ТОВАРИЩАХ СОГЛАСЬЯ НЕТмчатся, не снижая скорости. Даже на регулируемом перекрестке идущего на зеленый свет пешехода останавливает и теснит поворачивающий направо автомобиль. Вот и получается, что пешеходу все равно, где переходить улицу, ибо и на обозначенном переходе он не чувствует себя в безопасности. Это обстоятельство да укоренившаяся привычка делать «как всегда» и создают постоянные предпосылки к дорожно-транспортным происшествиям. Теперь посмотрим на дело с точки зрения другой заинтересованной стороны. Сядем за руль автомобиля и попробуем ехать строго по правилам, скажем, по Таганской площади в Москве. На переходе у станции метро цоток пешеходов, особенно в часы пик, не иссякает. Если попытаться пропустить всех, как говорится в Правилах, «вступивших на переход», то через несколько минут площадь будет забита транспортом, и движение по ней прекратится. Но вам не дадут это сделать. Взвоют клаксоны всех систем, поползут, объезжая вас слева и справа, другие автомобили, и в конце концов эта волна вытолкнет вас на пешеходов и понесет вперед, руководствуясь уже не Правилами, а обстановкой. Увы, так по обстановке ездят очень многие водители. И не только в этой, но ив других ситуациях. Такой езде способствует подчас, как мы видели, и неудачное использование средств организации движения. Органы Госавтоинспекции за последние годы проделали огромную работу, приобрели вполне заслуженный авторитет. Вместе с тем порой ГАИ еще очень медленно реагирует на нарастание транспортного потока. Скажем, в течение последних лет длинные очереди машин выстраивались на Краснохолмском мосту для правого поворота к Таганской площади. Движение в два ряда в этом направлении не разрешалось. Как выяснилось, зря. Но прошло немало времени, пока отвели для такого маневра вторую полосу. Заторы прекратились. А сколько машин за это время простояло в очереди, сколько грузов хотя и не намного, но было здесь задержано, сколько напряжения, наконец, создают самой автоинспекции такие искусственные пробки. Думается, если подсчитать убытки от таких ситуаций, хотя бы по одному городу, то сумма получится заслуживающая внимания. А сколько еще дорожных знаков вопреки ГОСТу установлено не на правой, а на левой стороне улиц или замаскировано в листве деревьев. Водители нервничают, отыскивая их, а это не на пользу безопасности движения. И таких Примеров, увы, немало. Причем вопрос часто не требует сложных технических решений, он требует внимания и своевременного вмешательства в события. В этом свете надо, вероятно, еще раз посмотреть, целесообразно ли размещены у нас пешеходные переходы и остановки общественного транспорта, расставлены дорожные знаки, поискать новые возможности для ликвидации узких в прямом и переносном смысле мест. Быстрее преодолевать барьер представлений прошлых лет — насущное требование современных темпов автомобилизации. г. Москва И. ВЛАДИМИРОВВ теории и на практикеНевольно вспоминается интермедия Аркадия Райкина, в которой молодому специалисту, только что получившему диплом инженера, на заводе советуют забыть все, чему его учили в институте, и начинать постигать, как это делается на практике. Казалось бы, меньше всего подобная рекомендация подходит для выпускников автошкол и курсов водителей, особенно применительно к Прави. лам дорожного движения: ведь Правила едины как для участников движения, так и для его организаторов, и в теории, и на практике. И все же в Астрахани вчерашний курсант, досконально выучивший Правила, порой приходит в немалое изумление от того, как они здесь применяются в жизни. Экзаменуемый твердо знает, что знаки 1.6 «Пересечение с главной дорогой» и 2.15 «Проезд без остановки запрещен» ставятся непосредственно перед пересечением, а знаки 1.5, предупреждающие о пересечении со второстепенной дорогой или о ее примыкании к главной, в городах положено устанавливать за 50100 метров от пересечения. На деле же эти расстояния зачастую не соблюдаются. Иногда на одном столбе висят знаки 1.5 и запрещающий повороты 2.16, тогда как место им на разных расстояниях. В одном месте знак 3.1, предписывающий обязательное направление движения, установлен за 70 метров до перекрестка. а знак 1.3, предупреждающий о пересечении с трамвайной линией, — непосредственно перед рельсами. Курсант усвоил, что только четыре знака — 2.1, 2.2, 2.3 и 2.22 не обязательны для маршрутных машин общего пользования, однако организаторы движения успевают забыть это