В классе идет урок. Преподаватель объясняет устройство двигателя и при этом постоянно обращается то к плакатам, то к установленному на подставке двигателю, на котором сделаны местные вырезы. Через них видны отдельные детали, узлы. И все же проследить до конца взаимодействие частей не удается. Оттого и материал усваивается трудно. Это видно по лицам курсантов. Михаил Антонович Руневич повторяет объяснение. И еще раз. А результат тот же. Как же сделать урок более наглядным? Как показать двигатель, а еще лучше — автомобиль во всем сложном взаимодействии составляющих его узлов? Эта задача все больше занимала и волновала Руневича. Будучи человеком пытливым, он, однажды задавшись таким вопросом, снова и снова под разными углами присматривался к автомобилю. Верил: решение придет, надо только не отступать, быть настойчивым. А этих качеств — терпения и настойчивости — ему не занимать. ...Михаил Антонович — выходец из крестьянской семьи. Он внук Ивана Руневича, которого зверски убили интервенты в 20-е годы. Сын Антона Руневича, участника Великой Отечественной войны. Он гордится отцом и дедом. Старается быть на них похожим. Трудовая биография Михаила началась в вильнюсском троллейбусном парке, когда ему минуло шестнадцать. Работал учеником слесаря. Вечерами учился. Учеба прервалась лишь на время службы в десантных войсках. А затем была продолжена — уже на вечернем отделении факультета автомобильного транспорта каунасского политехнического института. Кто работал и учился, тот знает, какое нужно для этого напряжение сил. Но терпение и труд одолели все. И семь лет назад Михаил Антонович с дипломом инженера пришел в вильнюсскую автошколу ДОСААФ . 2. «За рулем» М 12 ЬВ организациях ДОСААФЧтобы увидеть в глазах понимание...Решение возникло, когда он, склонясь над столом, уже близко к полуночи набрасывал эскизы, перечеркивал, рисовал снова. Конечно же, нужно показать в разрезе весь автомобиль! И не просто показать, а выполнить разрезы так, чтобы автомобиль был вроде бы и целым, и тут же, на глазах, «раскрывался». Разрезать все что можно — вплоть до сидений и колес. Вот это будет наглядное пособие! Захваченный этой идеей, Михаил Антонович пошел к начальнику школы Н. К. Романькову. — Ну что ж, — сказал Николай Куприянович, — вы у нас рационализатор известный. Ваши разрезные двигатели, передвижные мотоциклетные классы, действующие стенды получили распространение и за пределами республики. Вам и карты в руки. Дерзайте. Чем можем, поможем. Михаил Антонович взялся за дело. На одном из занятий своей группы он рассказал о том, что можно так разрезать ВАЗ—2101, что он будет раскрываться вдоль и поперек. Тогда станутвидны в действии все детали, узлы и механизмы трансмиссии, а кроме того — просматриваться от начала до конца устройство кузова и всех его частей. — Но работа эта очень трудоемкая, — заключил преподаватель. — Осилим ли? — Конечно, осилим! Курсанты знали, что им не придется изучать автомобиль по новому пособию. Их группа заканчивала занятия, а раскрывающийся автомобиль будет установлен в классе нового помещения школы, которое еще не скоро сдадут в эксплуатацию. И все же они взялись за работу с энтузиазмом. Особо старалась группа активистов во главе со старостой Сергеем Мирским. Списанный ВАЗ—2101 распилили ножовкой на три части. Иосиф Банель, Ионас Лапинас, Станислав Анискевич, другие ребята трудились до седьмого пота. Иосиф Старковский, имеющий специальность сварщика, варил подставки, шарниры. Альгирдас Синица, Станислав Лещинский с товарищами занимались опиловкой, креплением петель. Все поочередно шпаклевали, красили. Через несколько месяцев автомобиль можно было показать курсантам. Он не только раскрывался, как было задумано. Его двигатель, коробка передач, задний мост также были разрезаны. И, кроме того, они «работали» — вращение коленчатого вала, соединенного через ре - ' дуктор с электродвигателем, передавалось, как и положено, коробке передач и дальше по всей трансмиссии. Теперь, идя на урок, Михаил Антонович твердо знает: на лицах учеников он увидит интерес и понимание. А это — залог успеха. Н. ЧЕРНЫШЕВ г. Вильнюс Автомобиль раскрыт. В левой части его остаются разрезной двигатель, трансмиссия. Правая, в свою очередь, разделена еще на две части, закрепленные на поворотных кронштейнах.9