Рассказ о судебно-автотехнической экспертизе— Вряд ли широкому кругу автомобилистов известно, что ни в одной стране мира нет общегосударственной системы автотехнической экспертизы. Только в Советском Союзе 20 лет тому назад была организована в масштабе всей страны эта очень нужная служба, — так начал беседу с нами заместитель директора ВНИИ судебных экспертиз Леонид Николаевич Пученков. — Я имею в виду не только институт, но и сеть научных учреждений в системе Министерства юстиции СССР, решающих, в частности, и вопросы автотехнической экспертизы. ВНИИ судебных экспертиз является головным научным учреждением этого профиля. Здесь мы разрабатываем соответствующие методики, научные основы проведения различных экспертиз, в том числе и автотехнических, определяем единые принципы подхода к исследованию механизма дорожно-транспортного происшествия. В чем особенность судебной автотехнической экспертизы? В огромном числе разнообразнейших факторов, которые надо тщательно учесть и изучить. Принимается во внимание буквально все — состояние машины, дороги, водителя, погода, действия участников происшествия, какие-то обстоятельства, способствовавшие аварии, и т. д. На наших дорогах «бегает» свыше 100 типов различных машин. И конструкцию каждой из них эксперт должен знать досконально! Совсем не просто бывает установить в том или ином случае коэффициент сцепления шин с дорогой или эффективности торможения, коэффициент сопротивления качению, время реакции водителя, время запаздывания действия тормозного привода, время нарастания замедления и так далее. Если же принять во внимание, что наши сотрудники часто выезжают на место происшествия для повторной экспертизы через несколько недель и даже месяцев после ДТП и не всегда располагают полными сведениями, то вы поймете, какие исключительно сложные задачи стоят перед ними. Я не говорю уж о той ответственности, которая ложится на их плечи при подготовке заключения. Правда, сегодня у нас на службе и совершенная вычислительная техника, и различного рода аналоговые автоматические и полуавтоматические системы. Но, для того чтобы эффективно использовать, например, ЭВМ, нужно разработать математические модели различных дорожных ситуаций, иначе нечего будет изаложить в машину. Вот этим мы сейчас и занимаемся. В частности, создаем математическую модель наезда автомобиля на пешехода или препятствие (они составляют почти половину всех ДТП) с учетом реальной скорости автомобиля в момент наезда, влияния его параметров на темп движения человека через дорогу и т. д. Мы хотим разработать методики расчета возможных повреждений автомобиля в зависимости от его массы, скорости и направления столкновения. Все это, к ак вы понимаете, серьезная научная задача, которая по плечу только высококвалифицированным специалистам. — Большую помощь в изучении механизма наезда и определения характера происшествия оказывает аналоговая техника, — продолжает наш разговор заведующий сектором С. А. Литинский. — Вот совсем недавний случай. На одной из улиц Москвы автомобиль сбил человека. Как бы расследовалось это происшествие раньше? На основе имеющихся данных эксперту надо было выполнить многочисленные расчеты, затем составить черновую схему происшествия, потом схему в масштабе, на которой попробовать изобразить в деталях все обстоятельства происшествия. Сложно, долго и небезошибочно. Иное дело, когда вруках эксперта так называемая аналоговая моделирующая установка. Она способна по исходным данным воссоздать ситуационную схему любого дорожно-транспортного происшествия, по которой эксперт легко может представить себе полную картину случившегося в динамике развития ситуации. Причем машина воспроизводит ее в точном масштабе. И по времени, и по расстоянию. В случае, о котором мы ведем речь, водитель утверждал, что он не видел пешехода, так как впереди двигался автобус. Аналоговая моделирующая установка, на основе представленных .следственными органами данных, построила ситуационную схему, и по ней сразу же стало видно, что водитель прав, он не имел возможности заметить пешехода раньше, чем тот появился перед машиной. Стало быть, водитель не был виноват в происшествии, хотя вначале казалось, что все против него... Так высокая наглядность и информативность ситуационной схемы помогает следователю прийти к объективному, правильному решению. Надо сказать, что при наезде на пешехода, выскочившего на проезжую часть дороги, очень важно установить — каково же было поле зрения водителя, если в соседних рядах двигались другие автомобили. Аналоговая машина в определенных случаях способна дать четкий ответ на этот вопрос. Одновременно хочу отметить, что в институте ведутся исследования по уточнению времени реакции водителя в дневное и ночное время. Нет нужды говорить, какое значение имеют эти данные при изучении обстоятельств некоторых особо сложных дорожно-транспортных происшествий. Или представьте себе такой случай. Ночью в тумане столкнулись две машины, следовавшие навстречу одна другой. Водитель