непреложное правило и ставят на пути общественного транспорта знаки, запрещающие повороты и предписывающие обязательные направления движения, никак не совпадающие с установленным маршрутом. Преподаватели объяснили будущему водителю, что знак 2.1 «Въезд запрещен» не разрешает лишь движение в данном направлении, что к объекту, расположенному за этим знаком, можно подъехать с противоположной стороны. Молодой водитель так и делает, но и там натыкается на такой же запрещающий знак. Более категоричен знак 2.2он запрещает вообще движение по данному участку дороги, но в Астрахани, например, его иногда ставят лишь с одной стороны, а с противоположной машины идут беспрепятственно. Вдоль некоторых остановок общественного транспорта нанесены сплошные линии разметки. При узкой проезжей части весь попутный транспорт должен останавливаться за автобусом, ибо объехать его, не пересекая сплошную осевую или разделительную линию, невозможно. Это теоретически. А практически никто не останавливается, все заезжают За сплошную разметку под равнодушным взглядом дежурного работника ГАИ. Зачем здесь такая разметка, дискредитирующая взыскательность Госавтоинспекции и подрывающая авторитет Правил? Подобные примеры практического несоответствия применения знаков и дорожной разметки четким требованиям Правил можно было бы продолжить. Думается, такой разрыв между теорией и практикой недопустим. Он постепенно приучает даже самого ортодоксального водителя все меньше считаться с тем, что «нагородила ГАИ», а это чревато опасными последствиями.К. СИГАЕВ, общественный автоинспектор г. А страханьУ заставыС детства мы знаем, что слово «город» происходит от «городьба», «изгородь». В старину в обнесенное крепким забором городище можно было проникнуть только по дороге через заставу, где бородатые стражники взимали пошлину с проезжающих, не пропускали в город нежелательных чужаков. Сохранившиеся с тех пор кое-где исторические названия городских застав давно уже утратили свой первоначальный сторожевой смысл. Мы считали это само собой разумеющимся, пока не столкнулись с новым вариантом сторожевых застав — шлагбаумами перед въездом в города, воздвигнутыми против нежелательных чужаков Случилось это минувшим летом во время автопутешествия по южным районам страны. Шлагбаум, а при нем 'будка со сторожем установлены за 4 километра до въезда в крымский поселок Новый Свет. Пропускает эта застава только местные машины, отличая их по буквенным индексам на государственных номерных знаках. Всем остальным въезд запрещен, как ив Ялту, в некоторые другие города. Можно понять местные власти, стремящиеся оградить курортные и заповедные зоны от потоков транзитного транспорта и наплыва автопутешественников. Но, думается, делать это следовало бы несколько иначе. Нельзя лишать возможности ознакомиться с достопримечательностями городов-курортов и заповедников автотуристов, проехавших для этого иной раз тысячи километров. Раз уж какие-то, верим, объективные соображения не позволяют пустить их на колесах в город или поселок, то надо по крайней мере построить перед шлагбаумом платную автостоянку, на которой приезжий сможет оставить машину. А от заставы должен начинаться автобусный или троллейбусный маршрут, может быть, обслуживаемый экскурсоводами. У въезда в Ялту .такую стоянку организовали, но она тут же стала площадкой для постоянного хранения машин местных владельцев. Следовательно, необходимы меры, предупреждающие такое заселение: предпочтение должно отдаваться иногородним. Автомобильный парк индивидуального пользования быстро растет, множится > и число шлагбаумов перед автотуристами. К чему же это приведет, скажем, через 10 лет? Ведь запретить проще простого. По-видимому, каждый такой запрет перед вступлением его в силу должен сопровождаться хорошо продуманными мерами по обеспечению общих нужд и интересов, в том числе и автомобилистов, и начинать эту работу нужно уже сейчас. Элементарным вниманием к путешествующим за рулем была бы заблаговременная информация о том, куда им можно, а куда нельзя прокладывать маршрут. Пользуясь «Атласом автомобильных дорог СССР», мы наметили проехать по красивейшей дороге от Карачаевска до Кисловодска и, лишь прибыв на место, узнали, что она на всем 120-километровом протяжении закрыта для автотуристов. Знай мы об этом заранее — избавили бы себя от лишних переживаний и многих километров лишнего пути.С. ВОРУШИЛИНА Смоленская область, пос. Шаталово27