74
75
СМОТРИТЕ, КТО ПРИЕХАЛВсякий нормальный человек должен быть знаком с авантюристом (не путать с аферистом), чтобы жизнь-рутина наполнилась экзотикой. На всех нормальных авантюристов не хватит, так что "поделюсь". Виталий СУНДАКОВ, профессиональный путешественник. Где только не бывал: месяц прожил у каннибалов Ириан-Джаи в Индонезии, и они его даже не укусили. Искал Белого Слона в Мьянме (там-то беспощадный Сундаков и бросил джип) и был обласкан монахами местных монастырей. Посвящен в воины племени яномами, таящегося в зеленом аду джунглей Амазонки, и вождь сосватал ему девочку, которую следовало взрастить в жены. Как и всякий нормальный, я тоже не поверил бы всему этому, если бы не фото- и видеоматериалы. Он действительный член Русского географического общества, президент Транснациональной ассоциации школ выживания. А еще - эксперт по безопасности, инструктор по рукопашному бою, по подводному плаванию, писатель, журналист. Наконец, водитель-испытатель. - ...Об автомобилях - с удовольствием, - оживился он. - О том, сколько их изничтожил? В его крови есть примесь бензина. Я это чувствую и чиню пытку: - Вначале - об экспедициях. Не кажется ли тебе, что теряешь реноме носителя духа авантюризма? Раньше были Папуа Новая Гвинея, Амазонка, Мьянма... Последние экспедиции - в Крым, на Онегу, собираешься на российский Север. Скучно... Он проглотил наживку. - Полагаешь? Ты не задумывался, что в Индонезии, Чили или Венесуэле есть свои путешественники, что они изучают родные края, выдвигают гипотезы. Это для нас те страны - тайна, но не для них. А вот Россия для всего мира и для нас самих край сплошных загадок. Еще и потому, что последние 80 лет наше естествознание обслуживало идеологию. Историю превратили в пасьянс, этнографию - в шоу, религию и оккультные науки игнорировали, в лучшем случае. А ведь все это - составляющие культуры нации... Преодолеть забубенность, стереотипы, вернуть истину - это ли не авантюризм? Тем более, что он сопряжен с опасностями. - А что за чертовщина погнала тебя под лед Онежского озера? - Все иронизируешь? Посмотрю, что скажешь, когда услышишь финал... Онега известна петроглифами - рисунками, высеченными на камнях. Они Сундаков в Италии, где он обучал инструкторов "авторисквождению". описаны, считаются памятниками культуры и находятся под охраной ЮНЕСКО. В местечке под названием Бесов Нос на берегу есть скала, на ней высечен бес. Вокруг изображения: лосось в конвульсиях, перевернутый лебедь, пронзенное стрелой животное, человек со стрелами в спине и голове... Доблестные советские ученые-материалисты трактовали эти петроглифы как сцены охоты, рыбалки, войны. Но совершенно очевидно, что все это вместе - символ опасности и беды. Место ведь знатное. По преданию, людей здесь в течение столетий постигали неприятности. вплоть до смерти. В наше время они зафиксированы милицией в длиннющем перечне ЧП, включая появления НЛО. Лет 300-400 назад монахи православного монастыря, что стоит неподалеку, высекли крест поверх изображения беса - дьявольское влияние камня должно было утратить силу. Но этого не произошло. Теперь понятно, почему. Прошлой осенью получаю письмо. Местная жительница пишет, что настоящий бесов камень вовсе не тот, который на берегу, а другой, что лежит неподалеку - на дне. На нем высечен бес - копия "берегового". Найти и достать его никто не сможет. На меня, Сундакова, дескать, одна надежда. - Весь этот бред ты воспринял всерьез? - ...В экспедицию я пригласил боевых пловцов - ветеранов спецподразделения ВМФ. Отправились зимой. Каждый участник экспедиции получил благословение церковного батюшки. И началось... Выехали на "Урале" из Петрозаводска, как вдруг разыгралась снежная буря. На полпути перед носом машины свалился столб и улегся аккурат поперек дороги, свесив щупальца-электропровода до земли. Позже "Урал" увяз в снегу, и пришлось вызывать буксир-вездеход. Добравшись до места, многие почувствовали, что им не по себе. В первый же день несколько местных жителей (заметь - трезвых) перебили в машине все стекла, а потом не смогли объяснить, что на них нашло. Совпадение дурацких событий?Когда тибетский серпантин "усох" до размеров горной тропы, они спешились и продолжали путь на своих двоих. А почти новенький джип бросили... - То есть как?! И не вернулись за машиной даже после экспедиции? - Говорю же - бросили. Это издержки практически всех путешествий, - сказал он хладнокровно, словно речь шла о старом шнурке.f Ш™*^#Когда вырезали во льду майну - большую лунку - и готовились к первому погружению, отказал новехонький японский генератор. Оттащили его в сторону - заработал... Пропадало кое-что из снаряжения: чуть отвернулся - исчезло. А вокруг только свои... Наконец все отладили. Нашли-таки камень - с высеченным изображением беса. "Бред" оказался точной информацией. Это был почти круглый валун диаметром 50-70 сантиметров. Но здоровенные парни-пловцы смогли его - в воде! - едва сдвинуть с места. Как вытаскивать? Вызвали вертолет. Подвели под камень нейлоновый альпинистский трос, обмотали валун, закрепили специальными узлами, другой конец - к вертолету. Машина подняла груз и висящим на тросе понесла в сторону аэродрома. Через пару километров... - Вертолет рухнул?.. - ...