, приняв его эмблему, затем, у же после второй мировой войны в демократической Герма'нии получил новое имя, ЭМВ (помните машины ЭМВ-340 50-х годов). А сегодня его автомобили снова называются «Вартбург» — по имени горы, у подножья которой расположен город Эйзенах (видна на эмблеме) и сам завод. Но ветеранов становится все меньше и меньше. Встают новые, современные заводы. У них нет ветвистых биографий. Скромны и лаконичны их знаки (первая строка рисунков на этих страницах). О д ­ нако их продукция уже хорошо знакома автомобилистам многих стран... М ожно встретить и машины, эмблемы которых до недавнего времени мало кто знал. Прежде всего, это автомобили японских марок (тот же первый ряд). За последние полтора десятилетия их выпуск вырос во много раз. Эмблемы, эмблемы... Белые буквы «Форд» на синем овале. Эту кокарду в 20-е и 30-е годы знал весь мир. И когда в 1932-м горьковский автомобильный завод начал делать машины по типу фордовских моделей, то и форма и шрифт эмблемы на их радиаторе недвусмысленно говорили о происхождении. Но минуло время, на ГАЗе сформировалась своя конструкторская школа, завод стал создавать собственные модели, которые, в свою очередь, начали выпускать в других странах (ПНР, КНДР). Иным стал и заводской знак. В него вошли элементы, символизирующие старые традиции новгородских умельцев — зубчатая стена Кремля и олень с герба Нижнего Новгорода. Между прочим, животный мир довольно широко представлен на автомобильных эмблемах. Конечно, в иных чувствуется влияние древней геральдики: у«Праги» и «Воксхолла» — мифические лев и грифон. А посмотрите на вкладку — какая разнообразная фауна представлена на «гербах». Зубр или бык должны олицетворять мощь, силу машин данной марки. Это понятно. А что скрывается за эмблемой завода «Испано-сюиза» (сегодня он называется «Пегасо» и строит тяжелые грузовики), который снискал известность аристократическими машинами высшего класса. Основал эту фирму в Испании (во Франции был лишь ее филиал) швейцарский инженер Марк Биркит. Красное поле с белым крестом соответствует флагу его родины, красно-желто-красные полосы взяты с испанского флага. А само название? «Испано» переводится как «испанской, а «сюиза» — как «швейцарская». Впрочем, в начале XX века такие составные названия заводов не были редкостью. Возьмите хотя бы Русско-Балтийский (вагонный) завод, который начал в 1909 г. выпускать автомобили. И уж , к слову, не он один от вагонов перешел к автомобилям. Вспомним хотя бы «Татру». Но в ее эмблеме прошлое не раскрыто. Зато скрещенные пушки, бомба с пылающим фитилем и солдатский ре ­ мень «Гочкисса» красноречиво говорят, что завод начинал биографию с производства оружия. А взгляните на герб «Штейра» — мишень для стрельбы из винтовки. Да, это тоже оружейный завод, строивший автомобили, как «Крупп», «Наган», «Маузер». Тот факт, что «Бюик» некогда делал санитарно-техническое оборудование, в эмблеме не отражен, — видимо, не украсили бы его такие предметы. Зато СААБу, «Чепелю», «Авиа», БМВ есть что показать — у них авиационное прошлое, выраженное в силуэте самолета, стилизованной летящей звезде, крыльях птицы. А герб БМВ — сверкающий нимб пропеллера, сквозь который просвечивает небо. Взгляните на вкладку — не так ли? Да, прошлое по-разному дает о себе знать в эмблемах. Вот «Ситроен» (вторая строка рисунков на этой странице), который некогда изготовлял шестерни с шевронным зубом, — его филиал «Шестерня Цитроэн» в Лефортове еще помнят старые москвичи — два шеврона на заводском знаке подтверждают, что так и было. В трудный час завод «Берлие» продал лицензию на производство автомобилей американской паровозной фирме «Алко», Вырученные деньги вдохнули новую жизнь во французскую компанию, и... на эмблеме ее появился паровоз (вторая строка). А вот фирма «Остеррайхише Аутомобиль Фабрик» ( О АФ ) в 30-е годы была всего-навсего «АвстроФиатом». Две буквы «А. Ф.» остались как напоминание о былой зависимости (та же вторая строка). О АФв 50-х годах поставляла в СССР седельные тягачи и автобусы. Сейчас на наших дорогах мож ­ но встретить немало машин известнейших мировых марок: расширяются международные связи — торговые, РАССКАЗЫВАЮТкультурные, туристские, спортивные. М ы привели здесь втретьемрядуизображе ­ ния некоторых эмблем