20
21
22
Если вы изучали каталоги автомобилей, то, не задумываясь, скажете вся автопромышленность Италии принадлежит концерну ФИАТ. И будете правы и неправы одновременно. Потому что существует "Феррари".ДО ^шгринадлежит сейчас 90% ак- всего в двадцати километрах, расположилгЩг^Феррари" - однако не отделении) ся завод "Феррари". ФИАТ Труп, занимающемуся производ"Маранелло - небольшая деревня, или, ством автомобилей, а ФИАТ Холдингу, по-вашему, поселок городского типа", - накоторому, как шутят итальянцы, путствовал нас итальянский коллега. Ве"принадлежит все". Причем не только черний городок встретил... салютом и оглуразличные производства, но и... сеть шительными децибелами оркестра на центгостиниц, и даже издательство ральной площади, под окнами нашей гости"Стампа", выпускающее одноименную,ницы. Жаль, конечно, что это был какой-то одну из крупнейших в Италии, газету. местный праздник, а не торжественная В этом году знаменитой фирме исполвстреча российских журналистов. няется пятьдесят лет, и мы, пользуясь любезным приглашением итальянских коллег, посетили Маранелло. Надо сказать, на Апеннинском полуострове сложилось своеобразное "разделение труда": если вы собираетесь увидеть крупное автомобильное производство - пожалуйте в Турин, если интересуют высоты дизайна - лучше всего направиться в Милан. А тех, кто влюблен в спортивные автомобили, дорога приведет в область Эмилия-Романья, а точнее - в Модену. Здесь делают свои суперкары "Ламборгини" и "Мазерати" и, совсем рядом,Домик Энцо Феррари посреди полигона. 20 ЗА РУЛЕМ 9/97Здесь же, на площади, расположились временные торговые ряды, в которых мы не без удивления обнаружили площадки двух наиболее активных местных дилеров "Форда" и "Фольксвагена". Не надо думать, что все в Маранелло ездят на машинах, так сказать, местного производства (а скорее, почти никто не ездит - дорого), однако видеть "иномарки" в городе, где атрибутика "Феррари" продается даже в аптеке и лавочке часовщика, было, по меньшей мере, странно. Тем более - в отсут^ме ФИАТа. пакет - 10% ЪЦй "Феррари" ФИАТ купил в конце 60-х, тогда же было заключено соглашение о повышении этой доли, а также о невмешательстве концерна в техническую политику фирмы. 'Тема отношений двух фирм - ФИАТа и "Феррари" продолжилась и назавтра, во время беседы с нашим гостеприимным хозяином, ответственным за связи с прессой Карло Фъорани; некоторые выдержки из -»пого разговора взяты в кавычки. Небольшой внутренний двор, проезды между корпусами, большая часть которых выкрашена в светло-желтый цвет... "То, что покрашено желтым - те самые, первые корпуса, с которых начиналась наша фирма". "Мы, коллектив, команда", - эти слова приходилось слышать на каждом шагу. Пожалуй, в какой-то мере они объединяют всех жителей Маранелло (их и правда немного - всего около 15 тысяч), каждый восьмой из которых работает на (у нас есть конкуренты. Ткто? Самый дорогой "Пор ше" - кстати, продукт конвейерного производства - в Италии стоит 140 тысяч долларов, а самый дешевый "Феррари-355" - 145 тысяч. И потом, они не участвуют в формуле 1. "Ламборгиии" - штучное производство на грани искусства, это уже не автомобиль. Кстати, в формуле 1 они тоже не участвуют..." Первый на нашем пути - цех, где делают основные детали двигателей. Вообще, большая часть производства расположена именно здесь - в Маранелло отливают все алюминиевые детали, только стальные и чугунные заготовки (коленчатых и распределительных валов, шатунов) фирма получает со стороны. Интересна концепция входного контроля - его проходит не более трети комплектующих (тогда как иные фирмы гордятся своим "стопроцентным" контролем). "А остальное выяснится на стенде, где обкатывают и проверяют моторы. Если какой-то вдруг не уложится в жесткие нормы - мы выясним, в чем дело. Виноват поставщик - сменимВот так, вручную, доводят форму камер сгорания. На подъемнике - монокок F50... ...машина уже частично собрана...тут же... правит их на плите точными ударами увесистого молотка. Чуть дальше два специалиста доводят головки цилиндров проверяют шаблонами камеры сгорания и подгоняют их инструментом, известным всем российским мастерам как "шарошка". Впрочем, ручная работа - это не архаичная черта полукустарных мастерских. Квалифицированнейший (и весьма недешевый) ручной труд - обязательное условие в производстве "эксклюзивных" товаров (автомобилей в том числе). Он, быть может, не столько необходим технологически, сколмы "положен по статусу". чбре прекратится выпуск Т'50 дорогой и совершенной дорожной машины "Феррари", их будет сделано 349 штук. Почему столько? По мнению фирментлх специалистов по маркетингу, "всего 350 человек в мире - потенциальные покупатели ¥50". Впрочем, уже не потенциальные - все машины давно проданы, даже те, что только начинают делать. Сборкой двигателей занимается другой цех, здесь опытные механики примерно восемь часов трудятся над каждым мотором. У двигателя F50 - свой путь: каждый мотор, от начала и до конца, собирает один человек. На это уходит двадцать пять часов! Впрочем, подобные моторы для формулы 1 делают, видимо, еще дольше. После сборки - обязательные два часа на стенде, а для F50 - даже четыре; на соседнем стенде "крутят" коробки передач. "Конвейер? Нет у нас никакого конвейера!"