62
63
Недавно наш корреспондент Юрий НЕЧЕТОВ побывал в Мюнхене столице не только земли Баварии, но и концерна БМВ. Перед вами - его заметки о том, как конструируются, "рождаются" и даже "умирают" автомобили знаменитой марки. КОМУ - ШАТУН, КОМУ - ПРОТЕЗ На окраине Мюнхена расположен Центр научных и инженерных исследований БМВ, открытый семь лет назад. Здесь воплощен новый подход фирмы к инженерному делу: вместо узкоспециализированных подразделений - мобильные творческие группы из специалистов разного профиля. Так быстрее и эффективнее достигают цели. Другая отличительная черта Центра широкое использование передовых технологий. Так, например, здесь на 6000 сотрудников приходится 1100 рабочих мест, оборудованных САПР - системой автоматизированного проектирования. Глядя, как на дисплее компьютера, повинуясь летающим по клавиатуре пальцам инженера-конструктора, рождается новая деталь, я ощутил острое чувство зависти: в моем-то распоряжении в свое время были кульман, карандаш и, в лучшем случае, калькулятор... Возможности САПР существенно расширяет программа КАТЕР. Она позволяет обойтись не только без бумаги, но и вовсе без чертежа, даже на экране. Кроме объемного изображения детали, КАТЕРу достаточно задать масштаб и требуемую точность - компьютер подает команду на станок с числовым программным управлением (ЧПУ) и тот, "повжикав" фрезой, за несколько минут изготавливает макет. Причем весь процесс обработки предварительно моделируется на экране. Иные детали настолько сложны, что сделать такую модель на станке с ЧПУ невозможно. Тогда применяют метод стереолитографии - один из тех, что уважительно именуются высокими технологиями. В емкость медленно закачивается жидкий пластик. Луч лазера скользит по поверхности жидкости, вызывая ее затвердевание. В каждое мгновение он "рисует" на поверхности, по сути, сечение детали, которое, отвердевая, спекается с находящейся в глубине уже готовой частью. Таким способом можно изготовить, например, пустотелую модель глушителя со всей "начинкой". Развивая эту технологию, на БМВ научились делать удивительные вещи. В медицине, например, давно бились над точной подгонкой костных протезов. Теперь, используя компьютерный томограф, способный просканировать геометрию любой кости в организме, и установку для стереолитографии, можно изготовить ее точную копию! Десятки пациентов одного крупного госпиталя уже пользуются бесплатными протезами "от БМВ". Что ж, хороший имидж сулит благосклонность потенциальных поку-62ЗА РУЛЕМ 9/97 Вибростенд весом в 300 ти стоимостью 4 млн. марок способен воспроизвести условия движения по реальному отрезку дороги где-нибудь в Мексике или Африке.приятия-поставщика, указав точное время доставки. К слову, сотрудники отдела прессы, чтобы знать предмет разговора не понаслышке, обязаны периодически отработать месяц на конвейере. Быть работником завода настолько престижно, что конкурс побольше, чем в иной вуз - одиннадцать человек на место! ПАРОЛЬ - РЕЦИКЛИНГ Мы привыкли, что отечепателей, а значит, это один из компонентов ственные машины "вечные": был бы техпаспорт - из любого металлолома соорудим $ успеха. автомобиль. Не то - в Европе: зачастую выгоднее купить новую машину, чем чинить 660 "ТРЕШЕК" В ДЕНЬ В полутора сотнях километров северстарую или восстанавливать аварийную. Но нее баварской столицы расположено одно куда их девать? Только в странах ЕС ежеиз наиболее современных автосборочных годно отправляется на свалку 9 млн. мапредприятий БМВ. Каждая машина собирашин. Концерн БМВ, похоже, нашел ключ к ется по индивидуальному заказу - абсорешению этой проблемы: рециклинг, что долютно одинаковое сочетание мотора и кусловно означает "возвращение в оборот". зова встречается примерно раз в месяц. В В 1994 году в городке Лохоф под Мюн"трешке" около 20 тысяч деталей, а варианхеном открылся центр рециклинга БМВ. тов комплектации - почти 3,5 миллиона! Технологии, разработанные здесь, передаТолько бамперов более 600 разновидноются в одной только Германии более чем стей, а задних полок салона - около 400. 