Более 'двух десятилетий участвую в [ногодневных мотосоревнованиях, когдао гонщиком, затем тренером, а в последние годы доводится бывать и главным удьей. И всегда, как только приезжаю район их проведения, меня охватывает акое чувство, будто после долгой разуки возвратился домой; Его я испытал i на очередном чемпионате, который сотоялся вблизи небольшого закарпатскоо городка Свалява, в гористой, сказочно :расивой местности. Трассу удачно вырал заботливый организатор соревнований закарпатский обком ДОСААФ. Сто шестьдесят один мотоцикл был [оставлен в закрытый парк. Это намного юльше. чем в минувшие два-три года, [о далеко уступает числу участников :ервых лет мотоциклетного многоборья i нашей стране. Тогда на старт выходию до трехсот спортсменов, проводились :е теперешние трехдневки, а пятидневки i шестидневки. Прошли соревнования в острой борьie. доставили, к ак обычно, немало вол[ений и участникам, и тренерам, и предтавителям команд, были, разумеется, [еожиданности, без которых вряд ли фоходит хоть один чемпионат. К ним вносятся неудачи, постигшие команды 'оссийской Федерации. Украины и неко•орые другие, выступившие ниже своих юзможностей. Значительно обновился юстав победителей. Из числа известных «ногодневщиков на высшую ступень 1ьедестала почета поднялось только 3 (вое — в седьмой раз в классе 350 см юлучил золотую медаль Эдвардас3 Рамоiac из Литвы, а в классе 125 см такой ке награды в третий раз удостоен москвич Александр Ярыгин. Но мне хотелось бы поделиться не столько впечатлениями о прошедшем 1емпионате. сколько мыслями о перспек•ивах многодневки, ее сегодняшнем итвтрашнем дне. Мотомногоборье интересно прежде всего тем, что здесь, по«алуй, к ак ни в каких других соревнованиях, проверяется не только мастерстзо спортсмена, но и надежность техники, /мение готовить ее к нелегким испыта•шям. За три дня спортсмену предстояло тройти по пересеченной местности в об-Движение вспять, или многодневка сегоднящей сложности около девятисот километров, причем не просто пройти, но и прибыть на контрольные пункты в строго установленное время, а кроме того, участвовать в ряде дополнительных состязаний — кроссах, ускорении, стрельбе, гранатометании. Последние два являются чисто военно-прикладными и проводятся в ходе гонки. Специфика многодневки предъявляв^ участнику немало жестких требований, воспитывающих в нем высокие волевые качества, четкость, собранность. И все же, несмотря на очевидность многих положительных сторон многоборья, ему, к сожалению, не уделяется былого внимания. На основании чего такой вывод? Наши спортсмены небезуспешно выступали в международных шестидневных соревнованиях ФИМ, правда, командных призовых мест было не так уж много, но за личные результаты привозили немало медалей разных достоинств. Вот уже несколько лет мы не участвуем в них. То же можно сказать ио чемпионате Европы по двухдневке (так называемому триалу). Этим, видно, в большой мере объясняется ослабление интереса к многодневке со стороны мотоциклетных заводов, которые, казалось бы, призваны играть в ней большую роль: где, как не на столь сложных состязаниях, можно проверить качество своей продукции, определить, какие усовершенствования желательно сделать в мотоцикле, и т. д. В чемпионате, о котором идет речь, выступали только гонщики ижевского завода, ни представителей, ни участников из Коврова и Минска не было. Ижевский завод, подготовивший в свое время неплохой мотоцикл для многодневки (сейчас он не выпускается), был представлен пятнадцатью машинами новой модели ИЖ—15, используемой в кроссе. По отзывам тренеров и гонщиков, этот мотоцикл при дальнейшей работе над ним может быть подготовлен для многодневных соревнований. Наличие полноценных многодневных машин, как мне представляется, проблема номер один, решение которой призваны найти заинтересованные организации. Ведь предполагается розыгрыш Кубка дружбы социалистических стран по многодневке с участием наших гонщиков, которое, видимо, можно рассматривать, как первый шаг на пути нашего возвращения к чемпионату Европы и шестидневке ФИМ. Об ослаблении внимания к многодневке говорит и отсутствие в ЦАМКе постоянного старшего тренера по мотомногоборью. А что получается, когда этим занимается то один, то другой, как бы в порядке дополнительной нагрузки, вряд ли надо говорить. В последние годы у нас проводится