одной из них утверждает, что фарыу встречного автомобиля не были включены. Другой водитель говорит, что горели. Совсем недавно такого рода экспертиза была сопряжена с огромными трудностями. Сейчас ее значительно легче сделать благодаря методике, разработанной нашим сотрудником А. С. Кузнецовым. — Мы используем растровый электронный микроскоп, — рассказывает Александр Сергеевич, — на котором можно - получить увеличение во много раз больше, чем на самом сильном оптическом микроскопе. Но его достоинства этим не ограничиваются. Наблюдать объект можно на двух экранах в объемном изображении. При желании на всех стадиях исследований можно получить резкие, четкие снимки вот на этой фотоприставке, вмонтированной в прибор. Какое отношение имеет этот сложнейший прибор к столкновению двух машин? Дело в том, что если в момент происшествия фары горели, то в результате удара нить лампы деформируется и даже порвется. Воздух, проникнув в разбитую колбу, окислит нить. На ней образуются кристаллы окиси вольфрама. Мы видим их на этом экране. Чтобы убедиться в том, что эти кристаллы действительно являются окисью вольфрама, настраиваем встроенный в микроскоп спектрометр, и тогда на другом экранесразу же появится соответствующее изображение, позволяющее установить химический состав этих кристаллов. Если же в момент столкновения фары не горели, то излом их нитей будет обычным — без оплавления и образования кристаллов. Но, к ак вы сами понимаете, -никакая совершенная техника никогда не заменит опытного, знающего эксперта. Решают дело, в конечном счете, не машины, а люди. В институте трудится большая группа опытнейших специалистов, обладающих глубокими познаниями в самых различных областях. Такие, например, к ак Константин Елизарович Элин. Когда мы встретились, он только что закончил исследование по одному сложному происшествию. — Грузовая машина, двигаясь по шоссе со скоростью 60 км/ч, совершенно нео'жиданно для ее водителя, и тем более для других, выехала на противоположную полосу дороги. Первая из встречных машин, чтобы избежать столкновения, свернула на обочину и врезалась в дерево. Водителю «своенравного» грузовика удалось остановить его, у ткнувшись бампером в пустой, к счастью, автобус. Я оказался вскоре на месте происшествия. «Возмутитель спокойствия» стоял около машиныс виноватым видом. Он был совершенно трезв. Недавно выехал в рейс и перед ним хорошо отдохнул. Значит, причина в машине. Но по всем документам она технически исправна, да и прошла немного. В чем же дело? Выполнив определенные формальности, я сел за руль грузовика. Условия были практически те же, что ив момент происшествия: сухая дорога, светло, хорошая видимость, Веду машину, торможу и чувствую, как ее «уводит». Тут мне пришлось, к ак говорится, попотеть. Проверил зазор между тормозными колодками и барабаном — может быть, здесь причина? Отрегулировал зазор. Поехал дальше — вновь машина пошла в сторону. Значит дело не в зазорах. Проверяю давление в шинах. Немного подкачал, довел до нормы, но машину опять увело. Может быть, замаслены колодки? Нет, все в полном порядке. Не буду утомлять подробностями, но с каждым шагом в ходе исследования я чувствовал, что столкнулся с крайне сложным случаем, и впору было руки опустить. В конце концов загадку удалось решить. Что же оказалось? Я обратил внимание на тормозную колодку. Внешне она, казалось, была обычная и никаких подозрений не вызывала. Но что-то в ней было не то. Водитель сообщил, что получил ее у заведующего складом. Тот признался, что купил колодку с рук, но уверял, что она заводская. И только тщательный химический анализ позволил установить, что кто-то ему продал весьма искусную подделку... Или вот такой случай был. Владелец автомобиля «Победа» ехал по пустынной улице со скоростью 60 км/ч. Впереди женщина начала медленно переходить дорогу. Расстояние до нее было достаточным, но водитель решил немного притормозить. Никакой опасной ситуации не было, пешеход и водитель не испытывали тревоги и, конечно, абсолютно не ожидали того, что произошло дальше. Итак, водитель нажал на ножной тормоз, и он... не сработал! Женщина, увидев быстро надвигающуюся на нее машину. заметалась вместо того, чтобы перебежать дорогу. Водитель круто повернул руль, пересек тротуар и врезался в деревянный забор. Какова же причина отказа тормозов? У «Победы» впереди с одной и другой стороны есть болты, ограничивающие поворот колес. У данной машины их почему-то не было. А ведь они очень нужны, так как рядом проходят тормозные шланги. Когда нет болтов, колеса поворачивают внутрь чуть-чуть больше.1 чем полагается и перетирают шланг! В этом была, к ак выяснилось, причина описанной аварии. Да, автотехническая экспертиза вступила в новую эпоху. Массовое внедрение электронно-вычислительной техники, автоматизация, расширение фронта научных работ, безусловно, помогут сделать качественно новый шаг не только в исследованиях причин аварий, но ив определении всех условий для безопасного дорожного движения. Г. ПОЛЬСКОЙ28