его". Кто же захочет лишиться выгодного заказа. Так что приходится поставщикам налаживать свой, "выходной" контроль. В этом цехе внимание привлекли две операции. На одной из них мастер в простейшем приспособлении на призмах с микрометром (подобное мы когда-то упоминали в разделе "Своими силами") проверяет распредвалы. И, если результат измерений его не удовлетворяет, Действительно, называть три линии в следующем цехе "поточным производством" не вполне корректно. На одной из них, всего из восьми постов, собирают F50. Семьдесят (!) часов проходит с момента установки на стапель углепластикового монокока до полной готовности машины. Две другие линии - подлиннее, постов по четырнадцать. На одной - среднемоторные 355, на другой - модели с двигателем, расположенным впереди: "456-я" и "550 Маранелло". Интересно, что коробка передач Спортивный стиль и... "ручник" слева иу них находится сзади, в одном блоке с от водителя. главной передачей и дифференциалом: развесовка для спортивных машин - дело потребителям их не торопятся - пройдет еще неделя испытаний на стендах, на поливалшвйшее. ство выпускаемых в год машин гоне и на дорогах общего пользования (не10 - определено весьма жестко. сколько сотен километров, для F50 - 600), "Мы не будем повторять ошибок пропока не прозвучит наконец: "Все, машина шлого и "гнать вал" - лучше порабоготова". Направимся на полигон и мы таем над техническим уровнем и каздесь испытатели гоняют две "355-е". Трасчеством автомобилей", - говорит Луса включает одну-единственную, примерно ка ди Монтеземоло, нынешний руково­трехсотметровую прямую, а остальное дитель фирмы. И такая политика даповороты самого разного радиуса. Кстати, ет результаты - "Феррари" купила в центре полигона - небольшой домик, пос50% акций "Мазерати" и в следующем ледний, в котором жил сам "коммендаторе" году планирует увеличить эту долю. Энцо Феррари. "Приезжие журналисты? Сейчас мы их Рабочие, монтирующие узлы и агрегаты, трудятся неспешно, вдумчиво. Вряд ли прокатим". И вот приходится нырять на они хоть в чем-то похожи на "человекоробо- черное с красными вставками кожаное ситов", выполняющих каждый одну мелкую денье, подушка которого возвышается над операцию. Более того, раз в три-четыре медорогой всего сантиметров на тридцать. сяца они обязаны менять специализацию - Застегнут ремень, и... Хорошо, что мы не тот, кто вклеивал стекла, будет устанавлистали обедать перед поездкой. Как извествать двигатель или, быть может, стыковать но, большинство водителей чувствует себя панель приборов. Нам показалось, что даже на пассажирском месте неуютно, а когда эта нехитрая мера льет воду на ту же мельавтомобиль - "Феррари" (пусть и самый "деницу: не дать мастеру почувствовать себя шевый"), а за рулем - действующий спортснаемником, отвечающим только за "свое", мен... Один из нас даже заметил: "Эти маспаять людей в единую команду, где рабошины должны быть только одноместными!" тают на общую цель. Как мы уже отметили, pyjjgjgjjCTBy фирмы это вполне удается. ще в фо]жуле 1 обходится, конечЗаправочная станция на Шдешево. Однако основную тяжесть полигоне "Феррари" - корасходов несут спонсоры - "Шелл" и нечно же, "Шелл". "Филип Моррис*. Для сравнительно небольшой фЩты такая помощь крайне необходима, ведь формула 1 - это не только реклама или испытательный тшигон,это - "жизнь "Фер]>ари". Примерно так нас и "укаМашины собраны, однако отправлять тывали"...- на что сопровождавший нас Карло Фьорац^днимающе покачал головой. tevw фи})мы - довольно свежие, Ъому кардинальных новинок в ближайшее время ожидать не приходится. Инженеры работают над "кнопочным" (как на формуле 1, на рулевом колесе) переключением передач для "355-й", готовится к внедрению новая адаптивная подвеска для "550 Маранелло", совершенствуется (с помощью американской фирмы) гидромеханическая коробка передач. На вторую "355-ю" нам дали лишь посмотреть - однако мы успели заметить, что рычаг коробки передач здесь заменяет крохотный - всего миллиметров тридцать длиной - "тумблер" на тоннеле пола. "Да, это "автомат", - неохотно ответили нам. А как же: основной рынок сбыта машин США (на втором месте - Германия, затем - Япония (!) и только на четвертом - сама Италия), там без такой коробки не обойтись, даже если предлагаешь спортивный суперкар. После полигона мы направились в му-зей фирмы; ее история станет темой отдельного материала. На чем же держится успех "Феррари"? Думается, не только на постоянном участии в формуле 1. Прежде всего, видимо, на людях - твердых, немногословных, упорных таких, каким был сам "коммендаторе". Аркадий АЛЕКСЕЕВ Фото Сергея Иванова