АВТОЛЮБИТЕЛЬ §Два новеньких автомобиля. Всем они одинаковы: и маркой, и моделью, и даже годом изготовления. Но почемуто один сразу оказался «удачным» — резвостью и экономичностью превосходит своего «тупого» и «прожорливого» близнеца. В чем же дело? Возможно, просто в водителе и нечего пенять на технику? Разобраться в причинах непохожести характеров одинаковых внешне машин нам поможет инженер А. Б. ГУРЬЕВ.НЕПОХОЖИЕ БЛИЗНЕЦЫВ мире уже более 350 миллионов автомобилей. Невероятно большая цифра. И она растет с каждым днем. Но попробуйте найти два совершенно одинаковых. В 1977 году ВАЗ выпустил 230 тысяч машин только модели «2101». Сейчас они эксплуатируются вовсю. Есть ли среди них два абсолютно одинаковых? Маловероятно. Почему? Тут разные причины, которые можно разделить на несколько груп^ 1-я группа. Уже с завода автомобили выходят не совсем одинаковыми: каждый со своим характером. Возьмем двигатели; по мощности, крутящему моменту, приемистости и другим показателям они отличаются один от другого. При изготовлении большой партии одинаковых деталей основная часть их имеет некоторые отклонения в обе стороны от номинального размера, а несколько процентов получаются с довольно значительными. Поэтому детали сортируются на группы, охватывающие определенные диапазоны размеров. При сборке стараются подобрать сопрягаемые детали (например, юбку поршня и гильзу цилиндра) одной группы, чтобы обеспечить требуемый зазор. Но, чтобы выдержать все зазоры с очень высокой точностью, необходима индивидуальная подгонка каждой пары. А в условиях массового производства это невозможно. Поэтому зазоры в трущихся парах у одного двигателя несколько иные, чем у другого. Значит, иные и потери на трение, влияющие на эффективную мощность двигателя. При массовом производстве трудно выдержать идентичными не только размеры деталей, но и их массы. Поэтому поршни и шатуны делят еще на весовые группы. А силы инерции, как известно, определяются ускорениями и массами движущихся деталей. Таким образом, двигатели, в цилиндрах которых стоят поршни и шатуны разных весовых групп, будут незначительно различаться силами инерции, а следовательно, силами, поворачивающими коленчатый вал, и мощностью. Кроме того, неравномерность величин массы даже в пределах одной весовой группы деталей вызывает различие сил инерции в разных цилиндрах, и у двигателя ухудшается равномерность работы, теряется некоторая доля мощности. Ну а величина неравномерности у каждого двигателя своя, и по этой причине различны потери мощности. Известно, что залог эффективной работы любого двигателя внутреннего сгорания — правильно организованный процесс сгорания, который зависит отформы, размеров камеры, степени сжатия и ряда других условий. Технология производства головок блока не позволяет получать отливку с очень высокой степенью точности. Поэтому камеры обрабатывают, и при этом неизбежно получаются разные размеры. На практике отклонения в объемах камер сгорания и степени сжатия по разным цилиндрам могут достигать нескольких десятков долей единицы. А если различна степень сжатия, то различна и мощность, получаемая в разных цилиндрах. Причем может подобраться такое сочетание, когда у одного двигателя во всех цилиндрах степень сжатия чуть выше, чем в соответствующих цилиндрах у другого. Кроме того, и по этой причине, как ив случае с силами инерции, может возникнуть некоторая неравномерность работы цилиндров, приводящая к потере мощности. Чтобы обеспечить хорошее наполнение двигателя свежей смесью и удаление из цилиндров отработавших газов, необходимо внутренние поверхности впускного и выпускного трубопроводов выполнить как можно более гладкими. А практически? Из-за разброса размеров в пределах поля допуска коллектор, прокладка и головка иногда образуют в месте стыка уступ или впадину. В результате растет сопротивление потоку смеси или газов, так как в этом месте происходит его завихрение, и падает мощность. Несколько слов о термостатах. Наивысшая мощность достигается только при оптимальном тепловом режиме, то есть когда температура охлаждающей жидкости около 90°С. Однако в эксплуатации у одинаковых, казалось бы, двигателей могут оказаться различные отклонения температуры от оптимальной, поэтому каждый из них «недодает» больше или меньше мощности. Причина — в термостатах, которые тоже не бывают одинаковыми. Разные автомобили, как мы уже выяснили, сходят с конвейеров даже в одно и то же время. По мере естественного износа оборудования разброс увеличивается. Поэтому машины одной модели, выпущенные заводом в разное время (крайний случай — на новых станках и накануне их ремонта), различаются еще сильнее. Конечно, индивидуальные особенности имеют не только двигатели, но мы ведем речь прежде всего о них, потомуРассвет» сохраняет аккумулятор«Наверное, не все автолюбители знают, что даже во вполне исправном аккумуляторе идет непрерывный саморазряд, который за месяц стоянки машины способен израсходовать до 20% емкости батареи. Разряд возможен ипри эксплуатации автомобиля из-за неполадок или перегрузки генератора (особенно если он старого типа). А систематический недозаряд и длительное пребывание аккумулятора в полуразряженном состоянии ведут, к ак известно, к преждевременному выходу его из строя. Для рекомендуемой периодической подзарядки батареи очень удобно новое устройство «Рассвет», в котором объединены все лучшие качества современных выпрямителей и подзарядников. О нем рассказывает инженер А. С. СМИРНОВ. «Рассвет» подключается к сети с напряжением 220 В. Он имеет два выхода: «12/6» и «9». На первом можно получить постоянное стабилизированное на-16