Кодекс хорошего водителяВождение автомобиля совсем не легкое дело, и чтобы выполнять его безопасно, надо постоянно совершенствоваться: ведь условия движения не остаются неизменными, и обстановка на автомобильных дорогах все усложняется. Не исключено, что вы уже чувствуете себя безупречным, овладевшим всеми премудростями водителем. Тогда проверьте, совпадают ли ваши представления об основных слагаемых мастерства с теми ответами, что дали на поставленные 10 вопросов люди, наездившие сотни тысяч километров без аварий. Может быть, этот коллективный опыт вам будет полезен. Итак: 1. Какие навыки являются наиважнейшими для вождения автомобиля? Их два. Первый — это высокое техническое умение провести машину из пункта Ав пункт Б. Второй заключается в умении схватывать все, что происходит вокруг, и предвидеть ситуации, которые несут с собой потенциальную опасность. Чтобы стать действительно хорошим водителем, необходимо овладеть обоими навыками и уметь применять их одновременно. 2. Что важнее для водителя — физическое или психическое здоровье? Эти вещи нельзя противопоставлять или отделять одну от другой. Быстрота реакции водителя на дороге зависит не только от силы его мышц, но ив не меньшей степени от того, как скоро он осознает необходимость предпринять то или иное действие. 3. Существует ли какая-то особая техника вождения автомобиля, которую можно было бы считать лучше других? Наилучшую технику вождения можно назвать «оборонительной», а чем более спокоен и внимателен водитель, тем лучше и безопаснее его езда. Что такое оборонительный стиль? Представьте себе, что ваш автомобиль окружает нечто вроде овального купола, и следите, чтобы эта «капсула» всегда оставалась ненарушенной. Тогда вы всегда сможете избежать столкновений. Конечно, придерживаться оборонительной позиции при интенсивном движении удается с трудом, но если постараться.... 4. Какую же тогда дистанцию следует сохранять по отношению к другим автомобилям? Расчет такой: одну длину автомобиля на каждые .-15 км/ч скорости. Но есть способ лучше и проще — по времени. Вас должен разделять промежуток в две секунды, а это столько, сколько надо, чтобы. произнести вслух или 4 про себя: «Тысяча сто один, тысяча сто два». Заметьте какой-нибудь ориентир, мимо которого проследовал «лидер», и если вы минуете-ега-раныне чем через две секунды, значит дистанция недостаточна. 5. Какое положение рук на рулевом колесе считать правильным? Часто учат, что наилучшим положением является такое, когда, если представить рулевое колесо в виде часового циферблата, левая рука находится на «десятке», а правая — на «двойке». Однако позиция «десятка» и «тройка» предпочтительнее, ибо обеспечивает большую свободу, маневра и меньше нагружает мышцы,, рук, что особенно важно при езде на ' дальние расстояния. 6. А какое положение водителя позволяет сохранять состояние готовности» в течение многих часов управления автомобилем? Наилучший способ сохранить состоя-" ние готовности цысли — это поддерживать состояние готовности тела. Сидеть за рулем надо не сгибаясь и «слушать» автомобиль всем телом, а неДымок от папиросыМного уже писалось о том, что не следовало бы курить за рулем. Против курения приводились весьма убедительные доводы. Прикуривая, водитель неизбежно на несколько секунд переводит взгляд на огонек зажигалки, отвлекаясь от наблюдения за дорожной обстановкой. Еще сложнее, если он пользуется спичками: не так просто манипулировать коробком, не отпуская руля. А эти секунды движения почти вслепую в напряженной дорожной обстановке могут обойтись очень дорого. Вспоминались нередкие по этой причине аварии. В одном случае прикуривавший водитель наезжал на пешехода, в другом, — наклонившись за упавшей сигаретой, сталкивался со встречной машиной. Все это весьма наглядно и неоповержимо, но иллюстрирует лишь одну