Камень сорвался вместе с куском фала. Позже я осмотрел трос: его словно бритвой срезало. Полтора десятка членов экспедиции бросились искать пропажу. Камень как будто растворился. (Экспедиция на Бесов Нос и все, о чем рассказал Виталий, отснято на видеопленке. Фильм вскоре должен выйти на телеэкран.) - Теперь соблаговолишь продолжить разговор об автомобилях? - спросил он. - Какое место в твоей жизни занимают авто? - задал я "оригинальный" вопрос и попытался предугадать начало ответа: "Путешествие - это движение. Современный символ движения - автомобиль..." Сундаков начал: - Путешествие - это движение. Современный символ движения - автомобиль. Ни одна экспедиция без него не обходится... Но начну с другого. В семейном альбоме "Наш ребенок" после первого года моей жизни в графе "любимая игрушка" родители записали: "машина". Первое внятно произнесенное слово "машина". После второго, третьего и четвертого годов в этих графах повторяется слово "автомобиль". Лет с пяти и до начала полового созревания любимая забава заключалась в том, что шел с приятелями к дороге, все садились к ней спиной и на слух угадывали марки машин. Подозреваю, что именно автомобиль возбудил во мне авантюриста. В первое путешествие отправился после службы в армии. Жил тогда какое-то время не в Москве, а на юге Украины. Водительские права еще не получил. Договорился с приятелем, одолжил его "Запорожец" и две недели познавал необъятные просторы Украины и большей части России. Отрабатывал приемы экстремального вождения в условиях плохих дорог и отсутствия документов. - И какую оценку выставили автоинспекторы? - Им было не суждено насладиться моим обществом... Потом получил права профессионала, водил КамАЗ, работал на автобуровой. мотался по Крымской степи, вставал из-за руля и бурил скважины - искал пресную воду. Горд тем, что славный город Очаков, благодаря ударному труду вашего покорного слуги, из трех моих скважин впервые получил вместо завозимой собственную питьевую воду. Сердце своей жены окончательно покорил посредством самосвала. Молодоженами мы поехали в дом отдыха. Слышу какНа далекой Амазонке.В племени яномами приходилось добывать пищу столь экзотическим способом.то у ворот родной голос КамАЗа. Водителю предложил обмен: он съедает мой обед, а я катаю жену. Ударили по рукам. Устроил небольшое ралли со скоростными участками по грунтовке и "фигуркой" по тропам. Жена была в восторге. - В водители-испытатели тоже позвала поэзия движения? - Проза жизни - я попал в лимитчики. Помнишь это словцо? Поскольку из Москвы я уезжал, прописывать меня в собственном доме отказались. Пришлось устроить долгоиграющую забаву - стал бомбить жалобами (текст под копирку) все возможные госорганы по восходящей: от райисполкома до генсека. Наконец я всех "достал", и комиссия по прописке Мосгорисполкома собралась с повесткой дня: "О прописке В. Сундакова". Среди депутатов был рабочийс ЗИЛа, он рассудил: студент, хоть и не комсомолец, но спортсмен, с водительскими правами. Пропишем, если три года поработает испытателем на автозаводе. Так я стал лимитчиком-испытателем. Честно мотался по полигону, меня норовили "приподнять" в должности (все-таки почти два высших образования). Но отдел кадров осаживал: пусть не "шлангует", а крутит баранку. - Накатался на всю оставшуюся жизнь? - На счет автомобилей есть очень даже грандиозные проекты. Задумал экспедиции, в которые только на вседорожниках и можно отправиться. Первая - поиски клада генерала Колчака в Сибири, вторая - клада Наполеона... - ...На острове Святой Елены? - Нет, в России. Император укрыл его перед отступлением. Много лет я готовлюсь к этим поискам и уже подобрался довольно близко к тому и другому месту. В обоих случаях понадобятся самые серьезные вседорожники. Недавно мы провели первые переговоры с американцами об оснащении Российского фонда экспедиций и путешествий "хаммерами", и пока этот вариант остается перспективным. Конечно, было бы интереснее отправиться в экспедицию на автомобилях разных марок. Маршрут практически готов, и смею уверить, он может оказаться не менее "крутым", чем "Кэмел Трофи" или рейды такого же уровня. - Захотелось порезвиться на иномарках? А отечественные вседорожники тебя не устроят? - Мне нравится, что ты говоришь о них во множественном числе... Устроят. Тем более, что питаю к ним особую слабость - вот уже несколько лет владею самым лучшим российским вседорожником. Догадайся с трех раз, каким... Я обращался на УАЗ и услышал: машины дадим с удовольствием. Но их поведут водители автозавода, которым, будьте любезны, платите по 50 долларов суточных... Это говорят путешественникам, существующим на спонсорские и рекламные деньги! Одолжение пришлось отвергнуть... Я открыт для предложений любой фирмы. Как бы там ни было, в эти экспедиции обязательно поеду. Потому что "если уж чего решил, то выпью обязательно". Желающие испытать свои машины найдутся... Пара вседорожников стоят клада Наполеона?* * *Может, правда - стоят? И я погорячился - не нужно горевать о железе на колесах?.. Вот и вы попробуйте так рассуждать. Но если ощутите зуд и вам захочется - не без пользы! - раздолбать любимый вседорожник, обратитесь к Сундакову. Уничтожить или просто бросить пару-тройку "хаммеров" - раз плюнуть этому, как бы помягче... странствующему автокиллеру. Максим ЮРЧЕНКО ЗА РУЛЕМ 9/97 75