Правофланговые«АВТО КРАЗ»Автомобили марки «КрАЗ» известны в нашей стране уже почти два десятка лет. Выпускающий их завод ведет свою родословную с лета 1945 года, когда в Кременчуге началось строительство предприятия по изготовлению мостов. В 1956 году оно стало комбайновым заводом, который два года спустя был специализирован на выпуске большегрузных автомобилей. 10 апреля 1959 года кременчугский автомобильный завод собрал свои первые два самосвала типа ЯАЗ. К концу 1959 года из ворот завода уже выходили 10-тонные самосвалы КрАЗ — 222, 12-тонные бортовые грузовики КрАЗ—219 и автомобили повышенной проходимости КрАЗ—214. Во втором квартале 1960 года кременчугские грузовики стали поступать на экспорт, и вскоре КрАЗы получили международное признание. 25-тысячный самосвал экспонировался на Выставке достижений народного хозяйства СССР в Москве и был отмечен дипломом, а его создатели — медалями. Постепенно расширялся ассортимент машин, рос выпуск. КрАЗы успешно работают в самых тяжелых условиях — на бездорожье, в болотистых местах, на пес кахи глубокой снежной целине. «Северный» самосвал КрАЗ — 2 56БСв свое время проходил испытания на норильском горно-металлургическом комбинате им. Завенягина. Сегодня украинские машины работают на БАМе и тюменских нефтепромыслах, на прокладке нефтепроводов, на самых трудных и важных стройках страны. В течение 1959 — 1965 гг. на заводе велись большие строительно-монтажныеработы: выросло несколько новых корпусов и цехов, здание инженерных служб, фабрика-кухня. Было проведено полное техническое перевооружение предприятия. Все это позволило к концу 1965 года повысить уровень механизации и автоматизации технологических процессов в основном производстве до 81 % . Самоотверженный труд нременчугских автомобилестроителей по реконструкции завода, по освоению и выпуску новых автомобилей получил высокую оценку: 22 августа 1966 года 87 рабочих, инженерно-технических работников и служащих были награждены орденами и медалями СССР, а токарю Сергею Никоновичу Заиченко присвоено звание Героя Социалистического Труда. Коллективу КрАЗа удалось добиться значительного прироста продукции, ь 1968 году предприятию было присвоено имя 50-летия Советской Украины. За досрочное выполнение заданий восьмого пятилетнего плана и успешное освоение производства новых грузовых автомобилей для народного хозяйства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1971 года завод был награжден орденом Ленина. Слесарю-сборщику Василию Афанасьевичу Кипеню и директору Ивану Митрофановичу Приходько присвоено звание Героя Социалистического Труда, 147 работников завода награждены орденами и медалями СССР. После XXIV съезда КПСС в основу деятельности коллектива легла задача, сформулированная в директивах по IX пятилетнему плану: «Увеличить выпуск большегрузных автомобилей и на их базе автопоездов высокой грузоподъемности. Расширить выпуск специализированных грузовых автомобилей и автомобильных прицепов, автомобилей, приспособленных для работы в условиях Крайнего Севера ижаркого климата, лесовозных автопоездов». В августе 1972 года Центральный Комитет КПСС рассмотрел вопрос «О работе партийных организаций и коллективов ярославского объединения «Автодизель» и Кременчугского автомобильного завода по повышению качества, увеличению моторесурса двигателей и пробега грузовых автомобилей». В постановлении было отмечено, что партийные организации этих предприятий, руководствуясь решениями XXIV съезда КПСС, широко развернули среди рабочих и инженерно-технических работников движение за повышение технического уровня выпускаемых двигателей и автомобилей и увеличение сронов их службы. На заводе внедрена комплексная система управления качеством продукции, охватывающая проектирование, производство и эксплуатацию. Внедрение этой системы позволило увеличить ресурс машин на 50 % , довести уровень сдачи продукции с первого предъявления до 98%, снизить потери от брана на 33 % . За годы девятой пятилетки внедрено более 500 конструктивных усовершенствований, в том числе таких , к ак центральный тормоз на КрАЗ — 2 55Б , модернизированная коробка передач, телескопические амортизаторы, сиденье водителя с рычажно-пружинной подвеской и гидравлическим амортизатором, моторный тормоз-замедлитель. За эти годы вес каждого автомобиля марки «КрАЗ» сниж ен на 400 — 500 кг. Четыре машины и их модификации отмечены государственным Знаком качества: KDA3 — 2 56Б , КрАЗ — 2 55Б , КрАЗ — 255В, КрАЗ — 2 55Л . Они составляют 59% выпускаемой продукции. В июне 1976 года создано объединение по производству большегрузных автомобилей «АвтоКрАЗ». Кременчугский ордена Ленина автомобильный завод имени 50-летия Советской Украины стал головным его предприятием. Сейчас объединение производит 28 модификаций грузовиков. Кроме базовых моделей (бортовых КрАЗ — 2 57и КрАЗ — 255Б, седельных тягачей КрАЗ — 2 58иКрАЗ — 2 55В , самосвала КрАЗ — 2 56Би лесовоза КрАЗ — 2 55Л ) , выпускаются автомобили, приспособленные для работы в условиях Крайнего Севера, в тропическом климате, и специальные шасси, на которых монтируется более 70 различных машин и механизмов: краны, экскаваторы, техника Для геологов и газовой промышленности. Автомобили КрАЗ работают в 57 странах мира, они получили немало медалей на советских и международных выставках. В десятой пятилетке завод осуществляет комплексный производственный план, рассчитанный на дальнейшее повышение качества автомобилей, увеличение их пробега до капитального ремонта на 20%. На дорогах страны появится семейство новых крупнотоннажных машин с цельнометаллической кабиной КрАЗ — 250. Они будут отличаться более высокой грузоподъемностью, комфортабельностью, надежностью и долговечностью. Один из новых автомобилей экспонировался на выставке «Автопром-77». Это самосвал КрАЗ — 2 51 грузоподъемностью 12 — 1 3 тонн (в зависимости от типа Дорог), развивающий скорость 75 км / ч . Кременчугский автозавод более пяти лет является победителем в социалистическом соревновании среди предприятий отрасли. Е. МАТВЕЕВ, Г. КОНСТАНТИНОВГлавный конвейер кременчугского автомобильного завода. Здесь на одной линии идет сборка всех моделей, в том числе машин повышенной проходимости. Седельный тягач КрАЗ — 2 58с полуприцепом-тяжеловозом. Представитель нового семейства шин — самосвал КрАЗ — 2 51 . ма