136
137
ВОДИТЕЛЬСКИЕУНИВЕРССчитаю, что мне в жизни повезло. Через мои руки прошло несколько автомобилей - один лучше другого, поэтому каждый раз я получал положительный эмоциональный импульс и как бы поднимался в своем осознании машины на новую ступень. ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬ Он достался мне в 1987 году в наследство от отца - "Москвич-2140" в довольно приличном состоянии, с небольшим пробегом, 1984 года выпуска. Отец ездил мало, автомобиль обожал, поэтому тот еще сверкал заводской краской, отличался резвостью и не досаждал посторонними шумами. Никогда не забуду чувства свободы и радости, когда впервые сел за руль своего автомобиля: я мог двигаться куда хотел, когда хотел и сколько хотел. Это понятно только автомобилисту. Ну, и чувство собственного достоинства: я, младший научный сотрудник, - владелец автомобиля! Однако проблемы не заставили себя ждать - мой "москвичок" начал давать сбои. Вначале я поменял сайлент-блоки и пальцы в рулевых тягах, когда появился стук в "передке". Затем "полетело" сцепление, хотя это можно отнести на мою неопытность. Через некоторое время "ушла" тормозная жидкость через задние тормозные цилиндры. Конечно, все это досадные мелочи, но они отнимали время и портили настроение, так как возникали в самый неподходящий момент. Но самое серьезное ждало меня примерно через год - вдруг "пробило" сальник коленвала и масло стало гнать из двигателя. Пришлось его перебрать. Зимой без видимых причин отказал генератор, в довершение - появился шум в заднем мосту. Из всего этого я сделал вывод: "Москвич" - автомобиль на два года, а без постоянного технического обслуживания ходит и того меньше. Машина для водителяумельца с большим запасом свободного времени. 136 ЗРЛМ 99 А УЕ /7 шадка для человека со средним достатком. Расстался яс этим автомобилем только потому, что появилась возможность приобрести лучший и более современный аппарат, а этот я отдавал в хорошие руки. С "МОСКВИЧА" - НА "ЖИГУЛИ" Времена менялись - в Уральском полиМой второй автомобиль - ВАЗ-21063 техническом институте, где я работал, был прямо с конвейера. Ощущение новизгруппа сотрудников организовала свою ны, запах заводской краски, свежей пластпервую фирму "УПИ-Резонанс", и все то, массы в салоне, мелкие заводские недочто ранее делали за отзывы и диссертации, делки и огрехи, которые приходится устратеперь начали делать за деньги. А разрабанять самому, - думаю, это памятно многим. тывали мы электротехнологическое оборуОтмечу, и с "Жигулями" мне повезло. Я подование для индукционной термообработки лучал их, тогда еще по разнарядке, в Юрю- металлов, в основном для автомобильной Ш зани, Челябинской области и перегонял промышленности. Заводы уже тогда могли своим ходом до Екатеринбурга. Конечно, рассчитываться только по бартеру - так сразу почувствовал удобство управления, появилась возможность довольно часто мемягкость хода, отметил хорошую обзорнять автомобили. Отпускная цена заводаность, качество отделки салона, несравниизготовителя, конечно, отличалась от рымые с "Москвичом". ночной, но я никогда не ставил цели на На перегоне мой "жигуленок" резвости этом нажиться. Просто, если удавалось поне показал, да яи не старался его насиломенять свой автомобиль на лучший - никовать, понимая, что должны приработаться гда не отказывался. и двигатель, и коробка передач, и трансмиссия. Поначалу сказывалась "слабость" ОТ УДАЧНОГО - К ЛУЧШЕМУ двигателя (1300 см3) - на Уфимском переСледующий мой шаг в познании автовале приходилось переходить местами дамобилей - ВАЗ-2109. Он поразил удобстже на вторую и первую передачи. Однако к вом посадки водителя, еще лучшим обзоконцу перегона автомобиль "обрел силы" и ром, еще более удобным управлением. Пе* далее ходил нормально. редний привод - это отдельный разговор. Качество сборки было вполне удовлеМожно спорить о достоинствах того или творительное. Помню только, испытал изуиного, но для легких автомобилей он промление, когда после обкатки заменили массто находка. Устойчивость машины, осоло в коробке передач и заднем мосту. Магбенно на поворотах, отсутствие карданнонитные пробки сливных отверстий были, го вала - преимущества очевидные. Своей как ежики, покрыты толстым слоем металкрасной "девяткой" я пользовался ровно лической стружки и облоем. Тогда подумагод. Особых замечаний не было. Правда, лось: не лучше ли было обкатать и довести сразу на новом автомобиле "сгорели" один детали на заводе, не возлагая это на поза другим два электронных коммутатора в то время они были несовершенны. Но требителя. ВАЗ-21063 был у меня и служил истретий "прижился" и весь срок работал правно два года, до сих пор с благодарнонормально. стью вспоминаю его. Пока ездил, я только Росла наша фирма - росло мое благозаливал бензин и менял масло. состояние, и следующим автомобилем стал ^ "Шестерка" - настоящая рабочая лоВАЗ-21093. Тогда я понял, что единствен- #*ный недостаток предыдущего - слабоват мотор, хотя раньше это ив голову не приходило. Моя красавица "девятка" цвета "электрон" действительно летала, как заряженная частица. Вот когда я осознал, что мощный мотор - это прежде всего безопасная езда. Именно "девяносто третий" несколько раз выносил меня из сложных ситуаций: из-под "чайников", которые пытаются подсечь, из "коробочки", когда тебя