трехдневка. Достаточно ли времени, которое она предоставляет, для всестороннего испытания спортивного мастерства, качества и подготовки техники, наконец, для определения кандидатов в сборную страны? На основании личных наблюдений, а также мнения опытных тренеров, гонщиков, с которыми довелось беседовать, могу сказать: нет. Для участия в чемпионате СССР требуется серьезная, длительная тренировка гонщика, но разве можно получить ее на одном практически соревновании — республиканском (сборы бывают далеко не везде). Ведь не секрет, что республиканские встречи не всегда проводятся на требуемом уровне, нередко они преследуют лишь цель получить право участия в первенстве страны, и не более. В результате среди участников немало таких, кто очень слабо подготовлен во всех отношениях. Этим во многом объясняются многочисленные сходы. На последнем чемпионате по разным причинам половина участников не закончила соревнования, а в иные годы еще больше. Многие тренеры и опытные гонщики считают целесообразным проводить первенство страны не трехдневным, а так, как организуется чемпионат Европы. Скажем, четыре двухдневки с зачетом по трем лучшим. При этом две из них весной, с небольшим перерывом, на близко расположенных трассах, а две — через полтора-два месяца где-нибудь в совершенно другом районе. Это будет способствовать и подготовке гонщиков и популяризации многодневки в разных республиках. Но вернемся к нынешнему чемпионату. Во второй день парк сошедших машин выглядел уже внушительнее основного. Среди находившихся в нем мотоциклов 3 большая часть 43-125 см . У мужчин из 29 закончили дистанцию только 9. И вряд ли стоит этому удивляться. 4 3 — машина кроссовая, для многодневки не подходит. А конструктивные изменения, вносимые гонщиками для многоборья, не улучшают дела. Оправдано ли выступление на этих мотоциклах в многодневке, по-хозяйски ли это? Конечно, нет. А вот как быть дальше? Легче всего, разумеется, все решить просто — исключить этот класс из чемпионата страны. Но на такой путь, думается, становиться нельзя. Хотелось бы, чтобы на этот вопрос последовал ответ Федерации мотоспорта СССР. Среди тех, кто вскоре после начала соревнований или в ходе их оказался в числе зрителей, было немало сошедших не по техническим причинам. Здесь и опоздавшие больше чем на час, и не отметившиеся на контрольном пункте и т. д. Некоторым не дали закончить гонку по иным мотивам: одному за то, что при трудном подъеме ему была оказана посторонняя помощь, другой нарушил порядок отметки. Вроде, все нормально-. Так диктуют правила шестидневки ФИМ. Однако следует, очевидно, подумать, надо ли нам целиком применять эти правила на внутрисоюзных соревнованиях, где участвуют и юноши. Едут они за тысячи километров на соревнования, везут с собой мотоциклы, а потом в результате оплошности в спортивной борьбе не участвуют. Каждую такую оплошность, разумеется, надо пенализовать. Пусть 30—50 штрафными очками, но не снятием с соревнований. Эти очки будут чувствительны и для спортсмена и для команды и сыграют свою роль. Конечно, речь идет не о таких нарушениях, как опоздание свыше часа на пункт контроля времени, непрохождение КП, и других серьезных отступлениях от правил. Короче, Федерации мотоспорта стоит, на мой взгляд, внести коррективы в правила проведения многодневки. Это принесет только пользу. Наша страна занимает одно из ведущих мест в мире по производству мотоциклов. Так не нам ли задавать тон в мотоциклетных соревнованиях, и прежде всего в многодневках, имеющих большое значение не только для спорта как такового, но и для создания хороших дорожных машин. Л.БРАТКОВСКИН, судья всесоюзной категории г. Киев Результаты соревнований Личный зачет. Юноши, 125 — 175 см 3 : 1. С. Бондарчук (Украинская ССР); 2. А. Кукушкин (Белорусская ССР); 3. С. Иванков (Москва). Мужчины. 125 см 3 : 1. А. Ярыгин (Москва); 2. А. Лагутенко (Белорусская ССР): 3. А. Чернов (РСФСР). Мужчины. 175 см 3 : 1. М. Карев (Узбекская ССР); 2. С. Уржумцев (Украинская ССР); 3. В. Тюрин (РСФСР). 250 см 3 : 1. А. Акимов (РСФСР); 2. В. Черников (Украинская ССР); 3. А. Озоле (Латвийская ССР). 350 см 3 : 1. Э. Рамонас (Литовская ССР); 2. В. Сидоренко (Украинская ССР); 3. Г. Панков (Москва). Командный зачет: 1. Москва: 2. Белорусская ССР; 3. Казахская ССР.За седьмой золотой медалью — мастер спорта Э. Рамонас. Фото А. Бруннмайера34