70 предприятиям по переработке автомо• Кстати, в последних отверстия под динамибилей. Сегодня удается использовать ококи делают тончайшей струей воды под давло 75% массы машины. Новая концепция лением 3500 кгс/см2. Бережливость и аккуучитывает необходимость утилизации уже ратность возвращаются сторицей: отходы на стадии проектирования. Разбираемые в производства благодаря их чистоте продаЦентре модели-новинки удается использоют как высококачественное сырье. вать повторно почти на 95%. Правда, гляДля выравнивания ритма работы центдеть, как новенькая, с иголочки, машина ральный компьютер выдает заказы на конпревращается в кучу исходного материавейер в нужной последовательности. Нал а - выше человеческих сил! Хуже, чем пример, вслед за богато оснащенным кабБалбесу из "Операции Ы", которого заставриолетом МЗ пойдет какая-нибудь "316-я" ляли разбить полную бутылку... Как же выглядит это "возвращение в простейшей комплектации. Разница в их оборудовании, а значит, в трудоемкости оборот"? Сначала на виброустановке слисборки порой такова, что одна только элеквают, а точнее, вытряхивают все жидкости. В среднем их набирается 19 лс машины. тропроводка дороже целого кузова. • А есть еще индивидуальное производМасло, антифриз, бензин и все остальное ство. Здесь ставят управление для инвалиидет в переработку или в качестве топлива дов (да, не всегда "инвалидка" - консервна собственную ТЭЦ. Далее заставляют сработать защитная банка с мотором), готовят автомобили для тюнингового ателье "Альпина", машины ные устройства (натяжители ремней, подля полиции и выполняют много других душки безопасности) и снимают аккумуляторную батарею. Демонтируют элементы, спецзаказов. Рабочие объединены в бригады припригодные в качестве запчастей: стекла, мерно по пятнадцать человек. Чтобы не надвери, сиденья и т. д. Они будут проданы доедала монотонная работа на одном меспримерно вдвое дешевле новых. Затем те, среди них ежедневно происходит ротаразборка на чистосортные крупные элеменция - взаимозаменяемость полная. Качестты: бамперы, колеса, кузов. Демонтируют и во - внутреннее дело каждой бригады, поэчастично разбирают двигатель и ходовую тому промежуточный контроль на конвейечасть. Разделенные по материалам детали ре отсутствует вовсе. Запас деталей - на щ полтора часа, и каждый рабочий с помоПлывущие по конвейеру кузова могут разворачиваться на 180 С Удобство рабочего места прямо щью компьютера сам заказывает их у пред- сказывается на качестве продукции.измельчаются, прессуются и идут в переплавку. При отсутствии маркировки на пластмассовых деталях их подвергают инфракрасной спектроскопии: за одну секунду установка может идентифицировать один из более чем 30 видов пластмасс. Мелкие пластиковые детали, разборка которых трудоемка, идут опять-таки на топливо это энергетический рециклинг. Где же используют возвращенные в оборот материалы? Да там же, откуда они пришли - в автомобилестроении! В БМВ третьей серии 85% алюминия и 65% пластмасс - вторичные. Разрабатывается сертификат рециклинга. Основная его цель подвигнуть владельца сдать машину в переработку, а не просто бросить у обочины. Если затраты на утилизацию превышают остаточную стоимость автомобиля, разницу придется компенсировать из собственного кармана. Что ж, за удовольствие дышать чистым воздухом надо платить. С 1994 года действует соглашение между компаниями БМВ, ФИАТ и "Рено", в соответствии с которым каждая из них организует переработку машин этих трех марок у себя в стране. В 1995 году к соглашению присоединился "Ровер". Если так пойдет дальше, автомобильные свалки в Европе исчезнут вовсе и наши иномарки останутся без запчастей. Словом, сегодня ведущие фирмы направляют все больше усилий не только на совершенствование машины в традиционном понимании (комфорт, безопасность и т. п.). Еще важнее сделать автомобиль и его производство "дружелюбнее" к окружающему миру. И фирма БМВ здесь не исключение, а скорее лидер.