сторону дела. Получается, если бы курение не отвлекало внимание водителей, то и претензий к нему никаких бы не было. А в действительности все гораздо сложнее и серьезнее. Нельзя забывать о вредном влиянии табачного дыма на здоровье водителя и его работоспособность. Общеизвестно, что курение никогда и никому не приносило пользы. Оно наносит существенный ущерб здоровью, даже если курящий между затяжками вдыхает чистейший лесной воздух. А в закрытой кабине или салоне автомобиля условия для дыхания далеко не так безупречны. Вот некоторые иллюстрации к этому. Подсчитано, что автомобиль, пройдя 15 тысяч километров, «выдыхает» в среднем 3 250 кг углекислого газа, около 93 кг углеводородов, 27 кг окислов азота. Токсичность выхлопных газов особенно велика при неисправном двигателе, плохой регулировке системы питания, во время запуска и прогрева двигателя. И в практической работе весьма трудно избежать, чтобы какая-то часть вредных веществ не попадала в легкие водителя.Автомобилисты привыкают к запахам отработавших газов и паров бензина, считают их естественном спутником профессии. А если не совеем в порядке изоляция кабины и ее вентиляция, то атмосфера в ней до опасных пределов насыщается угарным газом, соединениями свинца, в ней накапливаются углеводороды типа бензпиренё, альдегиды, ненасыщенные углеводороды. Сходные отравляющие вещества ; содержат и токсические компоненты табачного дыма: никотин, угарный газ,/аммиак, синильная кислота, бензпирен', 'бензатрацен. Таким образом, вредное воздействие на организм человека табачного дыма, запахов бензина и отработавших газов может суммироваться, усиливая отравление. В результате работоспособность курящего может быть серьезно нарушена там, где некурящий не почувствует и легкого недомогания. • , ;* Как видим, курение'вредно не только потому, что оно отвлекает внимание водителя. Табачный .дым, да еще сдобренный «автомобильными» запахами, расслабляет, притупляет .бдительность, создает порой, пусть ни короткое время, благодушное настроение, в результате чего водитель ослабляет самоконтроль,§##®@#е#ф©#©©©©Ф©е®#ВЕНГРИЯ. Начато строительство автодороги М-5, составной части трансконтинентальной магистрали Е-75 между Лондоном и Стамбулом. Первый отрезок ведет из Будапешта в Кечкемет, Сегед и доходит до границы с Югославией. Максимальная скорость движения здесь — 120 км/ч. ГДР. В последнее время в республике значительно снизилось число дорожнотранспортных происшествий. В первой половине 1978 года общее количество их сократилось на 7.6% по сравнению с тем же периодом 1977 года. На 7,5% уменьшилось число ДТП. в которых пострадали дети. ПОЛЬША. В телепередачах несколько постоянных программ для водителей. Каждую неделю выходит «Авто-журнал» по всем проблемам автомобилизации. Есть и «Телевизионная академия водителей», которая помогает профессиональным шоферам и автолюбителям совершенствовать мастерство. В летнее время ежедневно выходит в эфир передача для автотуристов. Подготовкой всех этих программ занимается недавно созданная специальная автомобильная редакция. ЧЕХОСЛОВАКИЯ. В Праге введена в строй так называемая безаварийная магистраль «Юг — Север», которая связала южные и северные районы столицы и помогла разгрузить ее центр. АВСТРИЯ. Недавно правила движения дополнены требованием к водителям двухколесных транспортных средств двигаться в любое время суток с включенным ближним светом фар.. Запрещена перевозка детей на мотЬциклах и мопедах. В автомобилях детей, до 12 лет можно перевозить на переднем сиденье, лишь пристегнув их ремнями безопасности. БРАЗИЛИЯ. Согласно официальным статистическим данным' на каждые 10 000 зарегистрированных -машин здесь ежегодно приходится 26. случаев гибели людей в дорожно-транспортных происшествиях. Всего в минувшем году в Бразилии было зарегистрировано 400 000 ДТП. в ко-24