ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАповышение крутящего момента обеспечивает автомобилю хороший разгон, давая ему возможность развивать высокое ускорение. Но не все знают, что это свойство играет немаловажную роль в сохранении устойчивости автомобиля. В момент ускорения автомобиля происходит перераспределение его массы по осям, возрастает нагрузка на заднюю ось, а следовательно, увеличивается сцепление колес с дорогой. Стало быть, ускорение способствует повышению боковой устойчивости заднеприводного автомобиля, при условии, что при этом не будет допущена пробуксовка ведущих колес. Но если при ускорении нагрузка на заднюю ось возрастает, то при замедлении она снижается. Поэтому уменьшать нажим на педаль «газа» следует очень плавно, и торможение двигателем тоже требует определенного навыка. При большой разнице в числе оборотовСовершенствуя конструкции легковых автомобилей, мы сталкиваемся с одним техническим парадоксом. Для других транспортных средств увеличение мощности при снижении собственной массы является только достоинством. У легковых же автомобилей оно вместе с тем рождает сложную проблему — избыток тягового усилия уменьшает сцепление колес с дорогой, а стало быть, увеличивает вероятность заноса. Конечно, из этого вовсе не следует делать вывод, что надо отказаться от повышения удельной мощности двигателей и снижения собственной массы легковых автомобилей. Просто надо твердо усвоить, что современный автомобиль требует все более и более квалифицированного вождения. Плохо подготовленному водителю гораздо труднее справиться с «Жигулями», чем, скажем, с такими машинами, как «Москвич—402» или «Победа». Более того, несмотря на совершенствование органов управления, значительное повышение удобств для водителя и снижение затрачиваемого им усилия, уверенно водить современный автомобиль можно, лишь освоив целый ряд приемов, без которых мы свободно обходились в прошлом. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что на разгон с места до скорости 90 км/ч ВАЗ—2103 требуется всего 15 с, тогда как «Москвич—402», например, затрачивал на это почти в три раза больше времени. Часто говорят, что современный автомобиль стал очень нервным. Действительно, он остро реагирует даже на незначительное изменение положения педали «газа», не терпит резких поворотов руля на большой скорости, требует исключительно плавного торможения. Я думаю, читатели уже поняли, почему мы заговорили на эту тему сейчас. Наступила зима, а на скользкой дороге автомобиль сплошь и рядом становится неустойчивым. Чаще всего из-за бокового заноса, который, если не погасить его вовремя, может привести к тяжелым последствиям, вплоть до опрокидывания. Наиболее вероятен занос задней оси. Опасность пробуксовки ведущих колес у современных автомобилей, как уже было сказано, достаточно велика. Чтобы не доводить до этого, надо прежде всего научиться очень искусно управлять акселератором, в особенности на скользкой дороге. Здесь надо сказать ио другом. Всем известно, что быстрое между ведущим валом коробки передач, получающим в этом случае вращение от задних колес автомобиля, и коленчатым валом двигателя они могут оказаться не в состоянии раскрутить двигатель, а в результате произойдет блокировка ведущих колес и начнется их скольжение. Итак, умение интенсивно, но не резко ускорять и замедлять движение автомобиля позволяет изменять вертикальные нагрузки на передние и задние колеса, и этим приемом можно пользоваться для сохранения его устойчивости. Гасят занос, как известно, быстрыми поворотами руля. Но всякий поворот руля вызывает появление боковой силы, увеличивающей нагрузку на внешние поотношению к центру поворота колеса автомобиля. Величина боковой силы зависит как от скорости его движения, так и от скорости вращения рулевого колеса. Эту нарушающую равновесие автомобиля боковую нагрузку воспринимают упругие элементы подвески — рессоры, пружины, амортизаторы и уменьшают ее за счет внутреннего трения. Чем большую часть боковой силы поглотит подвеска, тем меньше повлияет она на устойчивость автомобиля. Отрицательные последствия, вызванные этой силой, скажутся только после того, как энергопоглощающая способность рессор и амортизаторов будет исчерпана. Способность подвески реагировать на действие боковых сил помогает опытным водителям поддерживать поперечную устойчивость машины. Как гасят боковой занос и выравнивают движение автомобиля? В начале заноса поворачивают рулевое колесо в его же сторону, и это меняет направление боковой силы и возникает контрзанос. После этого быстро поворачивают рулевое колесо в сторону нового заноса, и так, если требуется, несколько раз. Эффект зависит от того, насколько точно вы уловите момент начала заноса в новом направлении. Чтобы правильно и успешно пользоваться таким приемом, необходимо ясно представлять себе, как гасится энергия заноса, на что расходуется тот импульс силы, который был получен при его возникновении. Кстати, величина этого импульса зависит от энергии, накопленной автомобилем еще при прямолинейном движении. В момент заноса никакого приращения энергии автомобиль не получает, но каждый поворот рулевого колеса вызывает изменение направления действия поперечной силы, на что немедленно реагирует подвеска. При каждом перекладывании руля та сторона подвески, которая подвергалась перед этим растяжению, начинает работать на сжатие, а на противоположной стороне происходит переход от сжатия к растяжению. Всякое же изменение направления силы, действующей на упругие элементы подвески, вызывает соответствующее внутреннее сопротивление в них, на преодоление которого, в конечном счете, и расходуется энергия заноса. С каждым изменением направления заноса уменьшается его амплитуда, и боковое смещение автомобиля постепенно затухает. Очевидно, что, чем скорее вы будете переходить от заноса к контрзаносу, тем быстрее поглотится возмущающая сила. Следовательно, надо как можно быстрее вызвать контрзанос, а достичь этого можно резкими, но короткими, на малый угол поворотами рулевого колелеса. Конечно, эти движения не должны превратиться в беспорядочное дерганье рулевого колеса. Старайтесь не пропустить перемены в направлении бокового смещения автомобиля и действовать рулем именно в эти моменты, а маневр завершайте плавным выводом колес на заданный курс. Мы рассказали о том, как подвеска автомобиля справляется с нарушающими его равновесие боковыми силами. Чем выше энергоемкость упругих элементов подвески, тем в большей мере гасят они действие этих сил. Отсюда следует, что осевшие пружины и неработающие амортизаторы не только снижают мягкость хода, но и ухудшают22