этих автомобилей: «икарусов», «рено», ФИАТов, «фордов». О «фордах» стоит сказать особо, потому что в Англии, ФРГ, Ф ранции филиалы этой фирмы строили машины собственной конструкции, сильно различавшиеся между собой исамериканскимиобразцами . Соответственно такой политике каждый филиал имел свою эмблему. В конкурентнойборьбес извечным соперником «Дженерал Моторс», котор омув Европе принадлежат гигантские заводы «Опель» и «Воксхолл» (четвертая строка), « Ф орд » в 60-е годы начал рационализировать производство. М но ­ гие модели филиалов в Англии и ФРГ были унифицированы между собой; в самих США фордовские предприятия начали строить так называемые компактные автомобили европейского типа. Словом, все заводы концерна сомкнули ряды передлицом « Д женералМоторс » , отрешились от прежнихэмблем и, как солдаты, нацепили одинаковую « к окар ­ ду» 30-х годов — синий овал с белыми буквами. А «Дженерал Моторс» (четвертая строка), Самая могущественная вмире автомобильная корпорация , которая вСША строит машины пяти марок (правый крайний вертикальный столбец на вкладке), сейчас озабочена не только наступлением со стороны американско ­ го конкурента. В США , Австралии, Азии ее теснят японские фирмы. А за ними наступают такие концерны, как «Лейланд», который выпускает машины ма ­ р ок «Дэймлер», МГ, «Мини», «Моррис», «Остин», «Ровер», «Триумф», «Ягуар» (все они отмечены знаком «лейланда» — см. четвертую строку). И конечно, тут как тут оказывается «Крайслер», третий член «большой американской тройки». Э мблему этой корпорацииможно увидеть не только на американских «доджах», «плимутах», «крайслерах» и «империалах», но и на французских СИМКА , английских «санбимах», «хиллманах», «хамберах». О братимся снова к вкладке. П еред нами эмблемы «Альфа-ромео», «Бугатти», «Мерседес-Бенц», «Порше», « Ф ер рари» — м арки , известные по мировым чемпионатам. Всех не перечислишь, т ем более что многие из них уже не существуют. Вместе с «Бугатти» стали достоян ием истории « П аккард » и другие фирмы (см. левую нижнюю строку вкладки), а также «Хорьх» и «Вандерер». З адержимся на двух последних. В начале 30-х годов эти заводы наряду с «Ауди» и ДКВ образовали объединение «Ауто-Унион» (четвертая строка на этихН 90-лети ю автомобилястраницах). Его эмблема — четыре сплетенных кольца — стояла на радиаторах у автомобилей всех четырех заводов. После войны объединение умерло . З а ­ вод «Вандерер» был почти полностью разрушен . «Хорьх» и «Ауди», располож енныев г. Ц виккау (ГДР), слились в одно предприятие «Заксенринг» (вторая строка), к оторое сегодня выпускает малолитражки «Трабант». А один из бывших заводов объединения, находившийся в западной части Германии, о жилв 50-е годы и строил автомобили под маркамиДКВ и... «Ауто-Унион» (и в автомобильном мире бывает реанимация). Когда в 60-х годах сбыт первых шел особенно плохо, на сцену вышла новая модель, у же не с двухтактным, а с четырехтактным двигателем, и нарекли ее... «Ауди». С егодня машины этой марки , как, впрочем,! и НСУ, выпускаются на заводах, п ринадлежащихконцерну «Фольксваген» (четвертая строка). И з почти восьми тысяч известных ма ­ рок автомобилей свыше четырех тысяч приходится на легковые машины. В настоящее время около двух сотен фирм строят легковые и спортивные модели . Автомобилисты наметанным глазом по эмблемам, характерным элементам оформления, надписям почти мгновенно определяют марку. Л. ШУГУРОВDATSUNМ арки , лишь недавно получившие мировую известность. Слева направо: ВАЗ (СССР), «Датсун» (Япония), ЗАЗ (СССР), ИФА (ГДР), «ЛИАЗ-Шкода» (ЧССР), «Мазда» (Япония), «Тойота» (Япония).^Фирмы с необычной биографией. Слева направо: АВЭ (ГДР), «Берлие» (Франция), ОАФ (Австрия), «Пегасо» (Испания), СААБ (Швеция), «Заксенринг» (ГДР), «Ситроен» (Франция), «Татра» (ЧССР), «Штейр» (Австрия).(VOLVOv-..yЗаводы, чьи автомобили можно встретить на дорогах нашей страны. Слева направо: «Волво» (Швеция), «Икарус» (ВНР), «Магирус» (ФРГ), «Прага» (ЧССР£, «Рено» (Франция), Ф ИАТ (Италия), «Црвена Застава» (СФРЮ).АидаооооАвтомобильные концерны и их «вассалы». Слева направо: «Дуди» (ФРГ), «Ауто-Унион» (Германия), «Воксхолл» (Англия), «Дженерал Моторс» (США), «Крайслера (США), «Лейланд» (Англия), «Опель» (ФРГ), «Ровер» (Англия), «Фольксваген» (ФРГ).35