зажимают с двух сторон, при необходимости быстрого обгона на трассе. Конечно, первое время без "перегибов" не обошлось - немало штрафов заплатил за превышение скорости. Впервые на этом автомобиле я ощутил скорость 160 км/ч. Но зато нагонялся, думаю, навсегда - и себя проверил, и автомобиль. А потом, какой смысл гоняться, если знаешь, что можешь. Автомобиль прослужил мне два года и оставил самые светлые воспоминания. С ПОЛНЫМ ПРИВОДОМ Около года я пользовался "Нивой" ВАЗ-2121. Эта модель выпускается больше 20 лет, но она остается лучшей машиной для трудных дорог. Приходится только сожалеть, что за это время автомобиль серьезно не модернизировали, а на его базе, на его идее так поздно были созданы новые модификации. Вседорожник с удобствами городского автомобиля - это здорово! "Нива" - удивительный симбиоз проходимости и неприхотливости (от УАЗ-469) с простотой, комфортом и надежностью (от ВАЗ-2106). За все время эксплуатации ни одного нарекания, ни одной проблемы, ни одной дороги, которую бы моя "Нива" не преодолела. Хотя нет - однажды весной я, по неопытности и наглости, залез в болотную жижу, где "Нива" боролась до последнего, пока не пробороздила широкой траншеи и не села на оба моста. Но проходивший мимо КамАЗ играючи выдернул меня на дорогу - что называется, я отделался легким испугом. Есть у автомобиля, конечно, и недостатки. К главным, пожалуй, отнесу следующие. Во-первых, неотключаемый передний мост - лишний расход бензина на трассе. Во-вторых, слабая шумоизоляция салона, тем более, что водитель и передний пассажир сидят прямо над "раздаткои" и на скорости 100 км/ч друг друга уже не слышат. В-третьих, почти "квадратное" соотношение базы и колеи не добавляет ему устойчивости, а следовательно, и безопасности. Но в общем и целом - добротный, многофункциональный, надежный автомобиль для российских дорог и просторов. И НАКОНЕЦ - ИНОМАРКА Жажда познания автомобиля привела-таки меня к БМВ-3161 выпуска 1994 года. Сам не знаю, как пришел к осознанию того, что мне нужна иномарка. Наверное,•это решение созрело в отпуске, за рубежом, когда я брал напрокат "Мазду-323" и был поражен разницей в управлении "японкой" и моей "девяткой". Так или иначе, я приобрел БМВ, на тот момент "годовалый" с подозрительно малым пробегом - 13 тыс. км. Но поскольку я покупал его у друзей, уверивших меня в совершенно легальном его происхождении и достоверности всех данных, я принял решение. Что могу сказать? Только управляя БМВ, постигаешь смысл девиза фирмы: "С удовольствием за рулем!". Приемистость двигателя, гидроусилитель руля, маневренность (радиус поворота меньше, чем у "девятки"!), бесшумность и мягкость хода, кресла не уже домашнего дивана, продуманные органы управления автомобилем и передняя панель - далеко не полный перечень того, что может привести в восторг любого. Если к этому добавить высокую устойчивость автомобиля на любой дороге (при соответствующей, конечно, резине), высокие скоростные и аэродинамические характеристики, относительно небольшой расход топлива - получится портрет идеального автомобиля. Точнее, идеального для делового человека с достатком выше среднего. Он вполне презентабелен - не стыдно показаться где бы то ни было, удобен и надежен в эксплуатации, легко маневрирует и паркуется в городе, компактен, но имеет вполне вместительный салон. К достоинствам моего автомобиля отношу отсутствие излишеств и, как следствие, довольно разумную цену. Теперь - о трехгодичной эксплуатации этой "тройки" в российских условиях. Вопервых, пришлось заменить аккумулятор родной "Бош" емкостью 45 А-ч зимой оказался слабоват. Пришлось поставить "Варту", 66 А*ч с пусковым током 450 А - теперь все в порядке, запускаюсь даже в 35-градусный мороз (масло, конечно, синтетическое). Во-вторых, подвеска тоже оказалась не очень готова к нашим дорогам - на третий год появились посторонние шумы в передней подвеске; бесчисленные толчки "разбили" крепление заднего правого амортизатора и, что хуже, подшипник ступицы переднего колеса - он загудел. Замена обошлась в круглую сумму. К тому же обслуживать автомобиль не так-то просто: в Екатеринбурге это дело поставлено из рук вон плохо. Запасные части стоят баснословных денег: московские цены зачастую ниже наших в полтора-два раза. Иностранных автомобилей стало бы куда больше, если бы в крупнейших городах России открыли фирменные сервисные центры заводов-изготовителей. А пока... Пробовал обратиться в один из наших: профессиональная подготовка слесарей - удручающая, оборудование - и того хуже. Я свой автомобиль такому "центру" не доверю. Но в общем, не хотелось бы заканчивать на минорной ноте. Я в свой автомобиль влюблен и, так или иначе, решу проблемы, которые возникают при его эксплуатации. Садясь за руль БМВ, понимаешь, насколько же отстала наша автомобильная промышленность. Преступно долго затягивается вопрос об организации совместных производств на базе наших автомобильных заводов. Импортный автомобиль уже давно перестал быть заморской диковиной для практичных людей, ценящих время и деньги. Американцы говорят, что для мужчины автомобиль - это вторичный половой признак, как у павлина - хвост, у кенара - его трели, а у льва - грива. И в том, что они правы, убеждаются ныне многие наши соотечественники. Екатеринбург Александр ПЕТРОВ•0ЗА РУЛЕМ 9/97